Сквозь мир. Глава 5. Немного необозримого прошлого

Герда Венская
Ты просыпаешься В Праге. в Ницце. В Нью - Йорке. В Вене. Цвет неба всегда разный и запах города тоже. Небо оказывается разной высоты и сам воздух другой. Каждый раз - это словно другая жизнь. Но порой кажется, будто это все один и тот же город, только с разных ракурсов. Так бывает, когда в своем родном городе откуда не выбирались очень долго, вы вдруг оказываетсесь в непривычное для вас время суток, чуть дольше задержавшись на прекрасно знакомом вам перекрестке - но теперь немного иначе светит солнце, и вы замечаете стену дома, которую раньше не замечали... На долю секунды теряясь в пространстве, смотря на эту часть мира будто чужими глазами.
В то далекое утро Ната спустилась на первый этаж отеля. Было только 5 часов утра. Она откинула крышку массивной сеоебрянной зажигалки и вытянула на кушетке длинные  загорелые и босые ноги. То ранее утро не только стало особенным впоследствии, оно словно уже заранее было им,-такое светлое и легкое было оно, словно в детстве. Самое первое солнце просыпалось и потягивалось на цветастом мраморном полу холла. Холл был пустой, в баре она попросила чашку капуччино и теперь наслаждалась его терпким густым ароматом. Ната только приехала и так уж вышло, что чувствовать себя нормальным человеком  она могла лишь при непрекращающейся смене часовых поясов, гостинниц и видов из окна. Так было с самого детства. Несколько самостоятельных поездок в еще детском возрасте отразились на всю ее жизнь. Ей нужна была дорога и первое утро на новом месте, новое небо, новый пейзаж за окном, новый запах. Тогда можно было жить дальше. А главное - писать. Долгое время она не понимала, чего же именно не хватает ей, но в какой-то момент, не совсем ясный для себя самой, она определила-дорога. Бесконечные поездки. Не особо играла роль откуда и куда, ее пленял сам факт перемещения. Это было чувство, которое нельзя было уталить никаким иным способом. Владея искусством передавать мысли посредством слова в совершестве, она бы едва могла обьяснить это ощущение точно и  обьясняла себе самой это так- ей было невыносимо сознавать себя без движения. Отсутствие движения будто делало невозможным абсолютно все. Отсюда и вечный бег ума в привычке и любви писать, бег от неизменного "никогда", в лучистое прекрасное"сейчас", которое вот так парадокс, она могла найти лишь в движении. Свою жизнь она не могла определить на систему бездвижных координат, ей нужно было вечное безостановочное передвижение, словно  необходимо было быть повсюду сразу, ровно как всем остальным дышать.
В то утро там, в холле, наслаждаясь горячим капуччино и по-детски жмурясь от солнца, ощущая прохладу весеннего горного ветерка, она вспоминала, как впервые попала на работу в свою  корпорацию.
Тогда она работала в фирме занимающейся поставкой электроники. Оформляла заявки от заказчиков, формировала документы на поставку,- самая проходная и малооплачиваемая работа, но она была рада и этому. Помимо этой работы она иногда писала на заказ тексты. Предложения были откровенно копеечные, но занятие ей нравилось. Постепенно вышло так, что один из заказчиков стал на регулярной основе присылать ей заказы на тексты разных тем, платил ей не то что бы очень много, но на фоне остальных предложений это были довольно большие суммы. Именно он как - то раз прислал ей приглашение на бесплатный  тренинг для начинающих коопирайтеров.

Ей тогда это показалось немного странным. Бесплатный тренинг, когда платно везде абсолютно все. Невероятно ухоженный зал с настоящими пальмами у входа. Тогда как все старались казаться и пустить пыль в глаза, тут же все было как в желанном невозможном для многих тогда быть. Неброским и естественным. Для ее пытливого ума это показалось немного тревожным. Начало той презентации она помнила теперь не очень хорошо, что - то о рекламе, средствах управления массовой вовлеченноостью. Так это называла ведущая в скромных джинсах стоявших целое состояние и в обычной черно - белой футболке поло, крой которой и ткань стоили ни одну сотню долларов. Ведущая тренинга переодически переходила в диалог с каждым из участников и спросила у Наты, в чем по мнению той, будет состоять успех компании, которую они презентовали минутами ранее, независимо от возрастной категории и что именно им на самом деле нужно будет продать покупателю.

Нате было неловко от места и от того, что откуда - то было мерзкое ощущение того, что то, что сейчас скажет она, этим людям давно и так известно, будто это прописные истины. Но все же она высказала тогда свою мысль:
-"Я думаю, что идея, мысль и контекст может быть любой. Самая важная задача -это не вовлечь зрителя, а создать эту вовлеченность. Если это удастся- он ваш. Нравится всегда лишь то, то что созвучно нашим желаниям, то что зритель словно назвал бы"своим". Если вы хотите продать яблоко, то вы не продадите его, показывая какое оно спелое и вкусное, как оно нравится  другим. А даже если его и купят, то это не продажа, это покупка, которая состоялась бы и так, вспомни человек, что он давно не ел яблок. Но покажите ему веранду в тени, покажите как стекает капля дождя на землю в чуть рассеянном утреннем свете, как падает клубок шерсти на дощатый пол веранды и за ним тянется сонный котенок. Покажите как та же капля стекает по стеклу и за ней виден яблоневый сад. Так вы покажете Цвет, Ощущение, Запах, Вкус. Все это совершенно бесплатно и тогда зритель ваш. Вы сформируете у него желание и он купит не яблоко за 20 р, а яблочный сок за 120 и духи с яблочной нотой за 3000, а кто-то  квартиру в новостройке недалеко от яблоневого сада за 3000000 . Покупая их, он будет покупать те несколько секунд которые подарены ему вами в отрыве из реального мира, пока он наблюдал кадры в своей голове, в своем воображаемом "ничто", благодаря тем кадрам, которые увидел на экране. С кино так же: покажите то, что хочет зритель, покажите то, что вы сами же его заставляли хотеть все это время. Мир, на который он готов ненадолго поменять свой реальный. Идея не важна, он примет любую, если найдет себя в мираже созданном вами, если этот мираж будет созвучен с его неосознаваемым им самим миражом, который вы вправе создать у него до этого. Например, успех сериалов в том, что герои там никогда не перестают быть героями в отрез от своего бытия/роли. Даже их работа является лишь фоном для развития сюжета, их чувств и проблем,  Можно сказать, что у героев сериалов есть жизнь, которой лишены их зрители. Любая проблема персонажа априори важная, но кого волнуют чьи - - то проблемы в реальной жизни? Я бы резюмировала так: то, в чем у людей будет наиострейший дефицит, того они сильнее всего захотят. Создайте это. А следом продайте то, что должно эту потребность заглушить. Люди сами могут не понимать, что дело в невозможности и дефиците, тем более, чем больше не понимают, тем больше спрос.. Иными словами, что именно и как продать от начала и до конца решает тот, кто продает, для этого необходимо сформулировать потребность и создать желание. А затем дать покупателю то, что эту потребность и желание способно заглушить. Не саму потребность, не яблоко. Аромат яблока. Настоящее яблоко должно быть вне зоны реальной достягаемости, тогда аромат станет культом. Но яблоки - лишь аллегория. Успех зависит от того, что будет думать покупатель. И именно продавец должен эту мысль за него сформулировать.-
-Хм. Это очень интересные мысли - Ведущая внимательно посмотрела на Нату-тем более, учитывая ваш небольшой опыт.
Ната тогда никак не предпологала, что это был не тренинг для копирайтеров, это было собеседование и проводит их компания в именно таком формате и никак иначе. Почти единогласно после некоторых сомнений решение было положительным. Ей предложили пробный год по условиям которого она должна была появляться в офисе шесть  дней в неделю по семь часов со скольки и до скольки определит сама и сдавать каждую неделю ряд работ с определенными условиями и темами. Ей был отведен кабинет больше напоминаюший небольшую комнату, весьма уютный, где ничто ни от чего не отвлекало. В компании было множество сотрудников на тех же условиях пробного года. Преимущественно выпускники престижных вузов по профессиям маркетолог, психолог, имиджмейкер, журналист. Именно они были теми золотыми курочками производящими буквы, слова и тексты над которыми потом дисскутировали лучшие искушенные умы, переделывая на свой лад, рискуя, выделяя ту, или иную идею, мысль, придавая нужный образ, смысл, контекст. Используя в других работах и получая за это прибыль ни один год. Сотрудники пробного года получали сумму стандартную, ни зависящую ни от чего. Но все же такую сумму от которой Ната замирала вначале и получив ее впервые, вместе с прыгающим от счастья сердцем сняла студию в тихом центре горда, в доме на первом этаже которого было кафе, где  можно было позавтракать перед работой. Ната работала постоянно. Не только семь часов в офисе. Дома, по пути на работу. Раньше она считала это бесцельным, пустой тратой времени. Хотя тот человек, мнение которого ей было всегда важно, называл это талантом, даром. Но она не могла верить в это всерьез. Сейчас же именно эта ее способность дарила ей так много возможностей . И она погрузилась в это целиком
Потом когда - нибудь состоится разговор с тем самым куратором, который давал ей заказы на тексты и она спросит, а как так вышло, что ее взяли туда, куда берут почти всегда только сливок интеллектуальной элиты?
И он не без доли удивления все же, ответит"Те вещи, которые ты говорила тогда, преподаватели  рассказывают на первом курсе универа нерадивым студентам элитных университетов и таких же элитных профессий" Те это потом знают как таблицу умножения. А ты как африканский ребенок таблицы умножения не знающий никогда в жизни, но рассказывающий взрослым тетям и дядям что 2 умножить на 2 это и есть 4. Мол зачем это учить, когда и так все понятно. Это называется чутье, инстинкт. Талант. Что - то из этого. Или все вместе. И если это не развить, оно умрет. Тут пути всего два, третьего не дано. Почти всех этих, как ты называешь, сливок, подхватили на последних курсах, что б не угодили в лапы конкурентов, а то еще те разовьют в них талант - куратор засмеялся. - А вот ты, как полезное ископаемое, любопытное, но угрозы не представляющее, не предложи тебе это место, ты бы так и осталась в той конторе. Так что на тебя сделали ставку.- Он помолчал. - Точнее сказать, на то, что ты можешь сделать.
Под конец того обеда он добавил:"Видела компаню ЖК" Гензель"? Первый кадр в видеоролике - это яблоневый сад, не детская площадка, как в постройках для ипотечных граждан с материнским капиталом, нет, это публика вымирающего и взыскательного среднего класса детей не жалует. Яблоневый сад, потом комната в лаконичных цветах, затем крупный кадр - девушка смотрит в окно, надкусывает зеленое яблоко, легкий ветерок задувает белую занавеску, она вполоборота оборачивается и улыбается, не слащаво, а чуть тревожно и с надеждой. Цвет. Запах. Ощущение. Вкус. Я понял, что ранняя весна - это запах ветра и зеленого яблока. А ты просто молодчина.
После того разговора спустя 2 недели ей сократили пробный год, переведя в штат, а зарплата превысила свои размеры в 3 раза.
За 8 месяцев того самого пробного года ей давали абсолютно разные задания. Каждую неделю помимо всего прочего, она должна была написать промотекст после которого читателю необходимо было срочно бежать и покупать то о чем собственно текст и был. И один текст с противоположным эффектом - раз и навсегда нужно было убедить максимальное количесво людей не пользовться данным продуктом. При этом в тексте не должно было быть ни капли лжи, такое было условие. Только субьективное впечатление от продукта, или услуги.
На том обеде с куратором она слышала про свой талант почти те же слова, что говорил когда - то человек, который был ей дорог и важен. И если сильно задуматься, она признавала со всей сокрушенностью, что говоря про ее талант, тот, дорогой для нее человек, вряд ли имел ввиду, что ей нужно заниматься именно тем, чем она сейчас занималась. Тот человек был ценителем литературы, ценителем слова, но не того, что заставляет тебя возложить к чужому трону нажитые тобою трофеи, а того слова, которое всегда было и будет выше всего на порядок, выше всего, что можно купить, или продать, мало того, обесценивает собой, любое земное золото.
То утро стало памятным не только красивым рассветом. Но еще и тем, что когда на кушетке холла Ната любовалась тем самым рассветом, раздался резкий звонок и тревожный голос в трубке сообщил ей, что тот самый человек о котором она только что с горечью вспоминала, не вернулся из поездки на горнолыжном курорте, состоявшейся месяц назад. У этого человека  остался маленький сын, растить которого по его завещанию  должна была теперь именно Ната.