Диалог

Екатерина Алексеевна Карпова
Поздний вечер. Круглосуточная сетевая пиццерия с обслуживанием на кассе и нефильтрованным пивом. Парень и девушка. Оба субтильного телосложения и с намерением много есть и долго пить.
 
- Сейчас в моей жизни пришло время очередного «экзистенциального кризиса». Я всегда впадаю в это состояние, когда нужно решиться на какие-нибудь серьезные перемены в жизни. Мои родители воспитали меня свободолюбивым человеком. Но за правом на свободный выбор, свободное самовыражение стоит необходимость самостоятельного решения - что же выбрать! 
 - Чтобы ответить на этот вопрос, каждому человеку необходимо иметь  собственную систему координат, иерархию ценностей. Если она есть и стабильна, то в любой ситуации можно будет легко сделать выбор в пользу того или другого поступка.
 -  Правильно будет все-таки корректировать и её,  мы ведь развиваемся, взрослеем, наконец. Как бы то ни было , отвечать на «вечные вопросы» нужно самостоятельно, чтобы не отдавать это право кому-нибудь другому вместе с правом выбора направления своей жизни.
- А что ты думаешь о дихотомии добра и зла?
 - Добро и зло относительно, как бы банально это не звучало. Относительно меня добро - это то, что хорошо для меня, а зло – то, что для меня плохо. Здесь все просто.
- А как быть с вопросом отношения к человеку, когда он делает мне добро, а как – когда зло. Я думаю, что исходить нужно из намерений человека. И я действительно стараюсь, оценивая поступки людей, понять причину их действия или бездействия.
- Нужно ли вообще оценивать поступки других людей?
- Я считаю, нужно в целях обеспечения собственной безопасности. Если рядом со мной накапливается большое количество людей, чьи моральные принципы позволяют  им намеренно причинять вред другим людям ради достижения собственной цели, то это для меня не безопасно. В современном мире широко пропагандируется ценность собственного блага, поэтому совершенно не общаться с такими людьми практически невозможно. Обезопасить себя можно как  раз оценкой причин такого поведения, у разных людей они различны, и оценкой степени возможности подобного отношения к себе со стороны конкретного человека.
- Я считаю, что действовать в той или иной ситуации необходимо исключительно исходя из собственного блага. Но у меня так же есть убеждение, что причинение ущерба другому человеку само по себе тяжело переживается любым человеком. Поэтому необходимо оценить для себя, насколько благо будет для тебя важным и комфортным в совокупности с этим переживанием (вспомнился Раскольников Достоевского). Всегда можно найти более выгодный для себя вариант получения этого блага, исключив пренебрежение другими людьми, а следовательно не преодолевая сопротивления, агрессию с их стороны.
- А что тогда ты думаешь о любви? Разве это не видение чужого блага выше своего?
- «Любовь – это, когда бабочки в животе».  Я категорически не хочу «вырастать» из романтика в практика и циника, особенно в том, что касается этой сферы жизни. Вот появились у тебя «бабочки», и тут же благо этого человека становится и твоим собственным благом. Следовательно, любовь это желание помогать, отдавать часть своего времени, внимания, сил, материальных и душевных ресурсов любимому человеку.
- Меня в этой теме волнует вопрос о не взаимной любви: может ли она быть, и если да, то насколько это чувство полезно для его счастливого обладателя?
- Такая любовь неполноценна и не приносит того чувства защищенности, уверенности в себе, принятия себя и раскрытия в своей сексуальности – а я считаю, что любовь как естественная потребность человека заключается именно в этом – ради чего собственно она и необходима.
- Если вернуться к романтическому взгляду на это чувство, мощные положительные эмоции, дополнительный заряд энергии, можно получать и от такой формы любви – чувствуя свою полезность для объекта любви и просто наслаждаясь общением с ним в любом виде.
- И все же я склоняюсь к тому, что не взаимная любовь свойственна творческим эгоцентричным личностям, любящим больше себя в любви (в способах её проявления), чем сам объект вызывающий это чувство.
- Таким образом, истинная и необходимая любовь взаимна. То есть любовь – это взаимное желание двух людей совместно существовать, основанное на понимании, принятии друг друга и сильной эмоциональной привязанности?
- Определение получилось каким-то научным, совсем не романтичным, но оно передает мое понимание этого чувства.
- Рядом с вопросом о любви всегда стоит вопрос о верности. В современном обществе все так смешалось и запуталось … а может и всегда так было. 
- Желая блага для любимого человека, а для него благо в свободных отношениях, или измена была случайной, или предательство заключалось вовсе не в физической измене, а в укрытии каких-то важных фактов (или ещё чего-нибудь, фантазия богатая) , то я (по определению нами выведенному) должна понять, простить и принять его таким какой он есть.
- Но принимая человека, представляешь его себе определенным образом (в основном таким, каким он сам себя представляет). И если через какое-то время выясняется, что он в реальности отличается от того человека, которого я видела рядом с собой, то я могу пересмотреть свое отношение , эмоции и чувства к этому человеку.  Кого в этом случае считать предателем? Того кто раскрылся и оказался не таким, каким представлялся изначально или того кто не смог его принять таким какой он есть?
- Есть понимание верности как ответственности, которую берет на себя человек за другого. Вот тут и кроется корень страха перед «серьезными» отношениями. Сложно найти грань между искренним желанием человека принять на себя заботу о чувствах, переживаниях другого человека и социальной нормой, которая обязывает его это сделать.
- Тут , я думаю, можно снова сослаться на определение любви, на то что там говорится о желании, принятии, а следовательно согласовании личных норм приемлемых для обоих. Любовь как и любое другое чувство – явление не постоянное, и если у одного из партнеров оно исчезает быстрее, чем у второго самым честным я считаю вариант – просто сказать об этом, предупредить, что вы снимаете с себя ответственность за партнера, возвращаете её ему и пусть он уже сам решает, что  с ней делать.
- Это ,пожалуй, самый сложный для меня вопрос. Если говорить об абсолютной истине, то тут мы придем к вопросу о познаваемости мира – что из того, что мы о нем знаем действительно объективно верно, а что ложно и является лишь результатом нашего субъективного опыта.
- Если говорить о необходимости быть честным, то это ещё сложнее. Помимо того, что существует множество неоднозначных ситуаций, в которых ложь может быть более гуманной или уместной, чем правда, есть ещё такие ситуации, где соврать выгодно лично для тебя. Здесь мне хотелось бы сказать о честности по отношению к самому себе. Трудно судить о других, а что касается лично меня, то я часто себя обманываю – рационализирую. При этом ясно понимая и чувствуя всем организмом, что поступаю против своих желаний, вразрез со своими предпочтениями, тем самым теряя гармонию.
- Гармония со своим внутренним миром, со своим телом и далее с миром внешним, с людьми, событиями и явлениями, свершающимися в нем – это самое важное для физического и психического здоровья. А здоровье – это базовая потребность человека. Именно по состоянию здоровья оценивается качество жизни человека.
- Семья – это ещё одна из естественных потребностей человека?
- Можно так сказать. Необходима она как для самого его появления, так и для развития на начальных этапах, и не менее важна на протяжении всей дальнейшей жизни. Это люди, которых мы любим. Те, которые решили существовать с нами на начальном этапе нашей жизни (это может быть приют или приемные родители) и те, с которыми уже по обоюдному решению живем в сознательном возрасте.
- Друзья – это тоже люди, которых мы любим?
- Это понятие более размыто, так как есть друзья, которых можно назвать членами семьи,  а есть такие, которых просто знакомыми назвать мало, а любимыми людьми многовато.
- Как тебе мнение, что это возможность расширить свою семью до комфортных размеров? Кому-то нужно множество близких людей, за каждого из которых он готов нести ответственность, взамен получая принятие с их стороны. А кому-то достаточно одного близкого человека, который по совместительству может быть любимым (муж/жена).
- Тоже годится. Часто в эту категорию попадают люди, с которыми мы осуществляем совместную деятельность. Действия, совершаемые человеком,  могут быть хаотичными, бесцельными, безрезультатными  (направленные на «убить время» туда же).  Такие действия можно назвать – перерывом. Любые другие это работа – работа над собой, работа по дому, работа для получения денег, работа для души (хобби). Работа – средство самоактуализации, а значит очередная естественная потребность. Как и перерывы – необходимые для восстановления сил или/и поиска нового направления (что иногда необходимо).
- Следуя логике твоих рассуждений (и из опыта жизненных наблюдений), ленивые люди  - это люди  часто сомневающиеся в правильности выбранного направления, то есть те, которые не умеют прислушиваться к себе, своим желаниям и позволять себе поступать исходя из них.
- Совершенно верно. Тут хочется обсудить тему смысла жизни.
- Смысла существования человеческой жизни вообще нет. Даже если нас создали инопланетяне, даже если мы часть чего-то большого и полезного, даже если существует жизнь после смерти – все равно вопрос «и в чем смысл» можно задать в финале любого объяснения.
- Исходя из такого рассуждения,  жизнь конкретного человека является ещё менее ценной.
- Это только с первого взгляда. Продолжаем рассуждения: если моя жизнь никому не нужна, значит и мне для жизни ничего не нужно. А вот это по-моему замечательно! Это означает, что я могу быть кем хочу, делать что хочу, получать от жизни все что хочу.
- А когда человек говорит, что не хочет ничего и жить вообще?
- Тут механизм примерно как у ребенка – раз мне не дали самолетик, которым я хочу поиграть, не буду играть вообще ничем – то есть инфантильная беспомощная позиция. Для человека естественно хотеть – начиная от желаний поесть и поспать (которые важно реализовывать) и кончая желаниями саморазвития и самоактуализации.  Следовательно, человек всегда чего-то хочет и смыслом его жизни является реализация своих желаний.

Они еще много говорили о простом и личном, перебивая друг друга: то в споре, то выражая согласие. Кажется, они сами не всегда улавливали эту разницу. По окончанию пиццы, пива и денег в кошельках, они вместе вышли на улицу. На часах было четыре утра. Девушка уехала на такси. Парень пошел домой пешком, чтобы проветрить голову и домыслить глубину обсуждаемых тем.