К 10-й годовщине В. А. Цветкова

Валерий Космиади
3 февраля 2012 года ушел в мир иной Владимир Александрович Цветков, самородок-изобретатель, механик, проживший уникальную жизнь, богатую пересечениями с интересными людьми. Независимый характер правдолюба  и незаурядная физическая сила приводили к конфликтам, решение которых порождало врагов. Их было значительно больше, чем друзей. И я благодарен судьбе за подаренную мне дружбу с Владимиром Александровичем в последние 15 лет его жизни.

. Впервые услышал о Цветкове в 1963 году, когда ездил рабочим в своё первое «поле» на Подкаменную Тунгуску. На теплоходе «Байкал» нас доставили в Байкит, оттуда на самоходке «СТ-714» дошли до Ванавары, где мы ожидали заброски в тайгу на участки работ. Жили в Ванаваре мы на базе 20-й экспедиции, где главным был механик Цветков. Книгу Вронского «Тропою Кулика» прочёл я много позже, где автор упоминает о помощи Цветкова метеоритчикам.

Знаком с Владимиром Александровичем, что называется, «шапочно», я был с 1974 года, когда перевёлся из 5-й аэрогеологической экспедиции в 20-ю экспедицию «Шпат». До 1981 года, когда я уволился из экспедиции, изредка встречал Цветкова в камеральном подвале на Шмитовском проезде, куда он приезжал к своей жене Валентине Филипповне, работавшей машинисткой и зав. 1-м отделом. Она выдавала секретные карты, печатала характеристики для ВУЗа. Тогда я слышал от сотрудников легенды о Владимире Александровиче, вызывавшие большое уважение к нему, но повода для более близкого знакомства не возникало.

Прошли годы, и в 1997-м году, будучи в гостях у Юрия Сергеевича Вязовова, услышал от него, что он собирается на 70-летие В.А.Цветкова во Владычино, под Егорьевском. Я напросился поехать с ним. И 20 декабря состоялось настоящее знакомство с Владимиром Александровичем, быстро переросшее в дружбу. Он был превосходным рассказчиком, я записал на диктофон несколько кассет с его историями, но пока они не оцифрованы, не могу обработать.

Светлая память этому незаурядному Человечищу!