О любви по Библии

Римма Ромашич
Начало беседы о любви по Библии:http://proza.ru/rec.html?2022/02/02/1575


В продолжение разговора.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.  Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. (1Кор 13:1-8).


Павел говорит, что без любви любые жертвы («если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение»), любой труд («могу и горы переставлять») и даже любой дар, любые знания и вера («имею всякое познание и всю веру») – НИЧТО. Но он  тут же описывает то, что любовью является, и это не «состояния», а мотивация, в которой истина больше личных амбиций: не ищет своего, не бесчинствует, не радуется неправде, а сорадуется истине и так далее.

Проще говоря, только тот, на истинном пути, кто прежде ищет правды Божьей, а не эйфории желаний, точнее сказать, радость от правды должна преобладать над радостью от всего остального. А правда Божия в святых заповедях добра, мира и справедливости, в стремлении к праведности. Поэтому, когда человек добровольно соблюдает заповеди по совести, ради установления истины и торжества справедливости, тогда и прибывает в любви.  А когда соблюдает закон Божий из-за боязни наказания или из страха прослыть негодяем, или же, напротив, желая прославиться, как знаток разных языков,  или как пророк, знающий тайны, способный переставлять горы, или же за  счёт ритуальных жертвоприношений и обрядов, то ни о какой любви и речи быть не может.   

Кто знает душу другого? Никто, кроме Бога. Бог видит помыслы, то есть все мотивы поведения каждого. И тех, кто взаправду ищет правды, и тех, кто сознательно лжёт, увиливая от правды, и даже тех, кто искренне заблуждается. Бог видит всё. Но люди не видят скрытые помыслы другой души, потому должны ориентироваться НЕ на рассказы о неких чувствах или состояниях, а на поступки, так заповедовал Бог, для нашей же безопасности. Следовательно, всегда главными будут дела и поступки, а не слова и обещания.

«Состояние» это дело личное, причём, только со слов говорящего. Проверить это нельзя, а Бог предупреждает, что «всяк человек лжив». И толку от этих «состояний» без поступков –  никакого, как и от веры без дел. «И бесы веруют и трепещут», и «грешники любят тех, кто их любит», но истинная вера и любовь оживает в поступках, мотивированных стремлением жить по совести. «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим 13:5).

Истинной любви без поступков не существует, что и доказывает Бог, отдавая Сына, и что доказывает Христос, идя на крест. И судить людей Бог будет не красивым словам про любовь или обещаниям, а по делам, причём, по делам праведным и справедливым.

Геннадий, Вы сомневаетесь, что хорошие поступки всегда могут быть по любви. Что тогда говорить о словах про любовь? Вас не убеждают поступки, кого убедят пустые слова?

Хотя, люди способны не только лгать на словах, но могут в  действительности совершать хорошие поступки из-за страха или выгоды. Например, чтобы казаться лучше или получить в итоге больше. Но рано или поздно ложь выйдет наружу и всё рухнет. Кроме того, гораздо хуже, когда человек даже не прикидывается, а в отрытую ведёт аморальный образ жизни,  но несмотря на это утверждает, что верит в Бога и любит ближних. Такой человек оправдывает свои грехи при помощи святой веры, что и есть «хула на Святой Дух», вдобавок противоречит сам себе и здравому смыслу.

Кто изменяет жене, пренебрегает воспитанием детей, забывает о родителях, хулит власти и  живет, как ему вздумается, переступая через совесть и стыд, но при этом уверяет, что верит в Бога и рассуждает о любви, тот всегда лукавит, и сам кладёт горящие угли себе на голову.

«Любовь никогда  не перестаёт», она неизменна, как мораль, данная Богом, и как Бог, но она всегда в движении, в действии, как скорость света, потому и не перестаёт никогда в своём стремлении к совершенству.

Прибывать в любви, это по доброй воле стремиться к правде и справедливости, а для этого нужно самому относиться к ближнему по-честному: не обижать слабых, защищать невиновных, чтить старших, нести ответственность за взятые обязательства и во всём жить по совести, не боясь  обличать пороки, ложь и беззакония.

Любовь есть дар, внутренний позыв жить правильно в чести, но любой дар может пропасть, если ему не учиться и не развивать. Поэтому Бог и призывает учиться жить и поступать правильно.

«А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал  (1Ин 1:3-6).
«Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин 3:18).

Впрочем, каждый понимает любовь в меру своего жизненного опыта и совести.
С уважением,