Как в тумане

Александр Дробноход
   В низине вдоль пруда располагалось село "Большевик". Глядя на дом, можно с уверенностью сказать, что в нем живут добрые, трудолюбивые и отличающиеся для сравнения с другими чистоплотные, одним словом настоящие хозяева. Глянешь на любой из домов, ты видишь белые-белые стены, ставни оконные украшены узором, во дворах грядки оформленные, как по шнурочку. Весь вид придает отличный душевный настрой, сопровождающийся любовью и уважением этих людей.

   Мать Гришки Юдина, Мария Егоровна, сидя за столом, обдумывала чего бы сообразить на обед, глядя на сына, улыбаясь, она попросила :-А не сбегать бы сынок, тебе на пруд, да поймать, несколько карасей!  Потирая ладони, подморгнув левым  глазом, сказала:- Приготовлю ушицу, да поджарю! Вот это будет настоящий обед.
-Я то что, я завсегда готов! -ответил Гришка.
-Ну, вот и ладненько!С Богом!
Григорий собрал все необходимое и покинул двор.

  Гришка прибыл на пруд, занял своё излюбленное, удачливое место.Раскидал прикормку, оснастив удочки  жирными красными червями. Закинув удочки на разные расстояния от берега, сел поудобнее на лежавший ствол сухого дерева и стал ждать поклевки.  Да, надо было бы посмотреть на  поведение рыбок в банке, рассуждал он.

    Ждать долго не пришлось, поплавок как-то задёргался, а затем пошёл как торпеда на глубину пруда. Подсечка! На крючке Григории почувствовал не мелочёвку! Рыба сопротивлялась, но... Вскоре оказалась в  сачке, а затем и в садке. Клёв был сумасшедший.Немного было затрачено времени, чтобы хватило поймать рыбы на уху и жарёху.

   Довольный, собрал снасти, вынул  садок из воды, Гришка покинул пруд. Мать встретила его с уловом  с радостным лицом :- Ну весь в отца! Всё в дом, всё в дом!- причитала Мария Егоровна. Она засуетилась. Где-то часа через два обед был готов. На столе чашки с ухой, да тарелка горой наполненная жареной рыбой,с такой аппетитной золотистой корочкой, да хрустящими поджаренными хвостиками да плавниками.-  Ну что, сынок, не пора ли обедать? Все на столе. - объявила Мария Егоровна.

   Отложив свое занятие, Гриша привел руки в порядок, уселся за стол. Вздохнув глубоко, он ощутил аромат жареной рыбы, принялся уплетать. Мать, облокотившись на стол, подперев ладонями подбородок, с любовью смотрела на сына. Природа-матушка не обошла его стороной, наградив красивым лицом с длинными ресницами, большими карими глазами, да волосами с завитушками, а также статной фигурой. Благодарила творца за сына, за его доброту, нежность, уважение и заботу к ней, к бабушке.

- Что мамулечка, так на меня смотришь ? Не виделись давно ? Так каждый день тремся бок о бок. - удивленно спросил глядя на мать. - Да вот смотрю на тебя и вижу перед собой твоего отца в молодости,каким впервые его встретила. Встретила и полюбила. Обидно, что наше счастье длилось недолго. Во всем виновата война.  Говорят что наши войска отступают, оставляя свои позиции. При таком раскладе, немцы могут добраться и до нас. -Ты же знаешь, мама, что русские долго запрягают а потом кааак! Дадут. - это все так, но все равно как то на душе тревожно.

    И вдруг через открытое окно Гриша услышал глухие взрывы с каждой минутой, как говорится, приближающиеся все ближе и ближе к селу. Уже были слышны автоматные очереди. В пяти километрах от села шел бой. Но везде жители видели отступающих наших солдат, двигающихся, на телегах, верхом на лошадях. С грустным видом их провожали взглядом жители села. Где то через час, Григорий услышал над селом взрыв. Оказывается немцы взорвали указатель с надписью "Большевик." Был дан приказ: " При дальнейшем наступлении, стереть с лица земли это село. Ликвидировать корни и корешочки большевизма."

    При появлении немцев в селе, они с первой минут показали кто здесь хозяин. На месте расстреливали молодых парней и подростков. Прибежавшая к ним соседка сообщила, что ни с того ни сего расстреляли Ванюшку Конного, Сергея Пудова, да Ваську Куликова, это только о которых я хорошо знаю и видела своими глазами, но убежав от Коновых огородами , прибежала к вам сообщить, так что, Гришенька, собирай вещички и уходи, ибо и тебя постигнет такая участь.  Мария Егоровна в слезах, наспех собрала все необходимое, уложив в рюкзак, проводила сына в село, где жила сестра мужа Наталья.

  Немцы забирали все: птиц, скот да и не брезговали и драгоценностями. Надежда на то, что немцы скоро покинут село, не оправдалась, задержались на целый месяц, держа народ в страхе.
Григорий добрался к тете уже за полночь, постучал в окошко, Наталья, дрожащим голосом спросила:- Кто там?

-Да я - Гришка Юдин, племянник Ваш.  Она обрадовалась приходу племянника. Накормила, напоила и уложила спать. Утром он рассказал о зверствах немцев. - Да мы уже наслышаны о том, что они творили в деревне Демидовка. Гриша сразу заметил, что нет в доме мужской руки. Обошел двор, определил объем работ, спросил у тети Наташи где инструмент дяди Паши.

  За три-четыре дня, двор было не узнать. Наталья довольная, благодарила племянника. Вскоре Григорий познакомился с двумя сестрами, живущими через два дома, помогал во всем. Девчата приглашали его к столу. Он никогда не отказывался. Особенно, когда приглашала старшая Лена. Видно было даже невооруженным взглядом, что она влюблена по уши, с первого взгляда. Она не знала как удержать себя, чтобы не признаться в своих чувствах. Младшая Иришка была в том же состоянии, но не стала становиться на ее пути.

 - Посмотрю по обстоятельствам - подумала Иришка. Если  чаша весов отношений сдвинется в пользу меня, то прости сестренка.Не упущу своего! - сжав кулачки, произнесла вслух Ирина. А тут, непредвиденный случай. Молодой, красивый,бригадир Лешка  Кудряшов явился к ней с просьбой: "Мне нужна твоя помощь!"- опустив глаза, огласил свою просьбу.  - Ну, давай валяй, Лешенька, выскажи свою просьбу, улыбнувшись сказала Иришка. В душе, после слова "Лешенька" повеяло теплом, кинуло его в жар, появилась какая-то надежда.- Пойдем,там то и увидишь!- Глядя на нее своими счастливыми  глазами. Алексей шел впереди, а сзади не спеша плелась Ирина. Ее не покидала мысль, что что -то это за работа с секретом рассуждала мысленно она.

  Подойдя к дому, Леша остановился, открыл калитку, отойдя от нее, движением руки, показал мол,  прошу. Постояв, Иришка вошла во двор. Двери дома он сам открыл. Войдя в дом Ирише бросился накрытый стол. На столе стояли тарелочки с разложенными в виде ромашки кусочками сала, на другой вареные яйца, хлеб, а посередине стояла бутылка своего, домашнего вина.  - Присаживайся Ирочка, будь гостей!Каждое сказанное им слово было выдано от души.
- Что за праздник? И почему именно мне такая честь?-спросила она
Леша, без всякого стеснения, ответил. - Во-первых,надоели эти будни, должна быть какая-то разрядка, убрать напряжение, то есть расслабиться. -Хорошо, принимаю! ответила Ирина. - А во-вторых?
После этого вопроса, Лешка изменился, в лице была растерянность, но он взял себя в руки и сообщил,- Ириша, ведь для меня ты самая лучшая, а этим все сказано. От неожиданности она села на стул, стоящий у печи.  -Нет, Ирочка, садись вот на это место, приготовленные специально для тебя.  Алеша подвел ее к стулу, на котором она должна сидеть. На сиденье стула лежал с красивым узором половичок,вытканный его мамой Дарья Сергеевной.

 Иришка, усевшись на стул,как не странно с завистью подумала "какая честь оказана ей! Алеша за столом вел себя свободно, а это Иришке нравилось. - А я и не знала, что он такой, веселый, добрый, открытый - подумала она, улыбнувшись. Захмелевшая Иришка подвела итог встречи:" если быть вместе, так идти до конца!" Алексей не ожидал такого поворота событий, в свою очередь высказал свое мнение " я согласен! Но поясняю, что вместе и до конца, идут только сильные."

   Каждодневные встречи как бы сроднили молодых людей. Каждый вечер они встречали вечерний закат, а утром утреннюю зарю. Старшая сестра Лена строила планы на будущее, о семье, детях, ну как и все взрослые люди. Идет война - страшное время, никто не знает, что его ожидает впереди. Она решительно настроилась обзавестись семьей, пусть день, два, месяц, но Гриша будет мой и только мой. Вопреки законам природы, общества, не считаясь с приличием, девичьей гордостью , Лена решила идти по прямой, не меняя направления пути.

   Вечером, прибывшая к ним в гости она так с порога и заявила - Прости меня, Гришенька, для тебя я думаю не секрет, что моя любовь к тебе безмерна и не пора ли нам соединить наши судьбы, а?
Гриша от неожиданности оторопел не зная что и ответить. - А что? Мысль твоя верная, немцы почти у порога нашего села, мне хочется или не хочется, все равно придется уходить на фронт. Война,  не тетя, не мать, не ты Леночка, она не приголубит, не приласкает, она вонзает с каждым днем своим звериные когти все глубже и глубже. Так, что твое предложение я принимаю. Вечером Гришка перенес свои скудные пожитки в дом Лены. Но... Счастливое время, как и ожидалось, оказалось недолгим. Прошло чуть больше месяца, немцы возобновили наступление. Начались сборы  Гришки и Алешки. Иришка и Лена в слезах собирали в дорогу своих парней. Только вот Лена, вела себя по-особому, ну как настоящая ,законная жена. Или потому что взрослей или по опытней.
 
 У порога Лена шепнула Григорию на ушко "Гришенька, знай, что я уже беременна. Так что береги себя для меня и нашего ребенка." Радость и горе слились воедино. Слезы радости и слезы разлуки с любимым человеком - это не одно и тоже. Так Гриша и Леша, покинув этот дом, направились в сторону наших воинский частей. А там лишний солдат, лишняя винтовка не помеха. Так молодые люди попали в действующую армию-на фронт. Довелось им принимать участие в разгроме немецкой группы в деревне Шишкино. В этом бою Гришка отличился, уничтожив гранатами два немецких расчета, а Лешка со своими товарищами захватили продовольственный склад, тем самым обеспечив подразделение продуктами. Выкроенную минуту Гриша и Леша писали письма своим подругам, сообщали об успехах, о здоровье и что безмерно скучают.

    Прошло немало времени, как шла война, было заметно, что немец был не тот, что в первые дни войны. Одно за другим они проигрывают сражения. Не то потому, что наши солдаты сбили пыл наступлений, не то, что наша доблестная армия была снабжена новейшим оружием. "Скоро разгромив фашистов каждый из нас вернется домой к своим семьям". Об этом Гриша писал в каждом письме, написанном химическим карандашом. Но однажды получив письмо, Григорий так обрадовался, но потом как-то сник, осунулся по стенке окопа. Оказывается Лена долго не сообщала, что при уходе немцев село Большевик было сожжено с жителями запертыми в своих домах. "Мама, мама, закричал он! Погибла моя мамочка" Так Григорий лишился самого дорогого, любимого человека. Ведь без мамы мир и холоден и пуст. В своем письме к Лене Гриша просил беречь себя и будущего малыша, ведь никого роднее их нет на этом свете.

 Григорий сложил листок, положил в потайной карман фуфайки, сел, облокотившись спиной о стену окопа, закрыв глаза ушел в воспоминания. Вспомнил маму , красивую с голубыми, как васильки глазами, вспомнил ее смех. Особо запали в душу его детские годы. Он был любимцем, как и для мамы так и для бабушки, которая учила его премудростям жизни. Как повзрослевшему Грише давала советы. Уж больно ей хотелось чтобы внук, где ни был, мог сказать "Я  хочу видеть то, где я родился. Так как семена, проросшие в душах взрослых людей, такие люди никогда не станут потребителями, а будут жить и работать во славу своей Родины." Все эти пожелания воспринял как должное, стараясь следовать им.

 Вспомнил Григорий и Лешку, погибшего в этом бою. Какие уставшие глаза своего земляка он видел в последний раз, когда тот вытащил с поля боя своего командира. Передав его в руки солдат только успел сказать, вытирая пот со лба "Наконец-то дополз!Устал"- это были его последние слова, которые слышал Гриша. И вдруг Алеша замолчал, выпрямился,  глаза помутнели, застыли. Тело его начало опускаться к земле, после чего он упал. Вражеская пуля пришлась прямо в висок. Подняв Алешку, Гриша увидел как кровь тонкой струйкой полилась изо рта. Лицо побледнело. Гриша прижал бездыханное тело к груди, зарыдал. "Леша, Лешенька, не уходи!" Но...смерть забрала его.

А в это же время Лена родила сына -крепкого малыша в четыре с половиной килограмма, да и рост пятьдесят пять сантиметров "Ну вылитый папа, -произнесла молодая мать, когда ей принесли ребенка. Прижав к себе свою кровиночку,Лена сказала "Да мой же ты Гришенька!" Так с этого момента ему присвоено имя Гриша.

  В это время шли ожесточенные бои за Днестром. Письма редко доходили, да и писать времени не хватало. Случилось так, что письма он вообще перестал получать, что очень негативно сказывалось на его душевном состоянии. Шли месяцы, тяжелые как казалось Грише нескончаемые.

   Но настало время, когда успехи наших войск, питали уверенную надежду о приближении дня Победы! И вот этот долгожданный день настал. Сколько было радости, веселья, каждый строил планы о встрече с родными и близкими. Гриша вспомнил, что ехать в родное село Большевик нет надобности, так как все село ушло в область предания. Кроме как  к своей  жене Леночке да сыночку. Настал день возвращения. Сколько времени ушло, чтобы добраться до места. Из районного центра Гриша добирался пешком. Чем ближе он подходил к дому Лены, тем тревожнее становилось на душе. Убивало его то, что не будет встречи с мамой, бабушкой, не увидит он больше ласковых милых глаз Марии Егоровны и бабуни.

    Подойдя к калитке он увидел малыша с топориком в руках, сердце забилось так, что могло выскочить из груди. Григорий подошел к ребенку, спросил -  Ну что, мужичок, чем занимаешься?" , тот опустив топорик, спокойно ответил -  Ты сто не видись, лубаю длова для пецки.  -Какой же ты молодец - прижимая к груди мальчика, сказал Григорий. - А мамка-то где? - Там в доме- ответил малыш. - А зовут тебя как? - поинтересовался Григорий. - Глисей- гордо произнес он. Слезы радости хлынули из глаз, Григорий еще крепче прижал его к себе со словами - Да мой же ты сыночек! Мой родной,ведь я твой папка!- еле выдавил Григорий. -А ты не сутис?- раскрыв свои карие глазки спросил малыш. -Нее, мой папка на флонте, бьет фасыстов, он гелой! - развернув свою маленькую грудь, гордо сказал он. - Сынок, да вот же я перед тобой стою!
-Плавду говолис или влес,- наклонив свою милую головку, переспросил мальчик и тут же кинулся на шею отцу. После чего, взяв отца за руку сказал- Пойдем к маме, вот уж она обладуется! А сам побежал вперед с криком - Мама, смотли кого я пливел! Ирина увидев Григория окаменела.Выронила посуду из рук и осколки  с грохотом полетели в разные стороны.

- Ты сто, не лада папе? - закричал малыш, она пошатываясь подошла к Григорию, упала на грудь, рыдая, а Григорий старался успокоить ее. - С возвращением , Гришенька!- крепко обняла и поцеловала. Но Григория уже тревожил вопрос, а где же Лена? Почему сын называет ее мамой?  Ирина быстро накрыла на стол, вот тут то за столом и выяснилось, что Лена ушла на фронт, оставив малыша на сестру. Не сказав ей не слова. Это уже от людей она узнала, что Лена со своей подругой Катькой Ишковой ушли на фронт добровольцами.

    Прошло много времени - ни одной весточки. Ирина вытерла слезы, сказала - Неужели она не могла выкроить минуту и сообщить о себе? -глубоко вздохнув, продолжила  -А может ее и в живых нет?  Григорий обнял Ирину своими крепкими руками, поцеловал и от души поблагодарил ее за сына.

 Гриша- младший , перебирая своими пухленькими ручонками медали, так важно , глядя отцу в глаза, сказал: -У Ванькиного отца навелно нет таких олденов, как у моего! Плавда, папка, ты-гелой!"
- На войне, сынок, все герои.
- А мама говолила, что ты гелой. Плавда, мама?
-Ну раз мама говорила, значит папа твой герой. Малыш обнял отца , крепко поцеловав сказал -"ну и молодец ты у меня, папа."

 Наступил вечер, солнце покинуло пределы неба, укатившись куда-то в бездну, оставив после себя зарево. В заброшенной роще, выдавая трели пел соловей. Сын ни на минуту не оставлял отца, забрасывая вопросами. Григорию было хорошо, но его не покидала мысль о Лене. Он не мог представить как ему теперь жить. Начал свою новую жизнь как в тумане.

 Он видел как Ирина тянулась к нему, заботилась о нем и его сыне, хотя она и не могла представить жизнь без этого маленького чуда. "Интересно!Долго ли будет продолжаться эта непонятная жизнь?"-рассуждал он.

   Прошло три месяца. Осень вступила в селе в свои права, показав какая она слезливая, неудобная и в тоже время красивая. Деревья принимали различный окрас, трава потеряла свою былую свежесть, былинки травы от сырости ломаясь, ложились на землю. Все это наводило какую-то грусть на душе, от чего менялось настроение. Менялось оно и от того, что каждый день Григорий видел высоко-высоко птиц, улетающих в дальние края, покидая свои места, где гнездились и выводили своих птенцов. Однажды наблюдая летящих над головой птиц Григорий невольно подумал и отчасти позавидовал им. Ведь они парами собираясь в стаю, покидали обжитые места, а он один одинешенек. Его пара где-то! Жива ли, здорова?

  И он решил непременно сегодня решить этот вопрос раз и навсегда. За ужином Григорий спросил Ирину - Ну что же нам делать? Жить как в тумане, в неведение негоже, к тому же и сын растет?  Ирина не то чтобы застеснялась, она просто молча обдумывала этот вопрос, как правильно дать ответ. Ей самой давно хотелось услышать от Григория эти слова. Она без всяких лишних оправданий прямо высказала свое мнение:- Как скажешь , Гришенька, я думаю, что для сына так будет лучше. Григорий без слов подошел, обнял Ирину, спокойно сказал :- Умница! решение твое правильное, полезное для всех. Одобряю. С этого момента они стали жить единой семьей.

  1947- семья готовилась к празднику, украшали елку, вместо елки Григорий принес срубленную акацию. Игрушек как таковых не было, вешали поделки из бумаги, вату. Гриша младший ждал этого праздника как никто. Сидели за столом , отмечая праздник,как вдруг в дверь постучали. Ирина подумала, что соседка зашла на огонек-поздравить их. Но открыв дверь ахнула. Перед дней стояла сестра Лена. Обнявшись сестры расплакались. - Ну заходи, сестра, заходи. Вместе отметим новый год.

 Увидев Григория Лена не знала, что  и делать. Григорий в этот момент так же как и Лена прибывал в таком же состоянии. Теперь-то при появлении в доме Лены , он не знал как вести себя. Гриша младший разрядил обстановку на время. Спросил :- А вы тетя к кому пришли? - Да к вам сынок, к вам. - ответила Лена,  обняв малыша. Но сердце ее не екнуло, не почувствовало любви, тяги к ребенку. Она сразу поняла, оценила обстановку, сделав заранее вывод - не мешать им, как не трудно будет это пережить.

  В этот же вечер Лена заявила:- Я вам не помеха!Живите счастливо, цените друг друга, а главное берегите это милое сокровище. Через неделю Лена покинула село. Частенько приезжала с подарками, особенно осыпала гостинцами Гришеньку. Когда Гриша пошел в первый класс, все втроем провожали его в школу, а затем ждали с нетерпением возвращения.
 Вот такую историю рассказал Елена Ивановна Чуева из села Петровка.





           Дробноход А.Я.       с. Лопанка