Поспорим?

Игорь Братченко
Вольным или не вольным – оппонентам посвящается.

Уже довольно давно – лет так двадцать – мне приходится слышать одну и туже классическую эпитафию стихотворному творчеству, в том числе и моему, конечно.

Аргументы «классиков жанра» как всегда учебны, школярски… Апелляция к тому что мы филологи знаем, что такое хорей и ямб лучше, чем вы, пришедшие со стороны и пишущие по наитию. По наитию? Но так ли это? (К этому вернёмся чуть позже). Мне часто приходилось возражать на беспардонные замечания вначале шуткой: «На вкус и цвет – товарищей нет». Или – «Одним нравится Есенин, другим – Блок и многие из символистов, кто-то же восторгается акмеистами, при этом, конечно, поругивая «классиков». Чем символизм Белого лучше символизма Блока? Тоже – война. Некто плюётся от творчества Пастернака, упрекая его за любовь к непонятным метафорам и образам, не поддающимся осмыслению с наскока. Кому-то совсем не мил Вознесенский… А так ли безупречна форма произведений Лермонтова? Но мы любим огонь его души в них. Так же стоит обратить внимание – и раньше филологов было много, но всё на что они сгодились в итоге – это критические статьи на произведения не филологов. Мир многообразен господа-товарищи! Таким его создал Конструктор, он не создавал механистическое серое общество! Он создал и мотыльков, и пчёл тружениц, и даже навозных мух… Всем есть место. Главное, чтоб в написанном была душа, огонь мысли, а не жалкие сопливые потуги брошенного одиночества».

Иногда, для совсем упёртых – «Вот, например, возьмём хорей и напишем в нём… бухгалтерский отчёт! Что? Смотрим ритм… норма? Норма. Рифму… норма. Безупречно! Так что это тоже поэзия? Только потому что там выдержан дух классического циркуляра? Смешно же, право! Классический циркуляр хорош для больших ёмких эпических произведений, да и то театральные пьесы в стихах зачастую пишутся разностильно для того или иного персонажа, для большего отличия героя пьесы от анти-героя. Так как это творчество и задача затронуть души, а не усыпить их монотонным бубнением о тривиальном и избитом. Не стоит забывать и о существовании суггестивной лирики, особенно, когда говорите об образах, не понятых вами».

Теперь о наитии. Например, все известные художники (или почти все), независимо от того в каком стиле они творили, получали классическое художественное образование. Но потом шли в эксперименты, подальше от правил удушающих, как некоторых из нас душит галстук. Чёрный квадрат Малевича, который совсем даже не чёрный, до сих пор сводит лбами спорщиков. До сих пор! Так в чем задача творца? В создании ажурной вазы в виде ночного горшка? Или в создании произведения выпадающего из привычного ряда воспринимаемых форм и имеющего само-ценность? Экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм и так далее. Мир многообразен. И мир дуален. И даже дуэлен – когда спор вокруг формы написанного приводит к смерти оппонента.

Конечно это не значит, что нужно отменить семь нот и минор с мажором. Нет. Но не разобравшись, и даже не пытаясь это сделать в своём высокохудожественном менторском порыве, плеваться в сторону виршей товарищей не верно. Не стиль важен и форма, а содержание – в первую очередь. Конечно не бухгалтерско-отчётное, а художественное.

Домострой и консерватизм, я понимаю, мил душам многих, кто боится открытых форточек и насморка с ОРЗ. Консерватор не любит перемен, не любит он и тех, кто вторгается в его устоявшийся мирок и пытается проповедовать о свободе воли, выбора… о свободной любви, например. Как так?! Что за шведская семья, что за коммуна?! Либерализм… либерасты - такое известное ругательство в современной истории нашего отчества! А всё же – терпимей надо быть господа-товарищи. Терпимей. История и время всегда всё расставляют по своим местам. Всегда.

P.S. Когда-то Квятковский писал: «Поэтическое искусство не стоит на месте, оно развивается, обогащаясь новыми средствами образности, ритма и композиции».

Так что, резюмирую – никакой кувшин не значим сам по себе – значимо содержание. Исключение есть – те кувшины, где сосуд (форма) уже есть искусство. Но и не форма сама по себе, а те детали что делают материал значимым. Ну и последнее – значимо куда вы пришли со своим высокохудожественным кувшином, если в мастерскую где налажен конвейер по выпуску ночных ваз, то вам скажут, что ваш кувшин – гадкий утёнок и его необходимо уничтожить, как не соответствующий стандарту, ГОСТУ, а его особенность никому на конвейерной ленте не нужна.
Есть форма и есть содержание. Есть ремесло и есть творчество, искусство.

Плохих картин, плохих стихов всегда больше, но они никогда не дадут, сколь ни было б их много, того, что даст одна прекрасная картина, одно прекрасное стихотворение. Во вселенском масштабе нашей души важны не туманы, а искры. На вершине у всякой горы есть камень, что выше горы, и хоть высота не в нем - он выше себе подобных. Умрет гора, он не умрет, но обмельчает и станет миллионноподобным и незаметным. Так что нужно быть особенным камнем независимо – на вершине ли ты некого пьедестала или у самого его подножия.