Это всё цветочки

Сергей Плетнев
       В правительство СССР  в 1968 году поступило от спец. Служб тревожное сообщение. Вдоль побережья Северного Ледовитого океана на разных участках территории нашей страны периодически   безнаказанно высаживались диверсанты и члены команд с американских подводных лодок с  целью сбора информации, проникновения вглубь страны и встречи с агентурой.
    Западная, южная и Восточная границы страны перекрыты пограничными заставами. Северная же сторона по безбрежной тундре оставалась оголенной и доступной для проникновения.
    Правительством было принято решение замкнуть периметр страны, разместив на ее северных просторах пограничные заставы со всеми вспомогательными техническими элементами и службами.
    Началось с 1969 по1975 годы проектирование и ввод в эксплуатацию засекреченных объектов, которые были зашифрованы, как цветочки «Незабудки», «Фиалки», «Подснежники», «Ромашки» и т.д. Они разнились между собой размерами и количеством личного состава пограничников.
    Эти «цветочки» были в дальнейшем «взращены» по всему побережью, начиная от Печенги и до далекой Чукотки. Вблизи городов и поселков, как например Мыс Челюскина, Хатанга, Тикси, Диксон,  Чокурдах,  Черский, Певек, и других, предполагалось их размещение.
    Большие объемы работ и сжатые сроки легли на плечи проектировщиков большинства  проектных отделов.
    Все проектируемые сооружения с источниками их жизнеобеспечения   находились в зоне вечной мерзлоты. Это требовало решения не простых и ранее не встречавшихся проблем. Да и сами здания и сооружения по назначениям и конструктивным
особенностям оказывались необычными.
    Например,  электрики столкнулись с отсутствием «земли», то есть с невозможностью заземления и зануления электрооборудования и металлических каркасов здания в условиях вечной мерзлоты, с нетокопроводимостью грунтов, с отсутствием  условий надежной прокладки инженерных коммуникаций при факторе пучиности грунтов. Серьезные вопросы возникли в связи с активным проявлением в условиях Арктики статического электричества, необходимость нейтрализации которого обеспечивало защиту от  катастрофических пожаров на Севере.
    И многое, многое другое приходилось решать в процессе проектирования.
Электрикам в разрешении подобных вопросов помогали консультации в институте Арктики и Антарктики с учеными и легендарными начальниками полярных станций Сомовым м.М и Трешниковым А.Ф. и другими.
    На стадиях и этапах проектирования сотрудники №-ного института  активно оказывали помощь на местах развернувшегося строительства. Строили на Северо-Западном побережье строительные организации: «Диксонстрой», на Северо-Восточном побережье «Колымстрой». Принимали военные.
    На протяжении всего строительства осуществляли активный авторский надзор, участие в рабочих и Государственных приемочных комиссиях.
    Зачастую полеты к объектам и переезды между ними проходили в промерзших, неотапливаемых грузопассажирских самолетах, спецрейсами, вертолетами, на вездеходах.
    Бытовые условия и ночлеги на временных погранзаставах были далеко не из легких и оставляли желать много лучшего. И все эти трудности вместе с мужчинами, делили и женщины - проектировщики.
    Но самоотверженность с примесью романтизма и чувства долга увлекали в «край бескрайний» творцов выполнения Государственного задания. Сегодня «границы на замке» и благодарные потомки могут спать спокойно.

    Эту заметку мне принесли в 2003 году наши электрики. Стиль и слог я оставил той поры. Написал ее один из участников этого грандиозного, по своей протяженности проекта. Причем проект тянулся от Норвежской границы до Берингова пролива. 
    Названия всех «цветочков» хранились в Первом отделе.  Подчас я, много раз  и мои ребята обеспечивали – геодезию, что в тундре имеет свои особенности и сложности – снег, дождь, туман, полярный день, полярная ночь.
    Когда я учился в Ленинградском топографическом техникуме, нас на отдельных предметах – типа «Техника безопасности», «Безоопасный образ жизни»  и т.д. учили  те, кто прошел многими изыскательскими тропами:
 - как вести себя и организовывать работу с  ЗК, психологические особенности;
 - водить автомашину, со сдачей на права в ГАИ;
 - распоряжаться большими наличными деньгами;
 - готовить обед;
 - оказывать первую и последнюю медицинскую помощь;
 - владеть оружием и массе других практических вещей
И все это пригодилось, да и нужно мне до сих пор – Обед, Баранка, Медицина.