063 Живая вода озера Манасаровар Мапхам-Юнцо

Виорэль Ломов
Живая вода озера Манасаровар (Мапхам-Юнцо)
(Раздел: Азия. Озера)

Манасаровар — пресное тектоническое озеро в Центральной Азии, одно из самых высоких в мире. Находится в Тибетском автономном районе Китая, у хребта Кайлас Тибетского нагорья на высоте 4557 м. Площадь озера 520 кв. км (25 ; 23 км), глубина до 82 м, протяженность берега 88 км. Со дна водоема бьют горячие радоновые источники. В Манасаровар впадает 12 рек; вытекает поверху и по подземному каналу одна — Ганга Чху длиной 10 км, впадающая в озеро Ракшас Тал. По поверьям тибетцев, чистые и прозрачные бирюзовые воды Манасаровара — живые, а мутные и солоноватые воды Ракшаса — мертвые. Рядом с Манасароваром на горе Канглунг смыкаются бассейны Ганги, Брахмапутры и Инда. Вокруг озера стоят 8 монастырей, символизирующие Круг Сансары (Круговорот Перерождений). В монастыре Чиу хранится скульптурное изображение Будды-Чомденте, сделанное при его жизни. Озеро Манасаровар наряду с хребтом Кайлас считается «центром Вселенной», самым священным природным объектом у представителей четырех религий — индуизма, буддизма, джайнизма и бон.

По-тибетски название озера Мапхам-Юнцо переводится как «непобедимое озеро бирюзового цвета». «Непобедимым» его окрестили буддисты, вытеснившие в XI в. с этой территории приверженцев религии бон. На санскрите Манасаровар, образованное от слов манас — сознание и саровара — озеро, означает «Озеро (рожденное) из сознания (Брахмы)». Это название вошло в обиход на английском и русском языке. Иногда озеро называют «Западным морем», т.е. водоемом, расположенным на Западном Тибете.

Манасаровар является полной противоположностью озеру Ракшас. Манасаровар всегда спокоен, как душа праведника, а на Ракшасе нескончаемый шторм. Исследователи не могут постичь причину столь разительного контраста двух водоемов, находящихся в 6 км друг от друга. Уфологи предполагают, что под дном Ракшаса имеются пустоты с энергоустройствами, создающими штормовую погоду, которая усиливается при появлении на озере посторонних предметов или людей. По легенде же, озеро Манасаровар — это отпечаток ноги верховного бога, а озеро Ракшас — это след от ноги демона Ракшаса. Одержав победу над Ракшасом, боги оставили ему из пяти элементов — огня, воды, земли, ветра и человека только воду и ветер в пределах озера, вот Ракшас и буйствует там.

Существуют гипотезы об искусственном происхождении Манасаровара. Будто бы его создали титаны, ушедшие затем жить под землю, и что оно бездонно — в его центре есть колодец, уходящий вглубь Земли. Предположение подтвердил эксперимент. Опущенный в воду буек приплыл к центру озера, попал в водоворот и стал кружиться, что свидетельствовало об уходящем в дно потоке.

По мнению ученых, озеро появилось ок. 300 г до н.э., хотя оно упоминается в Рамаяне, созданной в VIII—VI вв. до н.э., как озеро Манаса. Не менее 1 млрд паломников со всего света хотя бы раз в жизни совершают паломничество к Манасаровару. В индуизме считается, что озеро было создано в уме верховного бога Брахмы.

Гора Кайлас считается обителью другого верховного бога Шивы, а озеро Манасаровар — его жены Парвати. Для тибетцев Кайлас — жилище бога Демчога, ипостаси Будды Шакьямуни, а Манасаровар — место обитания богини Дордже Пхагмо. Также озеро называют озером дэвов, которые на рассвете спускаются с небес, чтобы принять омовение в его водах. По тибетским легендам, Манасаровар — это врата духов, которые связывают физический мир с потусторонним.

Чтобы очистить карму и избавиться от недугов и грехов за сотни перерождений, индусы трижды погружаются в священные воды озера, буддисты пьют их, тибетцы омывают ими лицо. Первым об этом поведал в III в. индийский поэт Калидаса. Даже цветной песок пяти видов с южного берега озера, символизирующий пять элементов, монахи используют в священнодействии. Буддисты полагают, что Манасаровар является материальным воплощением озера Анаватапта, в котором королева Махамайя зачала Будду Шакьямуни и куда ее доставили для омовений перед родами. Те, кто поклоняется еще и богу Богатства, уверены, что на дне озера лежат несметные сокровища. Может и так. Предания о змее Наге, обитающем в озере и питающемся плодами дерева джамболан, растущим посреди озера, говорят о том, что когда плоды падают в воду, они превращаются в золото. О золоте сказано неспроста: в окрестностях озера есть неразработанные золотые копи. Говорят, старателей, посмевших нарушить священный покой места, сгубила черная оспа, насланная Нагом. Паломники отмечают, что ночью на поверхности озера появляются необычные огни, похожие на дорожку. Будто бы это резвится Наг. Рассказывают еще, что раз в год во время солнечного или лунного затмения (о точном времени знают только жрецы) из глубин озера на несколько минут поднимается цветок лотоса диаметром 4 м, раскрывает 12 лепестков и тут же уходит под воду. По преданию, когда на озеро пришел Будда Шакьямуни с 500 учениками, над водой появился гигантский стебель лотоса с 501 цветком. Будда уселся на центральный цветок, а ученики на остальные.

Более 2000 лет паломники совершают кору (четырехдневный ритуальный обход по часовой стрелке; представители бон — против часовой стрелки) вокруг озера. Сохранилась легенда о возникновении обычая. Недалеко от озера находился царский дворец, в котором жили царь Гэцин Дава, его жена Сэцюн Нима и двое их детей, принц и принцесса. Однажды за царицей явился дух смерти. Мать позвала детей и сказала им: «Дети, как придет беда, бегите к озеру и там кричите и бейте в барабан». Царица умерла, и царь предал ее тело озеру. Спустя время во дворце появилась ведьма, пленившая властителя своей красотой. Царь захотел на ней жениться, но ведьма слегла в постель и сказала, что тяжело заболела, и что излечить ее могут лишь принц и принцесса. Для этого она должна съесть их сердца. Околдованный ведьмой отец приказал убить детей. Узнав об этом, те убежали из дворца. Спасаясь от погони, они вспомнили наставление матери и побежали к озеру. Там они стали громко кричать и бить в барабан. Слуги готовы были уже схватить беглецов, но тут из озера поднялся грозный всадник в черных одеждах на черном коне и спас детей. В благодарность матери и всаднику — духу вод, дети с молитвой пошли по берегу вокруг озера.

Этот черный всадник — уверены местные жители — некогда спас и их предков от «воинов с равнины», посягавших на святыни Манасаровары. Перед решающей битвой люди собрались у озера и стали громко просить о победе и бить в барабаны. Грозный дух озера вышел из вод и прогнал завоевателей.

В окрестностях Манасаровара произрастает 4000 видов растений, в т.ч. 100 лекарственных трав, применяемых в тибетской медицине. Воды озера богаты рыбой. Во время коры тибетские паломники собирают на берегу мертвую рыбу, сушат и продают ее как священную еду («прасаду»), используемую в лечебных целях. Тибетцы, в отличие от китайцев, не питаются рыбой, хотя по их поверьям, употребленная в пищу, она помогает женщинам забеременеть, разродиться и излечиться от отеков. Местные жители разводят коз и овец, оказывают туристические и паломнические услуги, заняты в торговле и транспорте.

Летом на озеро прилетают стаи лебедей, которых индуисты почитают как лебедей Шивы. Часть праха «человека тысячелетия» Махатмы Ганди, индуиста по вероисповеданию, в 1948 г. была развеяна над озером Манасаровар.

Фото из Интернета
Озеро Манасаровар