Блок. К вечеру вышло тихое солнце... Прочтение

Виталий Литвин
«К вечеру вышло тихое солнце…»

 




          * * *   

                К вечеру вышло тихое солнце,
                И ветер понес дымки' из труб.
                Хорошо прислониться к дверному косяку
                После ночной попойки моей.

                Многое миновалось
                И много будет еще,
                Но никогда не перестанет радоваться сердце
                Тихою радостью
                О том, что вы придете,
               
                Сядете на этом старом диване
                И скажете простые слова
                При тихом вечернем солнце,
                После моей ночной попойки.

                Я люблю ваше тонкое имя,
                Ваши руки и плечи
                И черный платок.
                Октябрь 1906 





     – «К вечеру»… «после ночной попойки»… то есть весь день бедняга, герой стихотворения, промучился  похмельем, только к вечеру всё немного успокоилось, и «вышло тихое солнце»…
     – «Я люблю ваше тонкое имя…» – то есть герой имя зашедшей знает, это не незнакомка, а очередная “дама”…
     Блок заглянул в ещё одно окно своего Города, там – всё то же: очередной «пьяница с глазами кролика», у которого очередные “жизненные трудности”.
Поражает в стихотворении, как Блок передал, наполняющую его Город безнадежность – вон, вроде даже солнышко выглянуло, девушка заглянула, а ощущение ещё одного круга Ада только усилилось.

*
*
Даниил Андреев. «Роза Мира». Книга X. Глава 5. «Падение вестника»:

     «
…Сперва – двумя-тремя стихотворениями, скорее описательными, а потом всё настойчивее и полновластней, от цикла к циклу, вторгается в его творчество великий город. Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, – но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» – уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного – цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды – жертвенник-дворец-капище – выступит из мутной лунной тьмы. Это – Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, – но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга.»
     »