Не бывает случайных имён у богов

Светлана Каплун
    Как всегда, предыдущий шутливый опыт немного додумался. И я решила его дополнить. Не слишком усложняя.

    Как известно, в родственных языках очень часто встречаются соответствия. Сейчас я затрагиваю тот случай, когда родственность тесной явно не назовёшь. Но общий смысл почему-то прослеживается. А не хочу отвечать, почему! Просто знания случайными едва ли бывают. И языки тоже едва ли случайными путями развиваются. Вот и имена у богов тоже не случайным образом появляются. Итак...

    Иегова (YHWH), Яхве, Йахве, Ягве — одно из имён Бога в иудаизме и христианстве. «Тот, Кто есть, существует» или «Дающий жизнь, бытие». Предлагаю сравнить Яхве и Фарн, Хварно (др.-иран. *hvarnah-; др.-перс. farnah-; перс. farr — «слава, счастье») — абстрактное божество в древнеиранской мифологии, связанное с огнём, светом и теплом. Похоже?

    В английском языке находим очень точные соответствия: have — иметь  и give — давать. В немецком "давать" звучит несколько иначе: geben. А во французском ещё интересней: donner! Строго говоря, "донор" происходит от лат. dono — «дарю». Но дело-то в том, что в скандинавской мифологии среди асов был Тор, бог грома и молний. В  др.-в.-нем. языке его имя звучало как Donar. Правда, прагерм. *Thunaraz дословно означает «гром»… Говорят, у славян был Даждьбог. «Даждь» и «дождь» очень близки, но главный громовник — Перун (Молния). А шумерский бог огня Гибил прямо созвучен с немецким geben! И вот здесь, между шумерами и германцами напрашивается некое передаточное звено. Потому что в той же латыни глагол «иметь» — habet! У меня создаётся впечатление, что германцы с латинами чего-то нам недоговаривают…

    Другое дело, что и русские с латинами нам тоже чего-то не договаривают! Вот есть слово «капитал». Происходит от лат. capitalis «головной, отменный», далее из caput «голова», из праиндоевр. *kauput-. Это не только capitale-столица, но и «главное имущество, главная сумма». Но есть и общеславянское слово «копить», образованное от копа (древняя мера в 60 единиц), родственное чешскому kopiti — «складывать кучей, сгребать». Копну, значит, делать. А маленькая то ли копна, то ли голова — это капуста! А вот «копать» это что? Яму рыть или кучку делать? А капать? Маленькой головой становиться? Видите, как у славян всё сложно! С одной стороны, благо-говеть и говорить. С другой стороны, гава-ворона, гвалт, ухаб, гибель, хиба (разве), нахиба (зачем), хибара, хабалка и похабный. А так же, гибкий вроде губ. Я думаю, что это со змеями как-то связано. Вот и кипа — это не совсем копна.  Др.-рус. заимствование из ср.-н.-нем. яз., где kip «тюк, связа, вязанка» восходит к индоевро *geu- «гнуть». Исходно кипа — «вязанке связка чего-л.» (с помощью гибких прутьев, отсюда значение — «корзинка, плетенка», отмечаемое польским языком). Короче, я пришла к выводу, что праславяне прекрасно понимали смысл этого имени, но по каким-то причинам своих богов называли по-другому. Разве что в Кощее и Яге что-то угадывается!

    Второе имя.  Саваоф (мн. ч. от ед. ч. цава — «воинство, войско»). Причём, обращение Саваоф совсем ещё не употребляется при завоевании Ханаана, и, напротив, часто употребляется в ту эпоху, когда воинственность давно уступила место мирному развитию. Сравните исходное "цава" (воинство) и английское save! (сохрани!), фр. sauver! Но опять же, здесь присутствует передаточное звено. Поскольку фр. Суверенитет  восходит к латинскому suрerus "высший"). Есть и существительное суверен - носитель верховной власти. Родственно суверенитету слово сюзерен (восходит к ст.-франц. suserain, sus... - над, выше). Но сейчас я не про Иисуса… Если это имя не употреблялось в ранней еврейской истории, то, возможно, оно заимствовано?

    Савиры — кочевые племена, населявшие со II века Западный Прикаспий. С осколком савирского объединения традиционно связывается «царство гуннов» (хонов), существовавшее в Дагестане в VII — начале VIII веков. Позже савиры (сувары) известны в Среднем Поволжье, где они влились в состав волжских булгар. Лев Гумилёв считал, что ославянившиеся потомки савиров стали северянами. (Из Вики).

    Трансформация сабыр (савир) в сувар произошла, по мнению Н. И. Егорова в среднебулгарскую эпоху. Тюрколог Дьюла Немет отмечает, что производящим для первой части этнонима послужили слова со значением «слушаться» (sumaq, sur-, bojun su— 'слушаться' ) и потому первоначальным значением этнонима сувар было «племя покорных, послушных».

    С другой стороны, этимон слова савар/сапир/савир/сабир/сувар восходит к персидскому sаvar — «всадник», «наездник», «умелый». В сасанидском войске имелись привилегированные корпуса асавира. Поэтому, как видите, не случайно я сравнила Саваофа и савиров! «Слово SU.BIR (сувар, савир) из письма астролога Аккуллану царю Ашшурбанипалу в VII в. до н. э. иранского происхождения…» — Николаев В. В. Иллюстрированная история чувашей. Книга I. Древняя эпоха — до 500 г. до н. э. Лично я не берусь судить, чьё это изначально слово. Но что интересно.

    Савиры — племя послушных. Имя Саваоф начинает употребляться уже в мирную эпоху… А цивилизация — это что? А это опять латынь! Происходит от франц. civilisation  [цивилизасйон] (изначально — превращение уголовного процесса в гражданский), далее из civiliser «цивилизовать», из civil «гражданский», далее из лат. civis «гражданин» (восходит к праиндоевр. *kei- «лежать»). Обратите внимание, что отправной точкой «цивилизации» определяется *kei- «лежать», но и у капитала-кипы исходник — *geu- «гнуть».  Тогда легче понять нижеследующее.

    Как известно, изначально римляне почитали своим богом не Яхве. Сатурн, Юпитер… Но у них был и Квирин! Одно из наименований римских граждан — квириты — происходит от имени бога Квирина. Первоначально Квирин был божеством сабинян. Однако, древние римляне считали этого бога своим обоготворённым прародителем Ромулом, сыном Марса. Квирин, вместе с Юпитером и Марсом, входил в «прекапитолийскую» триаду главных римских воинственных богов — хранителей государства, к которым взывали о победе в сражении. Предположительно его имя происходит из сабинского языка, где оно звучало как Quiris («копьеносный»). Сервий писал в комментариях к «Энеиде» (I, 292 и VI, 859), что «когда Марс безудержно гневается (saevit), его зовут Градивом; когда он спокоен (tranquillus), его зовут Квирином». Таким образом, Квирин мог считаться «мирным Марсом», поэтому его храм находился внутри Рима, тогда как храм «Марса войны» — за его пределами.

    Понятно, что сабиняне-квириты не совсем сабиры-северяне. Но что ещё имеется в русском? Сварог. Свет, север, сивый, сова, сев, сват (родство). Но и свара! Кстати. Старославянское «север» восходит к общеславянскому severъ и далее — к индоевропейской основе k'euero. Вот где-то здесь кроется тождество Яхве и Саваофа…

    Закончу сегодняшний экскурс ещё одним именем. Сабазий. Верховный рогатый бог фракийцев и фригийцев. На некоторых памятниках Сабазий именуется «владыкой вселенной»; самое имя божества — общего корня с санскр. sabhаdj, чтимый, и с греч. sеvein, чтить. Интересно! Не потому ли число septem-sieben-seven у всех народов считается счастливым?