Дружба двух гениев 2 рисунок

Ольга Сергеева -Саркисова
  Много прекрасных работ создано замечательным  русским художником, академиком- Борисом Михайловичем Кустодиевым, особенно портретов. Есть очень известные работы - тот же «портрет Ф.И. Шаляпина на ярмарке», или «Красавица», а есть совсем неизвестные, так как находятся в частных коллекциях, и чаще всего мало или совсем нигде не выставлялись, а сразу оседали в домах заказчиков и друзей. Часто художнику заказывали графические или акварельные портреты, масляные краски дорого стоили и трудно их было достать тогда.
  Меня заинтересовали два портрета, которые рассказывают о дружбе художника и совсем молодого человека, будущего гения – Мити Шостаковича. Он в годы войны жил и творил в Самаре,(17 месяцев), тогда назывался Куйбышев, и считался второй столицей .Сюда был он направлен  с Большим театром, как «золотой запас» страны, где дописал свою седьмую симфонию, самую знаменитую из его 15 симфоний. Он дописывал финал- самую трудную часть симфонии на тот момент, сонет 66 на слова Шекспира, оперу «Игроки», Романс сыну и многое другое. Он стал всемирно известным композитором именно в Самаре. Его седьмая симфония облетела весь мир. Мы его все любим и гордимся, считаем, что он и наш земляк тоже. А мне стало интересно, как завязалась их дружба.
   Художник познакомился с ним на выставке Мира искусства в 1918г в Петрограде. Будущему знаменитому советскому композитору было в то время 12 лет! Это дочка художника привела на выставку своего отца любознательного мальчика, одноклассника Митю, который очень любил искусство, особенно музыку, и уже сочинял разные произведения с 9 лет, чем всех очень удивлял. Он стал бывать в гостях у Кустодиевых на Введенской 7, кв. 50, играл им свои любимые произведения, часто это был Шопен, Бетховен, Бах. Рахманинов.  Кустодиев сразу отметил незаурядный талант юноши и вёл с удовольствием разные с ним беседы об искусстве. Они хорошо дружили с дочкой Ириной и часто вместе ходили  зимой на  каток, посещали выставки, концерты, обсуждали разные особенности живописи, поэзии и музыки.
 Например, - как в музыке можно показать смех, радость, иронию, сарказм? В слове - понятно, здесь они вспоминали  басни Крылова и исполняли в лицах; в живописи -   можно передать улыбкой, выражением лица, посылом особой энергии зрителю, а радость- в танце, в движении, а в музыке сложнее. Хотя, вот Бах, смог написать самое своё знаменитое произведение «Скерцо», т.е.  «шутка»,  значит, успешно пошутил.
   На одном из рисунков Митя держит в руках ноты Шопена - «нежного гения гармонии» - как о нём отзывался Ф. Лист. Ведь это не случайно, юноша ищет эту гармонию в окружающем его сложном мире. А мир менялся на глазах.Сколько возникало вопросов в связи с этим.Ответы он пытался  найти в музыке.
  В этот дом он приносил на прослушивание и свои первые произведения, чтобы выслушать членов семьи, их мнения, замечания, слова поддержки его первых шагов в искусстве композиции, музыке вообще.
   Уже с 1919г. он поступил в Петроградскую консерваторию и окончил её по классу фортепьяно 1923г, и по классу композиции 1925г..Его ранние произведения говорят сами за себя. Уже в названиях видно, что волнует молодого музыканта, какие мысли его посещают на данном этапе, на каких образцах он учится - «Фантастические танцы» - какие трогательные, переливчатые светлые мелодии мы слышим в этих танцах, то всплеск морской волны, летящие брызги-звуки, которые пришли ,конечно, от Римского-Корсакова, ведь у него была сначала морская душа и морская карьера, и это все ученики брали на вооружение ,ведь как сообщающиеся сосуды были педагоги и студенты. Это и понятно, а эти сказочные, завораживающие, и зовущие в неведомое звуки – вибрации, такие многообещающие, сразу отправляют в мир подводного  царства Садко, в сказку.
 О, какие фантазии возникают при прослушивании этих танцев… Да, когда на пороге весна… и всё вокруг тонет в любви и откровении, а сколько томления и красоты от «Шехерезады», всё тонко и по- своему волнует сердце юноши.
  Скерцо (шутка) для оркестра – попытка угнаться за всем на свете со смехом и радостью, легко летит мелодия, как птица, столько искр и пламени в нём, зажигающей энергии в этом скерцо, на месте не устоишь. Дмитрий ищет и пробует разные формы в музыке,много экспериментирует. «Две басни Крылова» для голоса и оркестра «Стрекоза и муравей» и «Осёл и соловей» очень интересны, так как ещё исполняются голосами меццо-сопрано. Все ранние произведения были отмечены влиянием школы Николая Андреевича Римского - Корсакова, и Мусоргского, которого очень любил Митя.
 Это была прекрасная школа, где обучались молодые таланты. Школа выпустила много великих музыкантов- вспомним С. Рахманинова, А.Скрябина и других музыкантов. 
     Первый рисунок был сделан в 1919г «Портрет Мити Шостаковича» с надписью: «Моему маленькому другу Мите Шостаковичу — от автора. 1919 год». (Находился в личном пользовании семьи). Он одет в матроску, тогда все носили матроски. Ему тогда понравилась игра Мити на фортепьяно и он отмечал у мальчика явный талант, а во втором рисунке 1923г  он уже взрослее, и в нём чувствуется уже уверенность в своих силах, стремление погрузиться в музыку до конца и ярче проявлялся  настойчивый характер исследователя жизни. Он упорно искал своё  уникальное "Я" . Кустодиев беседовал с ним с удовольствием, считал его хорошим собеседником. Дима был начитанным молодым человеком, много знал и наблюдал мир. Кто же мог подумать, что и здесь Кустодиев напишет портрет гения на старте, почует такой талант в мальчике, поддержит его. Он всегда желал ему успеха и мечтал прийти на его концерт. Но, он уже был тяжело болен....сидел в кресле, и лёжа писал свои работы из-за болезни позвоночника. Дима много работает, чтобы достичь успеха.
Первым по - настоящему оригинальным и самостоятельным произведением Дмитрия
  Шостаковича стала его дипломная работа- Симфония №1, и когда прошла его премьера в Ленинграде 1926г, вся критика и творческая интеллигенция заговорили о Шостаковиче как о новой восходящей звезде, о художнике с большой буквы, который должен спасти русскую музыку, Ведь много музыкантов эмигрировало- С. Рахманинов, И. Стравинский, С. Прокофьев Эту пустоту нужно было заполнить. В этой симфонии проявилась склонность всё рефлексировать, он всегда тяготел к иронии и сарказму, к внезапным драматическим контрастам, широко использовал в ней мотивы-символы, учитывая особенности времени, проводил трансформацию образов и смыслов. Здесь тоже пригодился Эзоповский язык. Художник поздравил Митю с успехами. Сам художник долгое время ждал разрешения от правительства о выезде на лечение в  Германию, разрешение, наконец, пришло, но было уже поздно 26 мая 1927 года его не стало.   Кустодиев скончался от скоротечного воспаления лёгких. Сегодня эти рисунки напоминают о чудесной встрече двух творцов, двух гениев - Кустодиева и Шостаковича. Всё начинается с детства, и гениальность тоже...
04.02.22