Бригада 1941

Юлия Кара
Пьеса в 4х картинах

Действующие лица:

Катя Лузга — певица, молодая девушка.
Петровский Лев— бригадир, режиссер, чтец, молодой человек
Голованов Иван— аккордеонист, молодой человек.
Волин Александр — политрук, молодой человек.
Полина- кузина Кати— молодая девушка.
Мама Кати — певица, возрастная женщина
Капитан- возрастной мужчина.

( Минимум декораций. Большая работа светом и звуком).

1 я картина

Сцена 1 я. Репетиция.

Сцена свободна, с краю стоит небольшая
скамеечка или пара стульев.
Звучит фонограмма аккордеона.

Вступление к песне.
На сцену выходит артистка из задней кулисы.
Она в платье 40 х годов. Поверх платья пиджак. Волосы уложены по моде 40 х.
Она медленно проходит по диагонали сцену  от задника через центр  к левой кулисе. Останавливается на авансцене. Рядом с ней становится  аккордеонист, он вышел из ближайшей к артистке кулисы. Он продолжает фонограмму, играет. Артистка собирается вступить, начать песню.
-- Стоп. Стоп! Катюша, так не пойдёт!
( Из зала поднимается чтец Лёва, он же бригадир артистов, он же режиссер)
Лёва:: Пойми, ты должна нести в себе песню, всю ее проживать уже на вступлении, пока идёшь через сцену. Давайте ещё раз.
Иван( Аккордеонист) : Лёвушка, это не Большой театр. Это концертная выездная бригада .
Лёва: Тем более, надо нести драматизм в себе. У нас нет ни осветителей, ни костюмеров, ни гримеров.
Весь театр это мы сами, актёры на передовой.
Катюша, тебе понятно?
( Катя кивает).
Лёва: Ещё раз, прошу.
Мизансцена повторяется. Героиня поёт, играет платком в каждом куплете по разному.
       Песня. Постановочный номер.
Лёва( в конце номера) Умница моя! Ведь можешь! Я же говорю, песню в себе неси, театр в себе рождай. Ведь у нас нет ничего, даже декораций.
Иван: Ну, насчёт декораций не сомневайся. Будут. Тебя  уже завтра встретит   передовая, с  осветительскими  и звуковыми эффектами. Всё натуральное. И бойцы и бои. И взрывы. И дымовая завеса.
Катя: Не надо так.
Иван: Как не надо?
Катя: Не надо так говорить, будто война это театр. Это война.
Лёва: Отдохни, Катенька!
Хорошо порепетировали. Можешь, идти собираться. Завтра выезд в пять утра.
Катя: Ой, мальчики, не знаю, как я мамке скажу. Она не знает, что я в концертной бригаде на передовую еду. Сначала отец на фронт, потом брат. Теперь вот я...
Лёва: Я вечером зайду к Елене Кузминишне. Я объясню ей.
Иван: Да всё нормально будет. Мы ещё и концертировать не начнём. А война уже кончится. Вот увидишь!
Катя: Правда!?
Иван: Да, конечно, вот у меня даже песня есть. Про то как мы побьём фрицев.

Номер. Частушки

Иван играет. Катя и Лёва хлопают и подпевают ему.  Потом все уходят.
На сцену возвращается Катя, она что-то забыла, ищет. Находит ноты. Листает их.
 
Сцена 2 я. Встреча.

На сцену выходит офицер. Он в военной форме..Через плечо военный планшет. Видит девушку. Смущённо кашляет, привлекая её внимание.
Катя: Ой! ( Испуганно, оборачивается на военного)
Волин: Напугал?
Простите. Лейтенант Александр Волин.Политрук. Прибыл по поручению из штаба.
Буду сопровождать концертную бригаду на передовую.
Катя: Ой, а я сначала не поняла. Думала, какие то новости от папы или брата. Думала, Вы с фронта.
Волин: А вы не знаете, где артисты?
Катя: Ой, а ушли уже. Вы разминулись с нашим бригадиром Львом Петровским и аккордеонистом Иваном Головановым. Вот я только  и осталась .
Волин:( достаёт из планшета бумагу, сверяет с фамилиями)
Волин: Так точно! Голованов ,Петровский и Екатерина Лузга? Вы певица? Тут отмечено.( более тёплой интонацией)
Катя: Да. У меня  песни, романсы, для наших бойцов. Ещё куплеты, ещё есть арии из оперетт и песни из кино.
Волин: О, ( улыбается) Какой у Вас богатый боевой арсенал.
Катя:  Скажите, а вы, были на передовой...Простите, имя забыла Ваше.
Волин: Александр Волин. Лейтенант. Но для Вас можно просто Александр...Саша.
( немного помедлив) На фронте...
Честно, нет. Пока не был. Я только а штабе служил, Катя.
Катя: А скоро кончится война? Как Вы думаете, Саша?
Волин (достаёт газету. Разворачивает.)  Вот, Катя, видите,  вот новости. Мне в штабе дали свежий номер.
( Зачитывает сводку)
Катя: Дайте мне, пожалуйста.
( Берёт у него газету).
 Смотрите, вот,  видите. Напечатаны стихи с фронта. О, нужно будет нашему бригадиру их дать. Пусть он в нашу программу их вставит. Саша, а Вы ? Вы можете мне их сейчас вслух прочесть? Я , честно признаться, очень люблю слушать письма и стихи с фронта. Сразу мне отец и брат представляются.
( Она садится на стульчик)
Волин читает стихи военных корреспондентов.
Катя плачет.)
Волин: Вы плачете? Простите меня, я расстроил Вас.
Катя: ( встаёт) Нет, Вам показалось. Я верю: и папа , и брат, вернутся скоро. И война, Саша, скоро скоро кончится. Ведь правда?
(Волин молчит. Смотрит на неё).
Катя: Вы должны верить, Саша, слышите? Верить. Я  Вам ,знаете , спою сейчас, хотите?
Это новая песня. Но мне кажется, ее очень полюбят люди. Когда я ее пою, мне кажется папа и брат меня слышат.
Номер. Песня.
Волин: Катя, Вы невероятно красиво поёт и вообще, Вы красивая...
Катя: Ну мне пора.
Волин: Я провожу Вас.
Катя: Ладно. А, знаете, что... Вы вечером приходите к нам чай пить. Мама будет рада. И Левушка Петровский и Ваня Голованов будут. Вы познакомитесь...и ещё..
Волин: Что же ещё.
Катя: Саша, мама моя пока не знает ничего. Ну, о моём отъезде на фронт. И ..
Волин: Что ещё, Катя?
Катя: Мне очень, очень страшно, Саша...
( Звучит музыкальная перебивка. Герои уходят. Звучит голос Левитана. Военная сводка)

Картина 2-я
Гостиная в доме Кати. Стол на нем чайник. Скудное  угощение. Чашки. Мама Кати хлопочет за столом. Ей помогает племянница. двоюродная сестра Кати, Полина.

Мама Кати: Полина, ну что она ещё тебе сказала?( сервирует стол)
Полина: Катя , сказала, что придут сегодня её артисты на чаепитие.
Мама Кати:  Это хорошо.  Это очень хорошо ,Поленька,. Пусть отвлечётся немного Катюша. Всё у неё глаза на мокром месте.
Поля: Да, она у нас такая чувствительная. Артистка, что тут говорить.
Мама Кати: Как наших мужчин проводили, всё она ходит грустная, места себе не находит. К почтовому ящику бегает по 3 раза в день.  Всё ждёт весточки. Конечно, дети Вы ещё. А тут война. А война никого не жалеет. Так что сегодня  пусть будет вечер. Хоть угощение скудное...
Поля: Всё же война...какое веселье, тётя Лена?
Мама Кати: Пусть так будет. Пусть! Хоть часочек радости украдём у войны этой проклятой. Столько ещё впереди, кто знает.
Звонок в дверь.
Поля: А вот и они. Пойду открою.
(Входят Петровский, Голованов, Катя, Волин. У Волина в руках холщовый вещь мешок с пайком. Он отдает его Кате. Та матери)
Мама Кати: Какие Вы молодцы, вовремя.
Катя: Мамочка, знакомься. Это политрук Саша...Александр Волин.
А это моя мама. А вот это моя кузина Поля.
( Все раскланиваются. Рассаживаются за стол. Голованов включает патефон. Звучит латиноамериканская музыка конца 30 х)
Мама Кати: Угощайтесь. Катюша, разливай чай. Вам, Саша, спасибо за гостинцы.
 Ну, прямо пир горой!
Петровский: Как я люблю Ваш дом, Елена Кузминишна. Тепло тут у вас, душевно, всегда музыка.
Мама Кати: А Вы, Саша, Вы с фронта?
Волин: Нет( мнётся, смотрит на Катю)
Завтра в 5 утра на передовую. Машина придёт. Потом поезд...
Петровский: ( пытается увести от темы)А Вы знаете, сейчас новые стихи у меня в программе фронтовые.
Елена Кузминишна, хотите, прочту?
Мама Кати кивает.
Петровский читает.
Номер.( На фоне музыки). Мелодекламация.
Всё аплодируют. Голованов включает потифон. Звучит вальс. Голованов приглашает Полину. К Кате с двух сторон подходят пригласить её Волин и Петровский. Катя зажмуривается. Делает шуточное движение. Выбирает Волина. Петровский  разводит руками, приглашает маму Кати.
Хореографический номер. Пары кружатся. Когда одна пара оказывается на авансцене, герои этой пары ведут диалог на зрителя. Остальные 2 паря треугольником по заднику. Далее следующий диалог на авансцене, фигуры перемещаются по принципу треугольника.
1. Мама Кати с Петровским.
Мама Кати: Лёвушка, что-то у меня весь день сердце не на месте. У Кати глаза красные. Что-то она скрывает.
Петровский: Елена Кузминишна, Катя очень Вас любит. Переживает.
Мама Кати: Но все- таки, что за тайны, Лёва?
2. Полина с Головановым.
Поля: И что это Вы меня пригласили, Ваня? Вы всю дорогу по Кате вздыхали?
В Катю и Петровский влюблён уже давно. Вот и ухаживайте все за ней.
Голованов: Поля, Вы так неожиданно быстро выросли, что всех вокруг затмили.
Поля: Вот Вы всё любезничаете. Не верю Вам.
Иван: Ох, Полина, ещё один танец, и я за себя не отвечаю.
( Полина хохочет)
3. Катя с Волиным.
Катя: Ну это же так просто. Считайте: раз, два, три...раз, два, три..
Волин: Ох, не обучены мы, политруки танцам. ( Смеётся) Берите, Катя надо мной шефство.
Катя: Ну Вы просто, Саша, считайте. Вы до 3 х считать умеете? ( смеётся) Раз, два, три...
 (Пары  делают круг. Останавливаются на ааансцене мама Кати и Петровский)
Мама Кати: ,( обмахиваясь платочком) Ох, закружил.ты меня,  Лёвушка.  Всё, хватит! Хорошего понемножку.
Всё  ребята,  всем пить чай.
(Пары расходятся. Лёва подходит к Кате)
Петровский: Катя, ты маме  сказала?
Катя качает отрицательно головой.
Катя: Язык не поворачивается. Я ей письмо оставлю.
Всё садятся за стол.
Волин: А ,знаете, я так рад здесь оказаться! Правда!
Всегда мечтал с артистами познакомиться.
Лёва: Да, Вы в артистический дом попали,  лейтенант. Ведь в семье Кати все потомственные артисты. Фамилия то знаменитая : Лузга.
Волин: Да вы что? И все поют?
Мама Кати:  Все.
Песня :Трио Мамы , Кати и Полины. Постановочный номер.
( В конце  номера Катя обнимает мать, плачет).
Музыкальная перебивка. Артисты за столом застыли, как на  фото.
Петровский. выходит вперёд читает:
,, Нас не нужно жалеть"
Далее музыкальная заставка: шагающей роты. Световые перебивки
 На затемнении игра световыми пушками. Изображают зенитки. Музыкальная перебивка переходит на звуки рвущихся бомб , зениток и т.д.
Голос Левитана. Военная сводка.

Сцена 3 я:  Блиндаж.

Сцена должна иметь детали блиндажа.
Стоит ширма .  За ширмой видна часть кровати. На ней спит героиня. Ее не видно . Рядом с ширмой стол. С лавочками с обеих сторон. На столе котелок,  каски, атрибуты военного нехитрого хозяйства. Отдельно аккордеон.
В блиндаж заходят Голованов и Петровский. Они в телогрейках хаки, в сапогах, военных гимнастерках и брюках галифе.
Лёва: Кажется уснула.
Голованов: Проплакала всю ночь.
Похоронка за похоронкой.
Лёва : Бедная Катюша. Бедная Елена Кузминишна.
Входит Волин.
Волин: Ну что ,маэстры, готовы?
Давайте, пока зенитки замолкли, самое время.
Волин: Какая сегодня программа?
Голованов: Как обычно, стихи, песни, частушки. Только ,сам понимаешь, сегодня без Кати.
Волин: Мог бы не говорить. И так всё понятно. Пусть придёт в себя.
Лёва: Ты, похлопочи, лейтенант, чтоб Катю домой отправили. Трудно ей здесь.
Волин: Ты думаешь, я слепой? Сам вижу.
Идите, ребята, пока бой не начался.
Голованов: Ну, что , Лёвушка, фрак концертный надел?
Лёва осматривает себя, усмехается. Делает шутовское движение. Раскланивается.
Волин: Каски на голову не забудьте. Обстрел может в любую минуту начаться.
Артисты надевают каски, берут аккордеон., уходят.
( За сценой  приглушённо раздаются звуки аккордеона, аплодисменты, голос
чтеца.
Волин. подходит к ширме, заглядывает, на цыпочках  подходит к спящей Кате,  любуется.
Возвращается на место. Читает лирическое стихотворение о любви на войне.  Вначале он останавливается , когда слышны взрывы хохота солдат и куплеты аккордеониста. Но потом в его стихотворение вплетается музыка. Очень трогательная музыка и очень трогательное стихотворение.
Катя проснулась. Она одета в перемешку и в элементы военного костюма и закутана в тёплую шаль. Волосы собраны.)
Катя: Саша.
Волин подходит. Они обнимаются. Поцелуй.  Садятся за стол. Катя подавлена. Волин обнимает её. Она кладёт ему голову на плечо.
Катя: Саша, я не знала, что в человеке так много слёз.
Волин: Ты, Кать, мужайся. Это война. Ты солдат,  Кать. Ты ведь обещала мне не раскисать.
Катя: Бедная мама, каково ей сейчас. А я даже не могу её утешить.
А она бы меня утешила. Она бы обняла меня,  мне бы тихонечко спела.

Номер
Катя поёт Колыбельную..
Волин: Катя, я всё сделаю для тебя, слышишь. Любимая Ты веришь мне?
Катя: Конечно, верю. Ведь и я люблю тебя, Саша.
( Обнимаются.)
Волин: Катя, я хотел ещё тебе сказать...
Катя: Что? Почему ты глаза прячешь, Саша?
(Волин молчит.)
Катя: Саша, ты меня не жалей. Ты говори, все как есть. Слышишь. Вчера я была ещё наивной девочкой. А за эту ночь, ночь похоронок я выросла. Мне кажется я перескочила сразу лет через двадцать. У меня уже и слёз нету, Саша. Говори.
Волин: Катя, послушай. Скоро вашу бригаду расформируют. Тебя отправят домой. Опасно тебе тут. Пойми!
 Будут большие бои. Такой приказ, Катя.
Катя:  Как? Ну почему? А ты?
Волин: Я ...буду часто, очень часто писать тебе, Катя.  Слышишь? Очень часто. А.ты скоро увидишь свою маму. Ты и так много сделала для фронта.
Катя: Нет, слышишь! Нет! Здесь моё место , Саша. Здесь,  до победы.
Мы   одна бригада, пойми.  И я  очень здесь нужна. Когда я выхожу к бойцам и пою им о доме, о Родине, о любимой, вижу , их глаза загораются. И я знаю, что они все сделают для победы. И я вижу в их глазах победу, Саша.
Рёв зениток. Перебивка музыки и света.
Герои становятся рядом плечом к плечу.
Идут на авансцену. К ним присоединяются все герои. Они все военной  форме. Полина в  форме санитарки, мама Кати в гражданской строгой.  Стоят в линейку. Все  поют " Нам нужна одна победа".
Перебивка светом. Герои уходят. Голос Левитана. Сводка.


Картина четвёртая. Гала концерт.
Финал.
Штаб . Декорация представляет стол. По заднику  маскировка. Сидит командир. Он один за столом. Разложены карты.
Стук в дверь
В штаб входит Катя. Она в военной форме. По военному приветствует командира.
Катя: Товарищ капитан, разрешите обратиться.
Капитан: Разрешаю.
Катя: Бригада 1941 по Вашему приказанию прибыла в Ваше распоряжение. ( Катя передаёт командиру бумагу. Тот изучает.бумагу).
Капитан: Ничего не понимаю, боец. Как Ваша фамилия. Звание. Предсавьтесь, как положено по форме. Выйдите и зайдите заново.
(Катя выходит и заходит в штаб заноао)
Катя: Товарищ капитан,  бригада 1941 в лице бойца Лузги Катерины прибыла в Ваше распоряжение.
Капитан: Ну, понял, понял, что бригада. А где остальные бойцы?
( Катя молча передает капитану другую бумагу).
Капитан:(читает вслух не спеша,  на каждой следующей фамилии всё медленнее. Много  весомых пауз.)
 Боец Петровский Лев Соломонович погиб смертью храбрых в  декабре 1941.
Боец Голованов Иван Яковлевич... погиб в 1941....
 Лейтенант Волин...погиб.
( Капитан встаёт. Молча подходит к Кате.)
Капитан: Вольно, боец ,вольно. Ну, девочка. Рассказывай.
Это ты одна и есть  вся бригада?
(Катя молча кивает)
Капитан: Тяжело товарищей терять? Эх, война-война.
Сама почему не вернулась домой?
Катя: Товарищ капитан. Я им обещала, ребятам своим, фрицев бить до победы.
Капитан: Вот оно что!
Ну, ну. И не страшно одной девчонке на войне?
Катя:  Не страшно, товарищ капитан. Стыдно бояться. Перед ребятами стыдно. Перед бойцами стыдно. И потом, не одна я, товарищ капитан.
Они со мной воюют. Ребята мои. Верьте!
Когда выхожу к бойцам петь, стихи читать.. Со мной  вся моя бригада.
Капитан: И чем воюете, боец?
Катя: Стихи, товарищ капитан, песни, арии из оперетт, романсы, частушки, военные баллады.

Катя читает стих.
Музыкальная перебивка
Песня Катюша.
;В припеве присоединяются все артисты.
Далее идут номера. Идёт Гала концерт бригады непрерывный по нарастающей.
Стихи песни. Подборка материала все светлее и оптимистичнее к финалу.
Финал. Общий стих на музыку. По очереди говорят все артисты.