1. 24 Сознание человека и безсознательное

Лариса Болотова
                Из книги Карла Густава Юнга «О жизни после смерти»:

 «Дело в том, что в наши дни люди во множестве идентифицируют себя исключительно со своим сознанием и воображают, что они есть то, что они о себе знают. Но всякий, кто как угодно поверхностно знаком с психологией, скажет вам, сколь ограничено это знание. Рационализм и доктринизм суть болезни нашего времени; они предполагают, что знают все ответы. Но нам ещё предстоит открыть всё то, что наше нынешнее ограниченное знание исключает как невозможное. Наши понятия о пространстве и времени очень приблизительные, и существует огромное поле для всякого рода отклонений и поправок».

«Рационализм – это метод, согласно которому основой познания и действия является разум (интернет).

Разум – одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель).

Доктрина – философская, политическая либо правовая теория, религиозная концепция, учение, система воззрений, руководящий теоретический или политический принцип (интернет)».

                Я понимаю доктрину, как неизменное учение, выработанное на определённой основе.  Вместо старой доктрины приходит новая доктрина. Только так.

«К сожалению, мифологическая сторона человеческой природы сегодня в сильной степени редуцирована. Человек более не порождает сюжеты. Он себя многого лишает, потому что это очень важно и полезно – говорить о вещах  непостижимых. Это похоже на то, как мы сидим у огня и, покуривая трубку, говорим о привидениях».

Редуцировать – сводить (свести) сложный процесс к более простому.

«Что в действительности означают мифы или истории о жизни после смерти, какого рода реальность скрывается за ними – мы, конечно, не знаем. Мы не можем сказать, имеют ли они какую-либо ценность, помимо того, что являют собою несомненную антропоморфическую проекцию, направленную извне.  Мы должны отдавать себе отчёт  в том, что нельзя и невозможно с уверенностью говорить о вещах, которые выше нашего понимания.

Антропоморфизм – перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, на предметы), в том числе – представление божества в образе человека (интернет).

«Мы не можем представить себе другой мир, другие обстоятельства иначе, чем по образу и подобию того мира, в котором мы живём, который сформировал наш дух и определил основные предпосылки нашей психики. Мы строго ограничены своей внутренней структурой и всем своим существом, всеми своими помыслами привязаны к этому нашему миру. Мифологическое сознание способно перешагнуть через всё это, но научное знание не может себе этого позволить. Для разума (?) вся эта мифология – чистая спекуляция. Но для души она целебна, и существование наше без этого стало бы плоским и бледным. И нет никаких оснований так себя обкрадывать.

Если существует что-то, чего мы не можем знать, мы не должны рассматривать это как интеллектуальную проблему.  Например, я не знаю, почему и как возникла вселенная и никогда этого не узнаю. Поэтому я не должен из этого вопроса делать для себя научную или интеллектуальную проблему. Но когда представление об этом даётся мне – в сновидении или в мифологической  традиции, - я не могу пройти мимо. Я должен на этих основаниях создать некую концепцию, даже если она так и останется гипотезой, которую я никогда не смогу доказать».

                Но, а если человек не испытает подобное в сновидениях или  не узнает  о таких мифах, разве он не способен к собственным размышлениям об возникновение вселенной на основе своего опыта жизни? Пусть даже они будут ошибочными, здесь главное не истинное знание, а сам процесс мышления, который даёт развитие сознанию человека.

«Человек должен иметь возможность сказать, что он сделал всё, что в его силах, чтобы иметь какое-то представление о жизни после смерти или некий образ такой жизни, даже если это станет признанием его безсилия. Но не сделать это – значит лишить себя чего-то важного. Потому что в этом вопросе обнаруживает себя вековое наследие человечества, полный тайной жизни архетип, необходимая составляющая той цельности, которая и есть – наша личность, мы сами. Разум устанавливает границы – слишком узкие, он приемлет только известное, и то – с ограничением».

                Может быть не разум, а рассудок?

«И так жизнь – в  известных рамках – выдаёт себя за жизнь действительную.  Но наша ежедневная жизнь не умещается в рамках сознания, без нашего ведома в нас живёт безсознательное.  И чем более преобладает критическое ratio, тем скуднее жизнь, когда же мы осознаём своё безсознательное, свои мифы, жизнь наша становиться богаче и разнообразнее. Абсолютная власть разума сродни политическому абсолютизму: она уничтожает личность.

Безсознательное даёт нам некий шанс, что-то сообщая или на что-то намекая своими образами. Оно способно обнаруживать перед нами знание, традиционной логике недоступное. Вспомните феномены синхронности, предчувствия или сны, которые сбывались!»

                Из книги «Тайна смерти» составитель М. Ошуркова (стр. 106).

Данная статья представлена на сайте Яндекс.Дзен, ссылка на канал Болотова Лариса или Booklife2015 дана в конце моей страницы. Приятного всем прочтения.