Вернисаж. Сюрреализм жизни

Эгрант
Моя приятельница предложила мне принять участие в конкурсе рассказов по картине художника Станислава Плутенко «Дом на краю детства».  Идея такого рассказа меня заинтересовала, но я не представлял, каким он должен быть. Уж очень не хотелось свалиться к банальному описанию того, что я видел на полотне. Но поскольку, в тот самый день я имел билеты на органный вечер в католический костёл соседнего городка, и мне нужно было уже уходить, я лишь короткое время рассматривал картину.

Находясь в дороге, я настраивал себя на музыкальный лад, забыв о картине Плутенко. Она же, вскоре, сама напомнила о себе...

Внутреннее убранство костёла поражало простотой и необычным освещением. Голубой свет, попадающий через витражи высоких окон над алтарём, изображающих путь Иисуса Христа на Голгофу, создавали атмосферу холода и тревоги. Зазвучал орган. Музыка не просто заполняла всё пространство вокруг, она словно входила в меня, наполняя звуками изнутри, будоража воображение. Я закрыл глаза, и вот мне уже чудится, что вдали звучат громы, свинцовые тучи пролились дождём, но шум дождя и громы где-то вдалеке, их перекрывает нежная мелодия солнца, жужжание пчёл и шум лёгкого ветерка. Кажется, что звуки органа доносятся откуда-то снизу, из глубины ущелья. Ущелье так глубоко, что в нём спрятались и леса, и горы. Как будто ощущаю запах цветущего люпина, дорожной пыли. Я ловлю себя на мысли, что это-то я и видел сегодня на картине для конкурса...

Фантазии плавно перекочевали в воспоминания. Полилась торжественная мелодия. И вот вижу городок своего детства - Павловск, что под Петербургом (но для меня так и оставшимся Ленинградом). Время, когда ещё восстанавливали, сожжённый во время Великой Отечественной войны, замок Павла Первого. На пригорке руины потешной крепости «Бип». Под ними голубая лента реки Славянки...

Прозвучали последние музыкальные аккорды. Ещё некоторое время зал безмолвствовал и потом взорвался аплодисментами. Все повернулись к балкону над входом в костёл, где сверкали трубы органа. Там стоял, кланяясь публике, принимая овации, маэстро органист.

Я ехал после концерта домой, раскручивая в голове клубок детских воспоминаний. Они получались приземлёнными. Наверно из переплетения возвышенного и приземлённого и состоит жизнь. Этакий жизненный сюрреализм*.

Вспомнился почему-то эпизод, когда я, десятилетним пацаном, с моим другом и одноклассником Серёгой, едем на велосипедах к руинам крепости Бип. Крепость полностью сгорела во время войны. Пустая каменная коробка стояла заброшенной. Проезжаем мимо школьных огородов, огороженных ветхим, повалившимся во многих местах забором, когда-то сколоченным из деревянных досок... Мы, как и все мальчишки нашего городка в то время, увлекались поисками старинных кладов. А уж вокруг крепости всё было перерыто. Иногда, действительно, что-то находили, но в основном это были военные трофеи: патроны, значки, пряжки от ремней. Находки сдавали в музей нашей школы. Нашедший такое, ребёнок, становился на некоторое время знаменитостью. Ему сама директор школы вручала грамоту на общем собрании.

Помню, как мы с Серёгой, поздно вечером, вернулись из крепости домой. Во дворе мальчишки играли в футбол. Мы рассказали им, что нашли в подвале крепости тайник. Уже темнело, и решили идти туда всем вместе на следующий день.

Наутро собрались с ребятами у крепости. В подвале, в тайнике, место которого мы указали, нашли пакет: в промасленной бумаге лежали два красных пионерских галстука. На каждом из них были одинаковые надписи чернилами «Мы победим. Красные орлята». Все сразу загалдели, что это наверняка кто-то из пионеров во время оккупации немцами города, спрятали здесь свои галстуки.
Тут же все побежали с находкой в школу, прямо к директору. Эти галстуки должен были занять достойное место в школьном музее славы.
Но директор школы, Людмила Ивановна, решила прежде показать найденные галстуки ученым реставраторам, которые работали на восстановлении дворца. Все ребята, кроме нас с Серёгой, восприняли эту идею с восторгом. И вот мы, всей гурьбой, сопровождаем директора школы в сторону парка, ко дворцу.
Ребята остались на улице, мы же с Серёгой, как герои этого события, вошли в здание дворца вместе с директором школы. Не доходя до мастерской реставраторов, мы признались Людмиле Ивановне, что это наши галстуки. Мы сами их спрятали накануне в подвале крепости. Объяснили свой поступок тем, что просто хотели прославить нашу школу. Но и директор тоже хотела прославить нашу школу. А, кроме того, она уже сообщила о такой важной находке в райком партии.

Так наши с Серёгой галстуки заняли место в музее школы. Нам вручили по грамоте, и октябрята, и пионеры занялись поиском тех ребят, которые во время войны, при немцах, закопали эти галстуки в подвале крепости Бип.

П.С.
А рассказ-то мой получился больше не про саму картину «Дом на краю детства», а больше про воспоминания о моём детстве, которые навеяла эта замечательная картина.

*Сюрреализм — совмещение сна и реальности.