Гений советской сказки Эдуард Успенский

Сергей Хазов
Имя Эдуарда Успенского знают в России все. Сложно перечислить все его произведения и проекты, а также творческие регалии. Папа Чебурашки, крокодила Гены, Шапокляк и дяди Федора, автор "Гарантийных человечков" и снятых к Олимпиаде-1980 мультфильмов про Бабу Ягу, которая против. Успенский придумал популярные в СССР радиопередачу для детей "Радионяню" и телепередачу "Будильник". В российском радиоэфире и на российском телевидении Успенский вел популярную программу "В нашу гавань заходили корабли".

Непорядочные журналисты пытаются представить Успенского мизантропом и мерзавцем. Бумагомараки, у которых нет ни ума, ни таланта, оскверняют светлое имя замечательного писателя, одного из лучших детских авторов в СССР и в России. Неужели это гнилое отребье не читали его добрых книг?

На встречах с читателями: и в советское время, и в России, Эдуард Успенский всегда был открыт, как ребенок. Наверное, потому, что чаще всего общался именно со своей, детской аудиторией. Он старался понять детей, писать понятным им языком, поясняя взрослые вещи. Поэтому, например, в его рассказах-продолжениях истории о дяде Федоре и деревне Простоквашино, появляются политика и экономика. Писатель пишет о том, что актуально. Дети с удовольствием читают эти книги Успенского, а один продуктовый бренд даже взял своим названием Простоквашино.

Эдуард Успенский размышлял с американским масштабом. Мечтая открыть русский Диснейленд - Простоквашино. С русскими аттракционами, например: дойкой коров. Эту идею он опишет в одном из своих рассказов.

Успенский фонтанировал идеями, много работал. При этом успевал читать рассказы начинающих писателей, которые присылали ему для рецензирования. Он по гамбургскому счету критиковал невежд, которые небрежны со словом или не умеют писать для детей. А произведения авторов, которые ему нравились, читал на своих творческих встречах.

В советское время, когда страной правил Леонид Ильич Брежнев, в детской библиотеке одного крупного провинциального города Эдуард Успенский встречался с юными читателями. В библиотеке собралось человек сто детей: младшие и средние школьники. Успенский рассказывал, как появился Чебурашка, кому симпатизирует пенсионерка с антисоциальным поведением Шапокляк, какую новую детскую повесть он написал для журнала "Мурзилка".

- А вы сами, ребята, что хотите прочитать в книгах, в детских журналах? - спросил писатель у детей. И внимательно выслушивал их пожелания. Детей увлекали сказки: "пусть героями будут октябрята и пионеры, но чтобы это была сказка". После таких встреч появилась повесть о приключениях обычного советского школьника "Вниз по волшебной реке", по которой снят замечательный фильм "Там, на неведомых дорожках".

Эдуарду Успенскому удавался этот синтез: сделать из советского детства сказку. Чебурашка и крокодил Гена вместе с пионерами собирают металлолом, сыщик Колобок ищет сбежавшего из дома октябренка, школьница преподает в "Меховом интернате" экзотическим зверям предметы, а другая школьница, Маша Филипенко, работает в Перестройку "улучшательницей". Гениальность сказок Успенского в том, что юные читатели в них верят. Кажется, их герои реальны: Чебурашка, дядя Федор и многие другие так же современны, как и тогда, когда книги про них впервые были напечатаны. Кот Матроскин современнее всех: с молочной продукции рекламирует бренд Простоквашино,

Эдуард Успенский придумывал героев, которые учили детей быть самими собой: самостоятельными и непосредственными, искренними и добрыми, веселыми, сообразительными и предприимчивыми.