Галлюциногенные картины Сальвадора Дали

Наташа Александрова
Галлюциногенные картины Сальвадора Дали

Думаю, лицо и вазу с фруктами на заставочной картине увидели все. Но на ней есть и другие двойные образы. Удалось ли вам их найти? Об этой картине скажу несколько слов, но остановиться мне бы хотелось на двух самых известных.

Одна из них так и называется «Галлюциногенный тореадор». Но мы начнем с другой картины. У неё очень длинное название «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера».

Картина написана в 1940 году. К этому времени уже произошёл разрыв Дали с сюрреалистами. Но вполне обоснованно художник (перефразируя Людовика XIV) заявляет: «Сюрреализм – это я». Его обвиняют в том, что он чрезмерно увлекается игрой и, выхолащивая смыслы, превращает свои произведения в какие-то странные головоломки.

Это не совсем справедливо. Абсурд – это смысл, который притворяется бессмыслицей. Найти смысловую составляющую в картинах Дали, может быть, и сложно, но вполне достижимо.

Картины с двойным восприятием были у Дали и раньше. Особенно он был увлечен ими в конце тридцатых годов.

Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря. 1938.
На картине "Явление лица и вазы с фруктами" легко увидеть двойные образы, заявленные в названии. Но замысловатые наслоения изображений и образов этим не исчерпываются

Здесь есть ещё одна маленькая ваза и огромная собака, чья голова одновременно является прибрежными холмами и песком, а фрукты в вазе - завитками шерсти на её спине. Андалузский пес - напоминание о Гарсии Лорке, погибшем в 1936 году.

Картина "Исчезающее изображение" - это отсылка к трем известнейшим работам Вермеера: "Девушка, читающая письмо у открытого окна" (1657), "Женщина, читающая письмо" (1665) и "Аллегория живописи" (1668).

Второй образ здесь тоже нетрудно увидеть - занавес превращается в волосы, голова девушки - в глаз, рука - в усы, а нижняя часть туловища - в бороду. Искусствоведы считают, что это портрет ещё одного (кроме Вермеера) кумира Дали - Веласкеса.

Но две самые известные галлюциногенные картины - это «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» и "Галлюциногенный тореадор".

Работу над картиной «Невольничий рынок» Дали представлял как попытку заставить ненормальное выглядеть нормальным, а нормальное ненормальным. А о картине писал: «Своей страстной любовью Гала извлекла меня из иронического и суетливого мира рабов. Из моей жизни Гала стёрла и образ Вольтера, и все следы скептицизма».

Гала, любовь всей жизни Дали, – Елена Ивановна (Дмитриевна) Дьяконова. Она сидит, облокотившись на край стола, покрытого красной скатертью. На столе подсвечник и ваза с фруктами. Перед женщиной две арки – одна сквозная, и в ней на фоне пустыни с холмами (любимый задник Дали) мы видим несколько фигурок; вторая арка поначалу выглядит сплошной.

В ней, правда, есть несколько отверстий, в которые вливается яркий свет, но если мы приглядимся, то поймем, что нижнее отверстие в стене вполне можно воспринимать как проем, и тогда арка станет сквозной, как и левая.

Персонажи невольничьего рынка – рабы, купцы и покупатели. Но стоит слегка изменить угол зрения, и мы увидим бюст Вольтера работы Гудона. Головы двух парных персонажей в черном одеянии (монахини?) – это глаза и надбровные дуги Вольтера, часть белого воротника – нос, а дальше легко разглядеть и остальное.

Но в картине есть ещё примеры двойного восприятия – это фрукты в вазе. Грушу легко принять за продолжение гор, а сливу за ягодицы персонажа, опирающегося на стол.

По признанию художника, Гала открыла ему глаза на мир и освободила его от предрассудков и самообмана. Таким образом, арки в картине мы можем воспринимать как изображение сознания Дали, закрепощенного рабством привычных мнений, диктатом толпы, суетой тщеславия и бессмысленной рутиной обыденности.

Но не менее разрушительны для человека скрывающиеся за блестящим умом Вольтера бесплодный скептицизм и едкая ирония. Рабство внешнее и рабство внутреннее – и оба убивают человека. Цель человека - пробиться к открытому безграничному пространству свободы.

Освобожденному от двойного рабства сознанию открываются новые дали (в первой арке), новые горизонты видения. Смысл человеческой жизни придают только свобода, любовь и творчество. Конечно, все эти мысли относятся не только к Дали, но и к любому из нас – Дали показывает нам наше сознание и его зависимости. Сможем ли мы когда-нибудь стать истинно свободными?

«Галлюциногенный тореадор» написан в 1970 году. Дали называл этот огромный холст (двенадцать квадратных метров) «весь Дали в одной картине». Действительно, в ней много мотивов, которые характерны для творчества Дали: фигура Венеры Милосской, бюст Вольтера, арки, скалы, изображение Галы и др.

Картина началась с коробки карандашей, которую друзья подарили художнику. На коробке была изображена Венера Милосская. Зоркий глаз Дали, привыкшего всюду и везде искать ассоциации, внезапно углядел в очертаниях Венеры поразительное сходство с лицом знаменитого испанского тореадора Мануэля Родригеса Санчеса по прозвищу Манолете, с которым художник в свое время был знаком лично.

Дали поделился внезапным наблюдением с женой, Гала рассказала об "открытии" Сальвадора приятелям - однако никто, кроме самого Дали, лица тореадора в изображении Венеры не углядел. Может быть, Дали тоже ничего не разглядел, а просто придумал эту забавную историю, потому что тореадор на его картине ничем не похож на реального Санчеса.

А теперь о самой картине. Я лично не увидела лицо Манолето, пока не прочитала описания картины. Мне показалось, что это гораздо сложнее, чем увидеть бюст Вольтера.

В центре картины мы видим череду Венер Милосских, уходящих в перспективу в глубь картины и разворачивающихся вокруг своей оси. Женский силуэт, по мере удаления, все больше начинает напоминать мужской.

Понятно, почему в центре – Венера Милосская. Во-первых, с неё все началось, во-вторых, как нынче любят говорить, это культовое произведение искусства, а в-третьих, она имела особое значение в жизни Дали. Себя он изобразил в правом нижнем углу картины маленьким мальчиком, к которому летят громадные мухи. Венера и мухи на картине везде.

В очертании второй Венеры прячется портрет Манолето. Её лицо в то же время является зрачком глаза тореадора. Грудь Венеры - его нос; продолжение тени от руки – рот, ниже – подбородок. И когда мы увидели лицо, то уже сами можем увидеть зеленый галстук на белоснежном фоне сорочки.

Справа можно разглядеть красно-коричневый пиджак тореадора с бутоном розы в петличке. Слева - голова быка с красными пятнами крови. Видна слеза в уголке глаза (в самом конце тени) призрачного героя. Она – предчувствие скорой смерти. Санчес погиб во время боя с быком в тридцать лет.

Дали говорил, что многозначный облик тореадора включает в себя и образы умершего младшего брата, и нескольких ушедших друзей — Пьера Бачева, князя Алексиса Мдивани, Рене Кревеля и Гарсиа Лорки. Возможно, что необычный зеленый цвет галстука тореадора также является аллюзией на знаменитую строку Лорки "Любовь моя, цвет зеленый!" ("Сомнамбулический романс"), тогда как роза на лацкане его пиджака повторяет центральный образ цветка "Оды Сальвадору Дали".

Искусствоведы нашли в этой работе множество аллюзий на классические полотна, но об этом как-нибудь в другой раз. Заметим только, что в левом верхнем углу сияет золотым светом идола похожее на маску лицо Галы. Маска, впрочем, тоже есть - чуть пониже – театральная…