Кто враг России?

Александр Каминский
Во времена оные, обращаясь к гражданину, мы говорили «сударь /сударыня».  Этимология этого слова предполагает право «судить» иметь и высказывать своё свободное мнение. То есть, предполагает достоинство и уважение к личности. Это одно из тех самых «неотчуждаемых» или, как говорят юристы, «естественных» прав, данных человеку Богом и впервые закрепленных в американском «Билле о правах» и французской «Декларации прав человека и гражданина».

 Человек является собственностью самого себя, говорил Дж. Локк. В России человек – это собственность государства. Он всего лишь единица из множества которых складывается население. «Идут бараны, бьют в барабаны …»[1]. Те же, кто хочет сохранить свое человеческое достоинство, покидают Россию – кто на пароходе, кто на самолете, ну а кто уходит во «внутреннюю эмиграцию». Лишь немногие безумцы, или герои вступают в неравную схватку с Левиафаном.
 
В свое время, философский пароход не был потоплен, и это оставляет надежду. Надежду на то, что наследие русской цивилизации после ее гибели (в результате суицида) не будет предано забвению и сохраниться в виде культурных артефактов, подобно таинственным пирамидам Майя или Египта.
 
Сегодняшняя Россия не признает и активно отрицает мировые ценности. Она такой гопник с самомнением в мировой подворотне. Понятно, «Запад» ее не любит, - за ее непредсказуемое, девиантное поведение, за высокомерие и хамство. Запад любит предсказуемость, а здесь «умом не понять…»[2]. Но считает ли Запад Россию своим врагом? Нет не считает, как и мы не считаем своими врагами встреченных, порою на улице странных людей – пьяниц, наркоманов, бомжей итд... У нас с ними нет ничего общего. Просто мы опасаемся их, и избегаем контактов с ними. 
С некоторых пор в России развился особый вид ксенофобии – неприязнь к здравому смыслу. Гопники, как известно, испытывают ненависть к культуре, образованию, ко всему тому, что для них чуждо и непонятно. По той же причине Россия испытывает ненависть к Западу и к известной части собственного народа.

Уже который год в России идет геноцид интеллигенции, охота на культуру. Но ведь именно интеллигенция является ориентиром, если хотите, системой координат в пространстве человеческих ценностей.   «Если соль потеряет силу, то, что сделает ее соленой?» - Говорил Христос в нагорной проповеди.
 
Самое страшное — это то, что Российское общество одобряет насилие, жаждет крови. В своей основной массе это не безобидная масса конформистов, а «чипированная» ненавистью толпа «патриотов», готовая под лозунгами – «За Ленина», «за Сталина», «за Путина» крушить все на свете….
И не стоит надеяться на то, что полем битвы «света» и «тьмы» станет чат «Эха Москвы». «Диванное воинство», подогретое разнузданной пропагандой, загипнотизированное улюлюканием кремлевских пропагандистов по поводу «развратного, прогнившего» запада, хоть сейчас, готово встать под ружье, и сражаться за свои доморощенные ценности, которые «аршином общим не измерить».
 
Вы спросите – почему так случилось? Почему именно Россия, давшая миру имена Толстого и Лобачевского, Чайковского и Малевича, оказалась на обочине мировых путей и трендов развития? Почему в обиход вошел новый словарь, в котором независимый человек, преданный своей родине, теперь называется экстремистом, а ученые, журналисты, поэты стали иностранными агентами?  Почему борьба с коррупцией стала уголовным преступлением? Почему слово «либерал» стало ругательством? Впрочем, все это не ново – «Война — это мир. Свобода — это рабство»[3], И.т.д. Но, как мы оказались в таком зазеркалье? Почему на таможне, доставая из «широких штанин»[4] Российский паспорт мы, теперь, испытываем неловкость?   Ответ приходит сам собой, если обратиться к истории.
«…Все происшедшее, - пишет И. Бродский, - было беспрецедентной антропологической трагедией, генетическим регрессом, конечным результатом которого стало усечение человеческого потенциала».
О том же пишет Людмила Улицкая, которая, как известно, по первой профессии, биолог – генетик: «В условиях террора шел отрицательный отбор: выживали наиболее гибкие, незаметные, трусливые, способные приспосабливаться… Качество человеческого материала сильно пострадало. Чувство страха, возможно, способствовало выживанию…». В результате такого отбора в постсоветской популяции стали доминировать трусливые и вороватые Шариковы[5]. Но это полбеды. Проблема в том, что страх вытесняется[6], и как объяснил бы нам Фрейд, замещается, в данном случае, любовью к Гоббсовскому Левиафану[7]. В результате мы имеем не народ, а население с наследственно передающимся «стокгольмским синдромом» ….

Возвращаясь к вопросу, означенному заголовком статьи, я утверждаю, что врагом современной России является она сама. Но, лишенная способности к саморефлексии, критическому мышлению и здравому суждению, она этого не замечает. Враждебность, исходящая изнутри нее самой, порождает бред преследования и агрессию по отношению к окружающему миру. Конечно, для истории здесь нет ничего нового «и это было уже в веках, бывших прежде нас»[8]. Говорят – история повторяется в виде фарса. К сожалению, это не всегда так, - иногда она повторяется в форме гротеска[9].

Ссылки

 [1] „Идут бараны и бьют в барабаны, а кожу для них дают сами бараны.“ —  Бертольт Брехт.
 [2] Федор Тютчев  «Умо;м Росси;ю не поня;ть».
 [3] George Orwell «1984»
 [4] Маяковский «Стихи о советском паспорте».
 [5] Персонаж повести М.Булгакова «Собачье сердце»
 [6] Здесь «вытеснение» - понятие из психоанализа.
 [7] Отсылка к сочинению Томаса Гоббса, посвящённое проблемам государства.
 [8] Екклесиаст.
 [9] Гротеск отличается от фарса тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего.