Гражданское общество. Время выйти из тени

Леонид Балиев
Этот текст впервые был опубликован 03 февраля 2012 года.
=============

Россия оказалась в западне демократии: мы не можем выбрать адекватную власть, потому что наша избирательная система «заточена» под вечный выбор нынешней власти, а изменить эту систему невозможно, поскольку этому нынешняя власть всячески противится. Собственно говоря, в этом нет ничего удивительного, поскольку демократия, как и любой другой способ организации власти, не совершенен и чреват многочисленными сбоями. Ситуация патовая, а тем временем, злая старуха История навязчиво предлагает услуги своей кровавой дочери Революции. Но нам этого не нужно…


ЧТО, СОБСТВЕННО, ПРОИЗОШЛО?

В течении длительного времени жители России проявляли завидную политическую индифферентность. Поэтому неудивительно, что власть чувствовала себя все менее и менее стесненной обязанностями перед обществом и все более и более замыкалась на решении собственных корпоративных и личных проблем. При этом власть явно не утруждала себя пониманием того, что такая ситуация не может не иметь пределов, а потому забыла о мере и, проявляя нарастающий цинизм, с головой окунулась в выстраивание государства, в котором власть не соприкасается с обществом. Но реальность проявила норов и общество начало выходить из летаргии. Этот процесс «просыпания» развивался медленно и подспудно, поэтому, когда упала последняя капля – оскорбительная для общества по сути и совершенно хамская по исполнению, «рокировочка» в тандеме, то вздрогнула и удивленно заозиралась вся Россия. Но власть и этому не придала значения, а продолжала гнуть свое, не замечая, что к ней уже подвели Вия и уже подняли ему веки… Ну, а потом произошло, то, что произошло: бездарно сфальсифицированные выборы, последовавшие за этим митинги, невнятная реакция власти, многоголосье оппозиции. И сегодня мы пребываем в состоянии какого-то бессмысленного равновесия, когда проснувшаяся страна все еще не знает, что делать со всей этой неприглядной действительностью, а власть все еще надеется, что обойдется и неуклюже пытается «заснуть» страну обратно.

ЧТО СО ВСЕМ ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

Обычно политические кризисы решают политическими же методами. Но та ситуация, которая сегодня сложилась в России, к сожалению, не имеет решения в области политического. Причина проста - выжженное политическое поле. За десятилетие вертикализации на политическом поле остались лишь обугленные безжизненные головешки прежних субъектов политики, уныло торчащие из всезатопляющего болота Единой России.

Невозможность политического решения заключается не в том, что нынешняя власть в политическом смысле непобедима – это не так, но лишь в том, что в сегодняшней России не существует политической силы, готовой не просто взять власть, но и осуществлять ее, т.е. выстраивать государственную политику в соответствии с теми вызовами, которые стоят перед обществом. Справедливости ради замечу, что нынешняя власть тоже не отличается способностью к осуществлению своих властных полномочий и обязанностей. Тем не менее, менять одну недееспособную элиту на другую, не менее недееспособную, совершенно недопустимо, имея в виду то обстоятельство, что состояние, в котором находится наше общество, смело можно назвать предынфарктным, и очередного паллиативного решения страна может просто не пережить. В этом смысле, та повышенная политическая активность, которая наблюдается сегодня в стане многочисленных т.н. «несистемных» политических партий и движений, представляет собой определенную проблему и даже опасность для будущего страны.

Кроме того, есть еще один момент, который невозможно не принимать во внимание. Я имею в виду тот факт, что на минувших выборах, будь они даже проведены с кристальной честностью и объективностью, Единая Россия, как бы нам это не было прискорбно, судя по многочисленным опросам набрала бы процентов 30-40 голосов, что даже учитывая кардинально изменившуюся бы при этом ситуацию, оставляло ее «первой дамой» Госдумы. Это говорит о том, что российские избиратели настроены далеко не так категорично против партии власти, как нам бы этого хотелось. Это очень серьезная проблема политической культуры российских избирателей и без ее решения рассчитывать на решительное отстранение ЕдРа от власти не приходится.

Что касается грядущих президентских выборов, то тут шансы В.Путина, объективно, еще выше. К тому же, если для того, чтобы осуществлять законодательную власть нужно всего-навсего несколько сотен способных к законодательной деятельности сподвижников, то в случае успеха на президентских выборах за спиной необходимо иметь никак не меньше 50 тысяч способных осуществлять государственную власть единомышленников, а тут уж без крепкой партии никак не обойтись. А на сегодняшний день оппозиция, к сожалению, абсолютно не готова к тому, чтобы молвить сокраментальное: «Есть такая партия!».

Итак, политического решения проблемы сегодня не существует. Что же остается? Революция? Это неприемлемо. Что же еще? Давайте попробуем порассуждать на эту тему.

ЧТО ТАКОЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»?

Будем рассматривать государство и общество, как взаимодополняющие элементы одного целого, в рамках которого общество делегирует государству определенную часть своих прав и обязанностей (компетенций), поскольку не способно на данном уровне развития самостоятельно их выполнять. Тогда идеальным государством будет такое государство, которое надлежащим образом выполняет возложенные на него обязанности и при этом не отчуждает в свою пользу компетенции общества. Однако, как мы хорошо знаем, реальность устроена таким образом, что государство не только неохотно выполняет свои обязанности перед обществом, но и зачастую пытается ограничить общественные права и свободы, т.е. вторгается в компетенцию общества. Номинально для предотвращения подобного дисбаланса существует политическая система, которая призвана лоббировать государственную деятельность в интересах тех или иных общественных групп. В теории это выглядит так, что, поскольку, все общественные группы будут стремиться лоббировать свои интересы, то в результате будут лоббироваться интересы общества в целом. На практике, однако, такая формула часто не работает и тогда сдерживать корпоративные интересы государства приходится самому обществу. Та часть общества, которая участвует в этой деятельности и является гражданским обществом. Организационные формы гражданского общества могут быть различными, но важно, что деятельность гражданского общества направлена на решение только и исключительно двух задач: недопущения выхода государства за свои пределы и принуждения государства к выполнению своих обязанностей.

Очевидно, что расхожее представление о гражданском обществе существенным образом отличается от приведенного выше. У нас принято относить к гражданскому обществу практически любые неполитические объединения: от садоводов-любителей и до фанатских организаций с расистско-националистическим уклоном. С другой стороны, и сама власть видит в гражданском обществе только нечто подобное ДНД (добровольная народная дружина) при опорном пункте милиции. Возможно, именно поэтому гражданское общество в России никак не может выбраться из эмбрионального состояния.

Поскольку свою деятельность гражданское общество осуществляет за рамками политической системы, то единственным законным способом, при помощи которого оно может добиваться своих целей, является непосредственное предъявление государству своих требований. Эти требования гражданское общество может предъявлять как непосредственно - государственным организациям и чиновникам, так и опосредовано - через суды (в том числе и международные) и митинги.
Так как государство не имеет формальных предписаний выполнять требования, предъявляемые гражданским обществом (за исключением судебных решений, если таковые будут вынесены), то зачастую оно беззастенчиво пользуется этим обстоятельством. Что можно противопоставить такому поведению власти? Единственный выход в подобной ситуации это настойчивое наращивание давления: от обращения в более высокие инстанции до увеличения численности митингов. Именно в массовости сила гражданского общества. Одиночку власть легко проигнорирует, загнобит, или даже репрессирует. С десятком уже не так просто, но тоже справится. Сотня уже создает проблемы, связанные с неотвратимым общественным резонансом. Если же требования к власти выдвигают сотни тысяч, то игнорировать это невозможно, а пытаться купировать – значит рисковать спровоцировать гражданское неповиновение.

Если власть оказывается настолько неадекватной, что действия гражданского общества не приводят к соответствующей реакции, то гражданское общество должно породить политическую силу, которая будет бороться за власть, а придя к власти, сумеет ее осуществлять.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ВЫХОДА ИЗ СИСТЕМНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА.

Попробуем спроецировать вышеизложенные представления о гражданском обществе и его возможностях на сложившуюся в России ситуацию.
Митинговое движение, начавшееся сразу после парламентских выборов, проявляет многие черты гражданского общества. Очень важно, что митинг осознанно противостоит политизации. Политические лозунги, правда, все-равно появляются время от времени в руках митингующих, но их немного и они не вызывают массовой поддержки. Вместе с тем, политиков, вне зависимости от политической ориентации, на митинге не слишком жалуют. Правда, при этом митинг не склонен придерживаться явным образом границ, очерченных двумя эксклюзивными задачами гражданского общества. Т.е., по факту, уровень самоидентификации гражданского общества относительно невелик. И эту задачу (задачу самоидентификации) необходимо решать в первую очередь.

Личности. Гражданское общество не воюет с личностями. Лозунг: «Россия без Путина!» это чисто политический лозунг. Гражданскому обществу безразлично кто персонально будет выполнять его требования. Гражданское общество не должно оказывать предпочтение той или иной политической силе.

Провокации. Гражданскому обществу придется столкнуться с большим количеством провокаций. Они могут исходить, как от власти, так и со стороны различных политических и неполитических организаций и движений. Успешно противостоять всем грядущим провокациям гражданское общество может только в том случае, если будет четко удерживаться в рамках, которые заданы двумя сверхзадачами гражданского общества, поскольку наиболее сложными, с точки зрения возможности купирования, без сомнения будут провокации направленные на втягивание гражданского общества в сферу политического.

Генерация политического. Имея в виду патовость ситуации, существует большая вероятность того, что гражданское общество будет вынуждено стать средой для зарождения нового политического движения, новой политической партии, которая придя к власти, приложит все усилия к реализации требований гражданского общества. Правда, для этого необходимо, чтобы гражданское движение достигло определенного уровня массовости. Этот уровень можно оценивать по массовости митингов. По моим оценкам, минимальный уровень массовости митингов, свидетельствующий о готовности гражданского общества к генерации политического движения, способного реально бороться за власть, составляет 500 тысяч человек в Москве и 2.5 миллиона человек в остальной России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Россия находится в кризисной ситуации, когда в силу ряда причин отсутствуют приемлемые решения в области политики. Это делает востребованным и дает шанс выйти из тени гражданскому обществу. Но, поскольку, гражданское общество предназначено для выполнения весьма специфического набора задач, то для успеха, активной части общества необходимо как можно быстрее самоидентифицироваться в качестве исполнителя этих специфических задач. В противном случае, гражданское общество будет вовлечено в политические разборки и станет разменной монетой политических мошенников всех мастей.

Россия получила еще один шанс выплыть в бушующем океане истории. Давайте вместе поможем нашей стране не упустить его.