Папа Часть вторая

Александр Николаевич Харченко
    Почему сначала вспомнил о дяде Володе? Он дарил на дни рожденья инструменты. Это уже потом я прочитал, что так и надо, покупать, дарить мальчишкам инструменты, не игрушечные, а настоящие. Хочешь помочь человеку, дай ему удочку, а не рыбу. Отец поступал ещё лучше, он дарил не удочку, а набор: поплавок, леску, крючки, и потом показывал, как надо делать удочку, а я уже из того набора мастерил себе удочку сам. Как и что он делал, я видел на многих примерах.

   Пошёл в школу, вот тебе стол для занятий, откидной, как в вагонах. Но какой это был стол? Такого ни у кого не было, его поверхность была набрана из зелёных и красных плексигласовых квадратов, от такого сочетания казалось, что эти крадраты то вспыхивают, то гаснут, но это был лишь оптический эффект. Или взять санки, которые зимой брали дети с собой в детский сад, они все были одинаковые, купленные в одном магазине, сделанные на одном заводе. Как придумать так, чтобы детки не перепутали, чьи где санки? Приделал  спинку с боковинами, разрисовал - шедевр искусства! Учительница в первом классе попросила наглядный материал сделать по арифметике, что-то вроде картины с прудом на котором лебеди плавают (лебеди отдельно вставлялись для счёта), так изобразил такое, что то пособие подальше спрятали, и извлекали на свет только для комиссий. Шторы автоматические раздвижные сделать, будет после работы до поздна в школе, пока не сделает. Я уже давно дома: - А где папа?, - А он ещё в школе шторы делает.

   С физикой он начал меня знакомить, когда мне было пять лет, само слово "физика" при этом не упоминалось.
 - Ты видел когда-нибудь, как металл становится жидким, как вода? Сейчас посмотришь.
    Шарики расплавленного оловянного припоя катались сами собой по поверхности, разогретые паяльником. Потом уже в деревенской кузнице его отчим - дедушка Вася показывал, как работает кузнечный горн и металл в нём становился таким, что ему можно было молотом придавать нужную форму.
    Отцу часто приносили что-то отремонтировать. Однажды он привёл в порядок чью-то старую радиолу, ещё с квадратной шкалой с названиями городов. К этой радиоле нам дали для опробывания пластинку с песней про чёрного кота, и мы часто слушали эту пластинку.
Он делал сам гирлянды из лампочек для ёлки с механизмом для переключения этих гирлянд, когда родилась моя младшая сестрёнка, он сделал электропривод к колёсам её детской кроватки, чтобы кроватка сама каталась туда-сюда, укачивая малышку. То он помогал дяде Володе строить дом, то дядя Володя помогал ему строить дачу. А сколько раз мы семьями ездили на рыбалку, ходили за грибами.
     Последний его ремонт я запомнил, принёс ему накладной замок от двери, ключ намертво застрял в замке. Папа разобрал замок, собрал, убрал лишние детали - замок и по ныне работает, как новый.
     Когда он пришёл из Армии, стал настраивать свою гитару, это я уже взрослый понял, что гитару ту настроить было невозможно, так как гриф её был изогнут, и лишь одному человеку удавалось из этой гитары извлечь нормальную музыку.

     Когда я учился в начальных классах, они там у себя на работе изготавливали первые видеокамеры, так я увидел, как преломляет и разлагает свет стеклянная трёхгранка (как я называл призму), для меня это было вроде игрушки, как калейдоскоп, смотришь сквозь неё, и всё радужное. Вечером мы смотрели диафильмы, самые любимые можно было определить по разорванному краю плёнки. Иногда у них уже отсутствовали первые кадры, так их часто заправляли в фильмоскоп. При каждом случае диафильмы покупались новые, красочные, но были и старые, доставшиеся от кого-то, чёрно-белые плёнки.
     Потом появился магнитофон огромный "Днипро", и несмотря на его габариты, с ним ходили к соседям, переписывать кассеты с песнями Высоцкого. Отец очень любил их слушать.

   И рассказчик был, такое из своей жизни вспоминал, хорошо, что успел некоторые из его рассказов записать. Жил Человек с большой буквы и ушёл. И это нормально, когда уходят в таком возрасте, а не в 28 лет, как ушедшие на войну дедушки Иван и Василий. Ради того, чтобы их дети и внуки могли прожить долгую жизнь, ушли сами молодыми, а мы должны жить и за себя и за них, чтобы они там радовались за нас.