Полезный разговор

Александр Дробноход
        Этот октябрьский день вроде бы не предвещал ничего такого, чтобы подпитывать негативом душевное состояние Саньки.    Погода наладилась, моросящий дождь постепенно прекратился. Выглянуло солнце из-за туч, отдавая всему живому свое тепло. Санька, сидящий на лавке,то ерзал на ней, то подымаясь, ходил туда--сюда.

    Он не знал, что и делать, то и дело ударяя левую ладонь кулаком, произнося вслух "Ничего и без вас не пропаду!"  Ему в тот момент казалось, что всё  и все против него. Даже в этот момент пес Барсик смотрел на него злобно.  - И эта псина неблагодарная туда же! - в сердцах сказал Санька. Санька услышал шаги. Посмотрел в сторону, откуда доносилось шарканье, одетых не по размеру отцовских галош.

-А это ты ,Толик, ну садись. Ребята сели как обычно на свое излюбленное место, под старую грушу, под которой Толиком был сооружен навес. Усевшись на лавку, Толик сразу же заметил что-то неладное с Санькой. Как-то подозрительно посмотрел на друга. -Что смотришь, давно не видел?
-Вот именно-ответил Толик - это я должен спросить у тебя, что случилось.
Санька привстал, в повышенных тонах сообщил  - Что, что?  Весь мир против меня, даже мама и бабуня!
-Да расскажи, ты толком, что там у вас стряслось. Сядь, возьми себя в руки - сказал осторожно Толик.
Санька послушно сел под навес, молча обдумывая ответ.

-Неужели сегодня нет у тебя желания предлагать свои идеи? – спросил Толик.
-Не перебивай - строго сказал Санька, и продолжил - Проснулся рано, но лежал, лениво зевая, ожидая завтрак. В комнату зашла моя мама и спокойно попросила меня выкопать ямку для приготовления перегноя из листьев и стеблей сорняков. Ну, я и пошел, лопаты  во дворе я не нашел.
Вернувшись в дом, Санька обратился к женскому персоналу с огромными претензиями  -Куда вы подевали лопату? Вечно поразбросаете по всему двору , после ваших уборок, чтобы что-то найти надо ищейку вызывать.
-Хорошо, кто вчера червей добывал? Сынок, не пора ли становиться мужиком? Ты у нас один, надеяться больше не на кого.
К разговору подключилась бабушка, давая свои советы
-Пойми меня правильно, ты не прав, надо взрослеть, надо быть верным нашим помощником и нашей надеждой.
-Выходит я вас не устраиваю, являюсь для вас помехой, тогда я покидаю ваш вонючий дом.  Устроюсь на работу и буду жить лишь бы не слышать ваших советов, упреков.Пусть лишняя чашка супа и лишний кусок хлеба останется на вашем столе.

      Мать, Ольга Петровна закрыла ладонями лицо и заплакала. Она не ожидала, что воспитала такого волчонка. Петровна резко опустив руки, направила взгляд на Саньку, сказала - А зачем уходить? Вон в колхозе рабочих рук  не хватает, иди зарабатывай. Мы мешать не будем, живи своей жизнью. Но хочу сразу предупредить, что с этого дня, с этой минуты ты живешь в этом, как ты выразился "вонючем доме", но продуктами обеспечивай себя сам.

   Эти слова Санька прочувствовал как удар плетки. Он не ожидал от мамы такой принципиальности и строгости. Хотел было проявить твердость характера, ему хотелось покинуть дом  с вызовом на лице, но оказалось, что ноги не шли, они были прикованы к полу огромным якорем судьбы. Не найдя больше слов для продолжения разговора, медленно пошел в направлении дверей. А Ольга Петровна была удивлена поведением сына - Взрослеет , показывает свой характер.
-Мы сами виноваты! - вступила в разговор бабушка Аня, -все жалели, мол нечего у Саньки детство воровать, еще наработается, встретит на своем жизненном пути и падений и подъемов, и сладкой "малины  и горькой полыни."
-Ничего, мама, пусть идет, подумает наедине с собой, оценит свое поведение и ... вернется. Вот тогда мы проведем разъяснительную работу по – взрослому. Петровна сразу как-то повеселела.
-Ничего! Пусть сын пошевелит своими мозгами и сделает анализ своей выходки.  Надеюсь, поймет неправоту своего поступка

А Санька в это время сидел под навесом, глядя на друга, предложил как всегда новую идею.
-Что, дружище, махнем куда-нибудь? Свобода! Подзаработаем, будут свои денежки! Ешь, пей что хочу! - обратился Санька к Толику.
Толик же своим видом, как показалось Саньке, был готов шагать с ним в неизведанное, таинственное.  Но...Обратив внимание на друга, у Саньки  потянуло мышцы на лице, он увидел перед собой слабого напарника, трясущимся от страха хиляка. Санька сник. Толик, заметив его порыв к подвигу, ответил  - Санек, а кому мы такие нужны, без опыта житейского, без специальности?

Наступило молчание. Толик был удивлен его виду, настроению, а главное его  высказываниям.  После долгого молчания, Санька вдруг ожил   - Послушай, Толик, видимо появилась противоположного настроя идея.
-Что опять за свои идеи? - спросил Толик.
-Не перебивай - строго сказал Санька - ведь живем как в тумане, не о чем серьезно не думаем. А ведь, если серьезно разобраться, то выясняется такая интересная история.
-Ну, все ветер поменял свое направление. Был западный , а стал восточный-подумал Толик.  А Санька был в этот момент на своей волне.
-Ведь у каждого из нас - начал Санька свое мнение, - был и есть отчий дом - начало жизни каждого, проживающего в этом доме, где родители кормят, поят и заботятся о тебе, но не выпускают на волю до определенного срока. Скажу о себе - Санька ткнул пальцем в свою грудь - ведь честно скажу, я не представляю себя без своего родного дома. - Ни фига! Как подействовали на него мои слова!

А Санька, сидя на лавке, продолжал гнуть свою линию, только уже в новом формате.
-Да, дружок, я невольно вспомнил свое детство, время, прожитое в этом стареньком родительском домике.  Вспомнил русскую печь, которая отдавала нам ласковое тепло. Помню, как на печи спали со мной кошка-Мурка и кот-Васька. Под их монотонное мурлыканье я засыпал крепким сном.

Санька на время замолчал, глубоко вздохнув, решил продолжить высказывать свои рассуждения  -Ну, Толик, я считаю , что пройдут года и время нас рассудит. Надеюсь, простит нам этот бред сивой кобылы!  Жизнь направит на правильный путь. Я понимаю, и теперь и не представляю жизни, чтобы понять это. Хотя я твердо знаю - дороже отчего дома ничего нет и никогда не будет. Это в моем понятии.

  Толик долго смотрел на Саньку, удивляясь его произнесенной речи. В первый раз он увидел перед собой вполне адекватного серьезного друга.
-Ну ты и молодец, Санька, - высказался Толик, -я от тебя не ожидал.

Санька взял Толика за обе руки и сказал – А не пора ли нам хотя бы немножечко взрослеть.- на полном серьезе сказал Санька. Пора уже проявить заботу о своих родителях, взяв на себя часть работы по дому. Пора перестать быть иждивенцами, пора отрабатывать своим трудом каждую чашку супа, да каждый кусочек хлеба.
 
   Представь себе, мне в данный момент стыдно за себя, за сегодняшнее. Мне стыдно, что я сегодня  поднявшись с постели, не счел нужным заправить свою кровать.
Казалось бы мелочь, но как видно из мелочей складываются большие дела. А в это время, когда я сижу под навесом, рассуждаю, когда в это время, бросив свою работу, заправляет мою неубранную кровать моя мама!  Тут Санька опустил голову вниз.

-Ты что, Саня, перегрелся? Но палящего солнца мы не наблюдаем, откуда такие речи?-возмутился Толик.
Подняв голову, Санька строго спросил  - За что мы не любим своих мам?
-Ты что белены объелся? - спросил Толик - я маму свою очень люблю.
-Значит не любишь, раз говоришь такое.И что здесь такого, что уберет твою или мою кровать?
На вопрос " А почему ты считаешь, что мама за тобой должна убирать? - спросил Санька.
Если любит тебя, так ее любовь видна во всем, она обувает, кормит.
Да что там ее любовь?- продолжал Санька - я знаю точно наши мамы, что твоя, что моя никогда не предадут, все отдадут, а взамен никогда ничего не попросят. Наоборот свои жизни готовы отдать.
Санька замолчал, после чего сообщил Толику золотые слова, сказанные умным человеком
"Да святится то имя , которое несет в мире самая верная женщина по имени "МАТЬ".
Да ведь это сущая правда - произнес Толик. -Ведь роднее мамы у нас с тобой никого нет.
Обняв друг , Санька произнес - Ну что, Толик, взрослеть будем?
Санька, прижавшись к Толику, услышал ответ - Будем!

  Лица их расплылись в улыбке. Они почувствовали себя победителями, совершившими подвиг. После чего друзья разошлись по домам, исполнять взятые на себя обязательства. Через  неделю мамы не знали, где лежат молоток,где топор, где лопата.
С раннего утра соседи слушали стук молотка, заколачивающего прогнившую от времени стенку сарая. Вот так один день поменял жизнь Саньки и Толика. Мамы были бесконечно счастливы.




      Дробноход А.Я.         с.Лопанка