1941-й. Май

Михаил Рыбаков 1
На производстве творилось невообразимое. Предприятие рноедавали военным. Менялись кадры, порядки. Получали форму, виездной венкомат ставил на учёт.
Сергей вырвался на пару часок, принять жуш, перееусить. Душ был, перекусить - нет. У Шурочки глаза были красные - "Вновь плакала..."
- Что случилось, солнышко? Только коротко.
- Коротко, не получится...
- Тогда дождись меня.

А там шла настоящая перетрубация, пока Сергей получал новений ктель да галифе, за ним прибежали
- Сергей Иавныч, Пал якович ждёт, срочно.
-Слушаю -
- Ладно, сеогей, садись и принимай дела, меня в Срвете Обороны ждут. Папки - вот они - поднялся, пожал руку и вышел.
Сергей отодвинул папки в уголок, к стенке... Заходите!
- Вошла тётя Маша, техничка. Мне бы директора.
- Говори.
- Обе длчки заболели, дня бы на два, в счёт отпуска?
- Поторопись, разберёмся. Следующий!
Скоро он освободился. Зашёл в свой цех.
- Дмитрич, кого назначили?
- Пока никого.
- Иди получи обмундирование, да моё,пожалуйста, найди и принеси. И принимай дела.

- Семёныч, ты где скрываешься, таракан запечный?
- Вот он, я.
- Что там свехсрочное?
- Едут власти, будут пропуска трёх цветок: красные- зелёные- жёлтые.
- Правильно. Согласен.
- Обучение по командам: Воздух! Тревога! Отбой!
- Что роют, у проходной?
- Спаренный пулемёт.
Ртставить! Там же постоянно люди. Самолёт станет пиуипрвать - бомбы. Передай, пусть, В укромном углу.
- Конечно, сей минут...
Зашли, представились:
- Начальник обороны
- Начальник охраны.
- Присаживайтесь, товарищи Я приказал перенести устаноку пулемёта, от проходной, А вы подумайте, о её маскировки и чтоб больше, не отрывать вас, от дел - подумаем, об укрытии работников, до сих пор, убежища нет.

Когда командиры ушли, он выключил свет и упал на диван... Заурчали ЗИСы, Сергей вскочил, выглянул. "Явились охранники, ВОХР сдавал, солдаты вставали на посты. Ладно, понадоблюсь - поднимут".
Пропал сон... "Ещё Наташка... Устроила спектакль. Как была взбалмошная, так и остаётся..." Он встал, одел фуражку, вышел, за проходную, спустился крутой тропинкой к Десне. Светила луна, в6иза каскинулось плёсо, аж до красного столба. Дышалось вольно и спокойно. Мог ли он предположить, что юто последняя встреча с рекой, перед длинной разлукой, почти, во всю жизнь?
Сергей вернулся в кабинет, хотел занятся бумагами... Позвонили.
- Сергей Иваныч, стоишь - присядь.
Прекрати монтаж, займись срочно обратным прцессом, уже вышли машины, на подходе вагоны. Всё ценное на машины и к станции. Распоряжение Совета обороны.
Такие пироги. Спустился в цех, люди принимали пищу,- Минутку, товарищи - доложил распоряжение.
Собрал комсостав
- Думаем, как ускорить демонтаж. Раз такое дело, то сроки, сами понимаете - с гулькин нос. Я у себя, любые мысли обмозгуем. Жду.

Состав проскочи Ростов, направился к южному Уралу.. Четыре дня позади. Пять теплушек, семь грузовых вагонов, "вторая часть, поди догоняет"...
Рано утром останоаились. Сергей было открыл дверь, а ему в лицо секануло песком - буря песчаная... Приехали.
К десяти успокоилась погода, высыпали... Справа карагач, слева ручей, арык, по здешнему. Вдалеке селение.
Быстро приспособились, выгружали фундаменты и устои, главные механизмы и станки, на двух узких полосах, уже начали, крепить и строить, подоткрытым небом, стены обещали вскорости. Появились железнодорожники, попросили бригаду - строить вторую ветку.. Наскребли пять человек. Колею продвинули до посёлка и дальше. Места мало, надо расширяться - барханы, не дают...

2020-й. Июнь
Сергей Иваныч, израненный, побитый временем, вылез из машины, дальше ординарец и друг Анатолий, помогли спуститься старой, почти заросшей пропкой, к Десне. С кручи было видно плёсо. "Уже стала речка, ишь, даже перекатик вклинился..."
Он долго молчал.
- Вот отсюда меня и бросили в Казахстан, ребята. Слава богу, свиделись. Здесь и домишко стоял, если, не разнесли на топку, в плену... Видали, красотища какая? У- Отпустило, задышалось вольно. Помогите. Володя, спустись к пристани, я там мальцом пискарей да уклейку ловил...
Да, захирела Десна. Гляди, а "Пионер" стоит, у пристани, Не тот, десяти-сильный, но название сохранили. Как-нибудь расскажу всё... Да разве расскажешь? Вроде всё просто, а начнёшь и запнёшься, на первом же повороте... И всё же, двинем в Привокзальный посёлок, неймётся мне заглянуть в старый дом, если стоит.
... Гляди ко, если б, не голубятня, не узнал бы, погодите минутку - позвоню. Сергей Иванович подходил к крыльцу, когда раскрылась дверь, выскочила женщина, простоволосая, протянула руки: "Отец! Как же давно я тебя жду..."
Он сначала опешил, потом до того расстроился - не знал как поступить...
- Идём, я покажу тебе мамино письмо. Одно на двоих... Я её не знаю, расскажешь ине, о ней?
И вот он сидит, держит в дрожащей руке коротенькое письмо, от своей Шурочки.
"Здавствуй,дорогой Серёженька! Если ты читаешь это, знаь дочка наша, Полинка нашлась. И слава богу. Прости ты меня дурёху. Твоя Шурка.
- Ещё писио из части, где мама служила. "Орден Боевого Красного Знамя, посмертно ( получить в архиве) "Она не вернулась с задания" - заметка, из фронтовой газеты.
- Полюшка, пожалуйста, позови моих спутников, что-то, дочка, ноги... Парни, езжайте в санатой, забериье вещи, переселяемся домой. 05.02.22