Пожалуйста, прости - часть 8

Мирослава Завьялова
   (начало повести здесь
    http://proza.ru/2021/11/29/1681



В гостях у Оли мы находились уже почти два часа, но совсем не замечали этого. Музыка звучала постоянно из новенького кассетника «Весна», и самих кассет имелось в избытке, с самыми разными записями. Были и новые, абсолютно пустые, и две таких Оля подарила Ларисе, у них с братом тоже недавно появился магнитофон. 

- Мой брат ездил летом в деревню и сам заработал там денег, - с гордостью похвалилась Лариса, - я вот тоже думаю поехать через год. 

- А я летом в садике буду работать, - тихо сказала Венера, - как мама, нянечкой. Заведующая разрешила. Хочу помочь родителям, сестрёнкам подарки к школе сделать. В первый класс пойдут!

Я обратила внимание, что Венера была одета в синюю «пионерскую» юбочку и светлую кофточку. Нарядными пришли я и Лариса. Галя выглядела примерно, как её двоюродная сестра. Оля, как всегда, понравилась внешним видом: светлая водолазка и чёрные тонкие брючки. Свободные, шёлковые, они как будто скрадывали излишнюю полноту. 

Мы вручили друг другу новогодние подарки. Оля подарила всем по книге: мне достались повести Пушкина, Ларисе детективы, которые она обожала и давно читала «взрослые» произведения, Гале и Венере - сборники стихов великих поэтов. Услышав про младших сестрёнок Венеры, Оля немедленно принесла огромную книгу с картинками. 

- Это сказки народов мира, - протянула она Венере подарок, - возьми, будешь сёстрам читать. 

- Спасибо, - смутилась одноклассница, - а я вам только открытки принесла. 

- Я тоже только открытки принесла, - засмеялась Лариса и твёрдо добавила, что дорог не подарок, а внимание, так её бабушка говорит! 

Мы ели торт, купленный Ларисой, угощались пирогами, испечёнными Олиной бабушкой, пили компот. И ещё, на столе лежало много конфет, а на салфетках были написаны пожелания, и мы смеялись, слушая, кому что попалось. 

- Давайте потанцуем! - вскочила с места Лариса, и мы последовали её примеру, - вот если на Восьмое марта будет вечер, давайте танцевать сразу! А мальчишки пусть у стенки стоят!

Все весело рассмеялись, и тут раздался громкий звонок в дверь. Лариса сделала звук потише. Переглядываясь, мы прислушивались к тому, что происходило в прихожей. 

- Мама! - радостно взвизгнула Оля, - папа, и ты молчал! 

- Сюрприз, Оленька. Ну, успокойся. Мама вернулась. 

- И ты никуда не уедешь больше? Правда-правда?

- Правда-правда, - отвечал весёлый женский голос, - не уеду никуда. 

Не знаю, как девочки, но я почувствовала себя неловко. Оля, по-видимому, немного пришла в себя. 

- У нас гости! - услышали мы, - девочки из моего класса. 

- Очень хорошо! - с этими словами в комнату вошла мама Оли. Невысокая, с чёрными кудрявыми волосами, она показалась просто красавицей. Оля познакомила нас с родителями, и мы узнали, что её мама артистка, работала в Театре юного зрителя в том городе, где они жили раньше. Но теперь гастроли закончились. 

- Я уволилась из театра, - повторила Анна Сергеевна, успокаивая Олю, - ничего страшного, найду здесь работу. 

- У нас тоже есть ТЮЗ! - воскликнула Лариса, - и Театр оперы и балета! 

- Опера и балет не для меня, - мягко улыбнулась женщина, - а в ТЮЗе и в драматическом вакансий нет. Но ничего! Библиотека тут рядом, им срочно нужен сотрудник. 

- В библиотеку… - разочарованно протянула Оля, но Анна Сергеевна улыбнулась нам ещё раз и вышла вслед за Олиным папой. 

- Думала, мама до лета не приедет, - голос Оли слегка дрожал, - но она театр бросила. Ради нас. Она ведущей актрисой в ТЮЗе была. Вот, смотрите!

Оля вытащила из шкафа большой альбом с фотографиями, на которых была снята её мама в разных ролях. В гриме она выглядела ещё красивей, просто глаз не отвести! Девочки наперебой восторгались увиденным, а я ещё раз подумала, почему же у красивых, ярких родителей родилась такая невзрачная дочь. Мне было стыдно за свои мысли, но они почему-то тревожили меня. Лезешь не в своё дело, ругалась я на себя, но любопытство брало верх. Оля не похожа ни капельки на своих родителей! Но почему так? 

- Девочки, можно я с вами посижу? - Анна Сергеевна устроилась рядом с Олей и обняла её, добавив:
- Папа прилёг отдохнуть, у него последние дни выдались нелёгкими. 

- Знаю, - тихо ответила Оля, - а я твои фотографии показываю. 

- Расскажите нам про театр,  - попросила Лариса, - мы ходим всей семьёй иногда в ТЮЗ, но никогда не разговаривали с артистами.

Анна Сергеевна улыбнулась. 

- Артисты очень разные. Кто-то считает театр работой, но относится очень серьёзно к требованиям. Другие видят в театре жизнь, в полном смысле слова. Но важно помнить, что артисты тоже люди, особенно когда показывают что-то невероятно сильное, а зрителям достаются огромные переживания…

Мне нравился разговор о театре, Анна Сергеевна так интересно и ненавязчиво открывала нам мир искусства - лучше, чем на любом уроке. 

- Как это здорово, быть артисткой! - воскликнула Лариса. Глаза у неё блестели. Прежде я никогда не видела, чтобы наша староста была так сильно чем-то увлечена. 

- Ира Снегурочку играла на утренниках в школе, - улыбнулась Оля, - тоже артистка, получается. 

- Какая из меня артистка! - с досадой сказала я, - слова дали выучить, и всё. Если бы подсказали, как говорить, стоять, ходить - получилось бы всё намного лучше!

- А давайте… - Анна Сергеевна загадочно улыбнулась и чуть понизила голос, - поставим спектакль. Восьмое марта скоро. 

- Мама, ты будешь режиссёром! - радостно выкрикнула Оля и захлопала в ладоши, - ой, здорово получится!

Все заговорили разом, соглашаясь с предложением. Мне тоже очень захотелось спектакля, а воображение уже рисовало заключительную сцену, аплодисменты зрителей, и мне вручает цветы один из одноклассников…

- Ира, о чём мечтаешь? - Лариса ткнула меня пальцем в бок, - ну, как тебе идея? Ты выступала на сцене, опыт имеешь. 

Весёлый смех меня нисколько не обидел. Анна Сергеевна расспросила меня об утренниках и «сцене». Я объяснила про спортзал и актовый зал. 

- В актовом зале сцена не получится большой, и всё видно…

- Там не будет «закулисья»! - подхватила Оля, знавшая толк в театральных подмостках.

- Не бывает безвыходных ситуаций, - твёрдо произнесла Анна Сергеевна, - обдумаем всё, как следует, и решение найдётся. 

На «сцене» в актовом зале стоял старенький рояль, вполне приличный, и маму Оли это очень обрадовало.

- Отлично! Поставить декорации возле рояля, а артистам придётся сидеть в первых рядах и подниматься на сцену с одной стороны… ничего, получится неплохо. Я ещё подумаю, а вы пока решите, что будем ставить. Подберите произведение, - Анна Сергеевна улыбнулась и поспешила на зов папы Оли. 

Взбудораженные, мы долго спорили по поводу «пьесы». 

- Пушкина! Давайте Пушкина! - надрывалась Лариса, - его все любят! 

Я повертела в руках томик, подаренный мне Олей:
- «Капитанская дочка»?

- Сложновато, - покачала головой Венера, - а я «Барышню-крестьянку» недавно прочитала, мне так понравилось!

Все единодушно проголосовали за это произведение. Голосовать заставила Лариса, она во всём любила чёткость и порядок. Мы ещё долго обсуждали бесконечные вопросы, появляющиеся словно грибы после дождя. Какое это сложное дело - спектакль! «Барышню-крестьянку» я тоже читала и сейчас примеряла отдельные эпизоды на наш актовый зал и не могла представить, как это всё можно изобразить. 

- То, что невозможно показать, прочитает ведущий. Так сказать, голос «за кадром», - успокоила меня мама Оли. - Правильно задумалась, Ира. Сразу виден твой опыт игры на сцене, молодец!

Я смутилась, а Анна Сергеевна продолжила:
- Если «за кадром» много читают, тогда нужно больше ярких сцен. Танцы, хороводы. Живая музыка тоже здорово украсит спектакль. Можно больше показать прислуги, если желающих участвовать в постановке окажется слишком много. Не прогоняйте никого, девочки. Конечно, надо пьесу написать, с учительницей литературы посоветоваться. И название другое спектаклю дать. Будет «по мотивам произведения Александра Сергеевича Пушкина». 

Согласились с предложением Венеры - «Всё наоборот». Галя напомнила, что у нас есть те, кто учатся в музыкальной школе. 

- Это замечательно, что подружка Иры настоящий музыкант, - улыбнулась мама Оли.  - Музыки нам понадобится много. 

Решили, что пока нужно составить план действий, а в ближайшее время осмотреть актовый зал и прикинуть, что там и как. А после каникул набрать «артистов» и начинать репетировать. 

- Первым делом прочитать произведение, - сказала Анна Сергеевна, - все участники должны хорошо знать повесть;  я думаю, всё у нас получится. 

- А роли? - тихо спросила Венера, явно смущаясь. - Когда их  распределят?

- Вы сами этим займётесь, - улыбнулась Анна Сергеевна, - посмотрите, у кого как получается. Я помогу, если что, и всегда буду рядом. 

Возвращались мы домой довольные. Только и говорили о предстоящем спектакле. 

- К Восьмому марта получится, как думаете? - уточняла без конца Лариса, - хорошо бы так вышло. 

- От нас зависит, - ответила я. 

Некоторое время мы шли вдвоём с Ларисой - она вызвалась меня немного проводить. 

- Интересно, согласится твоя Таня участвовать в постановке? - в голосе Ларисы мне показалась насмешка, - ведь там не будет старшеклассников. 

- Не надо ехидничать, - оборвала я старосту, - конечно, согласится! Она играет на рояле очень хорошо. 

- Посмотрим, - протянула Лариса и напомнила, что завтра в двенадцать соревнования лыжников, а мы можем прийти пораньше и осмотреть актовый зал. 

- Позвоню Оле! - воскликнула я, а Лариса, усмехнувшись, сказала, что тогда она сообщит Гале. У Венеры дома нет телефона. 
 
   (продолжение следует

   http://proza.ru/2022/02/07/1217