Встретимся

Попова Марина
 Все совпадения случайны.
Данный рассказ – плод моего воображения

«Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно — молодое.
В этом завет Красоты!» (К.Бальмонт)

                Смерти нет, есть Вечная Жизнь. Там ей в миллион раз лучше! Там, в Тонком мире, она освободилась от своего изношенного тела, которое последние десятилетия доставляло ей такие неописуемые страдания.

                Но до чего мне грустно. Как мне грустно без неё! Только после потери близкого человека в полной мере осознаешь, какое место он занимал в твоей жизни. Внезапно выясняется, что, никого, ни одной души вокруг нет, кто мог бы занять эту свободную нишу. А ведь совсем недавно мы с ней со смехом обсуждали то, что она может уйти в Мир иной. Я с ней делилась своими познаниями, что в Тонком мире всё творится мыслью, что толпы несчастных и невежественных людей бродят там нагими, не подозревая, что одеться можно и нужно только мыслью.

                Но потом, после обсуждения условий жизни в Тонком мире, Алина серьёзно говорила, что она, Бог даст, ещё поживёт здесь, на Земле в физическом теле; я приеду к ним в гости; вместе с ней будем гулять по Санкт-Петербургу. Алина любила тепло, её больные сосуды страдали от холода, по этой причине она не хотела жить в Санкт-Петербурге, о чём не однажды говорила мне; солнечный и сухой климат Иркутска её куда больше устраивал. Но выбирать не приходилось, необходимое лечение можно было получить только в Питере, куда Алина летала вместе с мужем несколько раз в год. Пока Алина лежала в больницах, её муж  Аверьян жил у дочери. Чтобы не стеснять семью дочери, они приняли решение, обзавестись своим жильём.

                Мы не были близкими подругами, скорее, просто однокурсницами. Но Судьба вела нас в одном направлении, периодически переплетая наши судьбы. Учились в одной группе в «Политехе» на архитектурно-строительном факультете, и, будучи ещё студентками, нянчили детей. Как-то Алина позвонила мне с просьбой, ставить сыну антибиотик через четыре часа. Я не однажды делала уколы близким… знала в какую зону, «четверть» можно колоть иглой и на какую глубину, чтобы не попасть в нерв или ещё куда… и ведь доверила она мне своего младенца, а я не боялась….

                После окончания института лет на десять Судьба развела нас в разные стороны. Новая работа, новые отношения и проблемы поглотили молодых людей, бывших однокурсников. У меня родился второй ребёнок, плюс к семейным делам была большая общественная нагрузка, я возглавляла Женский совет нашего микрорайона. Общественная работа, работа в проектном институте и семья занимали почти всё моё время. Кроме того, я поступила в Народный университет культуры, к Сергею Жилину по классу живописи и посещала курсы в Институте иностранных языков. Мы с Алиной жили в одном микрорайоне, в получасе ходьбы друг от друга, но ни разу (!) за десять лет не встретились.

                Замечала, что для многих знакомых я была, как Ангел хранитель, - пока они были рядом со мной, всё было хорошо, стоило им отойти надолго, как у них случались разные несчастья.

Так и на этот раз. Мы встретились с Алиной и её ребятишками на перекрестке дорог в нашем микрорайоне. За несколько минут она поведала мне печальную историю своей жизни. Обе её почки вышли из строя, она через два дня ездит на гемодиализ. Больше семи лет (!) в ожидании донора она жила, сохраняя внешнее спокойствие и ничем не показывая своих страданий окружающим; как на работу, ездила на эту страшную процедуру, которая длится около четырёх часов.
                Надо отметить, что Алина обладала огромной силой воли и самообладания во всех случаях жизни; никогда, даже в самые трудные для неё времена, она не плакалась, сохраняла чувство собственного достоинства. О самом сложном говорила Алина легко, как о само собой разумеющемся, никому и никогда не предъявляла никаких претензий; находиться в её компании было очень приятно, поскольку она всегда излучала радость и спокойствие, к которым многие так стремятся в жизни.
 
                В ответ я поделилась, что учусь уже много лет в Народном Университете культуры, по классу «Живопись», в мастерской художника Сергея Жилина. Алина вздохнула: «Я так давно мечтаю рисовать!»

                Из автобиографии Алины: «Успешно работала по специальности, пока не начались проблемы со здоровьем. Пришлось уйти на инвалидность…. Вначале было тяжело, я выпала из активной жизни. Но однажды во сне я начала видеть живописные образы. Моя дочь училась в художественной школе, я пришла туда и попросила научить меня рисовать, а преподаватели сказали: «Зачем вам это? Давайте мы научим вас вышивать?»

 
                Впоследствии меня мучило раскаяние, что мы не встретились прежде. Кто знает, если бы она начала рисовать сразу, как заболела, то болезнь могла и отступить; верю в исцеляющую силу искусства.
                Но прошлое - это всего лишь опыт, опыт из прошлого можно извлечь, изменить там ничего нельзя. В следующую субботу после нашей встречи, Алина плавно влилась в наши творческие ряды. Её первые живописные работы были довольно робкие, невыразительные и нежные, можно сказать, «женские», но светлые. Ничем она не выдавала таланта художника в то время, пока мы занимались живописью вместе с ней. Это был последний год наших совместных занятий. После десяти лет счастливейшего творческого общения с большим Художником, мы перестали посещать его мастерскую; остались заниматься только Алина и ещё две его новые ученицы. Девушки обучались у Сергея Жилина ровно столько же, сколько и мы – десять лет. Но уверенность в себе и мощь настоящего художника пришла к Алине позже, после многочисленных международных выставок живописи.
                Встречались мы с ней в основном на культурных мероприятиях и на художественных выставках. Чаще общались с её мужем Аверьяном, поскольку по работе были тесно с ним связаны.
 
                По воле Судьбы мне пришлось какое-то время жить в Ленинградской области. В один из моих прилётов в Иркутск, Аверьян пригласил меня на барбекю к себе на дачу, на двадцать четвертый километр Байкальского тракта. В уютном, трёхэтажном домике Алина и Аверьян проводили бОльшую часть времени, редко посещая благоустроенную квартиру в городе. Алина покорила меня достижениями в области живописи. В изумлении и радости я ходила по домику вслед за хозяйкой, не скрывая восторга.
 
 Невероятная смелость в работе с цветом – фантастическая феерия красок. Она не боялась экспериментировать на больших холстах.
 

                «Я так вижу, - повторяла она, - эти рисунки на коре деревьев, а это - танец Огня в пламени костра». Конечно, любой человек с развитым воображением, глядя на неровную поверхность коры деревьев, или массив, к примеру, зелени, на быстроменяющуюся картину огня, видит там множество всевозможных фигур, ликов. Но Алина не просто видела, она умело переносила на холсты все эти фантазии, используя богатую цветовую палитру.
 
 Передо мной стояли десятки интереснейших живописных работ настоящего художника. С цветом Алина управлялась легко, смело наносила на холст яркие и откровенные цвета, но они ложились гармонично, они дарили положительные эмоции, но не удручали хаосом.
 
  Форма для неё имела второстепенное значение. Она любила пошалить – если из случайных пятен возникал какой-то образ, художница его усиливала. Так, в одном букете цветов я увидела свой облик, облик нашего Учителя и её. Когда я ей показала их, в ответ она рассмеялась, что так оно и было задумано. Алине нравилось, что я видела все её хитрости, понимала, о чём она пишет красками на холстах.
 
«Сергей Геннадьевич Жилин сказал, хорошо, если найдётся хоть один зритель, который вас, Алина Ивановна оценит, которому понравятся ваши картины. И вот наконец пришла ты!» Меня радовали её успехи, а она в ответ радовалась мне, моему пониманию того, что она создала. Возможно, по этой причине она писала и постоянно думала обо мне, как я отреагирую на ту или иную работу. «Я пишу и постоянно с тобой разговариваю», - поделилась она. Сама Алина считала, что на её характер и на характер её творчества повлияла донор её почки – восточная женщина, возможно, таджичка. После пересадки почки Алина обнаружила в себе несвойственные ей черты характера и характер её творчества также изменился.

 
                Однажды Аверьян уехал в Крым, где волонтёры отыскали место захоронения их родственника, погибшего в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.. Алина решила не рисковать, поберечь себя, не ехать. Чтобы не быть одной, в качестве компаньонки она пригласила на недельку меня. К тому времени я осталась без работы, Алина надеялась, что я хоть немного сэкономлю, пока буду жить у них, поэтому не одобряла моих покупок в супермаркете, когда мы ездили за продуктами. В свободное время она рисовала, а я ей рассказывала целые истории по каждой из её картин. Совместных планов у нас было громадье, возможно, когда-то и осуществятся. Я ложилась спать, а перед диваном ставила картины Алины; при свете ночника, можно было ими любоваться, хоть всю ночь.
 

Машину Алина перестала водить за год до своего ухода в Мир иной, а прежде сама ездила в больницу; на обратном пути она могла заехать в городскую квартиру, чтобы поспать часок, отдохнуть перед возвращением на дачу, поскольку сильно уставала от посещения города.
 
В один из летних дней мы поехали в Листвянку на пленэр. Рисовали маслом, сидя в машине. На небе я увидела огромную, во всё небо, белую птицу. Она распростерла крылья и летела на нас. В то время у меня ещё недоставало мастерства написать то, что вижу. Реалистичной живописи у Игоря Сахарова я обучилась позже. Хотя Алина одобрительно отозвалась об этой  работе.
                Так и тянет обсудить какие-то новые мысли, новые идеи с Алиной, но… между нами почти непроходимая стена. В Будущем, читала, что этой границы не будет. В сказке про Гарри Поттера люди Плотного и Тонкого миров свободно общаются между собой. Сказки сохранили для нас много тайн прошлого. Замечательное время ждет землян, когда вновь миры объединятся. Уйдут горе разлук и потерь, уйдёт страх смерти. Человек станет гражданином Вечности, будет сотрудничать со всем Космосом.
 
Потом мы с ней отучились в Государственном Университете, на кафедре ИЗО и ДПИ. Алина, обладая слабеньким здоровьем, умудрилась одновременно с учебой в Университете, несколько месяцев посещать занятия в Техническом университете, на кафедре Смагина у его учеников, к тому времени ставших преподавателями. Там её работы удостоились чести быть замеченными самим Виталием Смагиным. Он дал позитивную оценку увиденных работ, что вдохновило Алину на продолжение творческой деятельности.

        Тяга к знаниям у Алины была громадная. Живопись стала для неё смыслом жизни. «Это вся моя Жизнь! Я не представляю своего существования без живописи», - однажды довольно эмоционально поделилась со мной Алина. Я в ответ была немного озадачена, когда живопись могла войти в неё настолько, чтобы заполнить всю её жизнь до капельки, не оставив места ничему иному.

 
Вот что Алина написала о себе в одной из автобиографий: «За 35 лет судьба перевернула мою жизнь на 180 градусов и увела в неизведанный мир искусства. У меня появилась возможность увидеть окружающий мир другими глазами, ощутить праздник жизни, ее сладость и вкус. Искусство дает мне крылья, которые позволяют мне летать над землей, и мое сердце восхищается ее красотой. Каждый день у меня возникает сильное желание взять кисть в руки и выразить свои эмоции и ассоциации через свою работу и рассказать о своем взгляде на мир»

Сила натуры Алины проявлялась не только в том, что она достойно противостояла ударам судьбы, она никогда не допускала в отношении обидчиков злых мыслей и эмоций «Знаешь, Арина, всех, кто несправедливо меня обижал, Судьба быстро убрала из жизни. А я ведь даже мыслью ни разу не пожелала им зла», - поделилась она.

«Думаю, написать о тебе рассказ», - сказала ей по телефону. «Да что ты, да, о чем там можно написать, - ответила она, но после небольшой паузы добавила, - хотя мне нравилось читать серию – Жизнь замечательных людей».

В отношении выставочной деятельности я не проявляла активности, поскольку  имела за плечами более пятидесяти выставок, в том числе две трети из них - авторских; отказалась от поездок в разные города; даже приглашение из Красноярского художественного института оставила без ответа, съездила только в Новосибирскую академию художеств и архитектуры, где провела грандиозную выставку – сорок пять работ маслом и пастелью.
 
Любой творческий человек нуждается в признании, в обратной связи. В ином случае он сильно страдает. Мне с этим более – менее повезло, многие из моих зрителей находят на выставках для себя работы, которые им нравятся, у меня живопись более понятная, у Алины дело обстояло иначе - практически никто вокруг не понимал её абстрактной живописи.
                У художницы появилась острая потребность самоутвердиться, поверить в себя; а если учесть её характер - для неё существовало только первое место, а здесь - сплошное непонимание. Она страдала от вопросов, в правильном ли творческом направлении движется. Те, из авторитетных людей искусства, кто её мог одобрить и поддержать, как, допустим, Виталий Смагин, уже перешли черту Мира иного. Сергей Геннадьевич Жилин, конечно, всегда её одобрял, даже согласился на совместную выставку в Доме художников, чтобы поддержать свою ученицу, но всего этого было недостаточно. Художница невероятно чутко относилась к мнению людей, но при всём при том, главным ценителем и опорой для неё был её любимый.

По Вацапу Алина послала мне фото картины, которую только что написала. Светлые краски, на полутонах - две нежные головки – матери и сына прислонились друг к другу (до сих пор перед моим внутренним взором). По энергетике это была самая сильная работа, из тех, что создала Алина, поскольку пронизывала Сердце своей нежностью и любовью до мурашек на коже. Я ей тут же ответила, что это шедевр. Но мое послание запоздало… художница картину успела закрасить. Она объяснила, что Аверьян –  самый главный критик, в ответ на её сообщение в Вацапе с изображением картины ответил в шутку: «Хулиганишь, Алина». Он увидел на фото два овальных пятна, это моя богатая фантазия превратила пятна в головы матери и сына, которые склонились друг к другу. Алина сказала себе: «Раз никому (!) не нравится картина, значит надо переписать». Как я опечалилась, что она погубила такую нежность, которую заново не воссоздать, такие работы пишутся Сердцем, они наполнены особым огнём любви и мудрости. Это был поистине шедевр. Вместо той работы Алина написала картину «Встретимся».

В художественном музее работает искусствовед Тамара Григорьевна Д. В своё время Сергей Геннадьевич Жилин, при каждом упоминании о ней на занятиях, так её возвеличивал, что воспитал у нас, его учеников, глубокое уважение и почтение к Тамаре Григорьевне. Поэтому Алина после завершения обучения у Сергея Жилина поспешила завязать знакомство с Тамарой Григорьевной. Алина обратилась к ней за советом, что делать, поскольку Союз Художников Иркутска по неведомой причине ставит заслон перед учениками Сергея Жилина, не пропуская их картины на выставки.

Тамара Григорьевна обладает не только хорошим вкусом, глубокими познаниями в сфере искусства, но и недюжинным умом. Её очаровал наив, смелость работы с цветом и с формой, заинтересовали сами идеи возникновения сюжетов картин у художницы; не раз она приглашала Алину принять участие в выставках в Художественном музее, организацией которых занималась сама. Она посоветовала художнице пойти с другой стороны – международной - если Алина получит признание за рубежом, то наш Союз Художников тоже вынужден будет признать нового художника. Алина, со свойственным ей азартом, ринулась на международную арену. Вступила в Евразийский Художественный Союз. Это довольно активное содружество художников. Ежегодно они проводят десятки художественных выставок по всему миру. Я не стала вступать туда по финансовым причинам; но в последствии приняла участие в некоторых выставках по приглашению Алины.

«Арина, давай попробуем выставить свои работы в Нью-Йорке. Мы ничего не потеряем, стоимость доступная», - однажды позвонила она. Так мы стали участницами международной выставки живописи в Нью-Йорке. По итогам выставки Золотую медаль мне вручили за портрет «Дама с мундштуком». На следующей выставке я получила ещё одну награду – «Золотой орёл» за Сибирские пейзажи. Алина получила золотую медаль за абстракцию.
 
              Но Алина быстро потеряла интерес к этим выставкам: «Всего девять стран! То ли дело конкурсы с Евразийским союзом, там участников по два – три десятка стран», - говорила она. Меня давно не привлекали ни выставки, ни награды; но сам факт участия на таком престижном конкурсе, да ещё в городе Нью-Йорке, казался необычным, даже если бы среди американцев я была одна, а здесь принимали участие художники и из Японии, Германии, Франции, Монголии и других стран мира.

        Несколько раз по зову Алины я всё же соблазнилась на участие в выставках, которые проводил Евразийский Художественный Союз – Арт фестиваль и Всероссийская неделя искусств в Санкт-Петербурге, поскольку выставки проходили в Доме художников Санкт-Петербурга и во Всероссийском проекте - Арт география в Иркутске. Получив и здесь достойные награды, я вновь перестала принимать участие в этих конкурсах.

              Как-то Алина сообщила мне, что в библиотеке «Молчановка» проводится интересное мероприятие - «Воркшоп из окон Молчановки». Организаторы приглашают художников без ограничений возраста, образования, рисовать пейзаж – вид из окна библиотеки. Вновь я приняла участие в увлекательном мероприятии благодаря Алине. Мы с ней выбрали уютные местечки в одной комнате и несколько часов рисовали Ангару, новый мост, она маслом, а я пастелью. После окончания мероприятия из картин всех участников устроили солидную выставку на пятом этаже семиэтажной библиотеки «Молчановка».

                Алина продолжала активно участвовать практически в каждой выставке, которую организовывал Евразийский художественный Союз. Скоро десятки наград из разных стран мира наполнили её портфолио. Инициатором Алиной активной выставочной деятельности являлся её муж. Аверьян реализовал себя в новом качестве – менеджера своей талантливой супруги. Вечерами, после возвращения с работы, он садился за компьютер и рассылал фото Алиных картин на всевозможные конкурсы. В наш век компьютеризации и формат международных выставок изменился, он стал доступен каждому художнику, проживающему в любой точке земного шара. Достаточно послать фото картины, заплатить за участие, а дальше - отслеживать продвижение выставки по интернету. Организаторы конкурсов распечатывают репродукции картин в заданном формате и вывешивают их на стенах художественных музеев. Судьям также посылают фото работ участников выставок по электронной почте. Вот такие пироги - все сидят по тёплым квартирам по всему земному шару, а в музеях висят репродукции картин; можно сходить в музей и полюбоваться ими, а можно, не выходя из дома, совершить виртуальную экскурсию по залам любого музея.

                Об Аверьяне – муже Алины, стоит сказать особо. Это – Человек.
«Две судьбы прощались у порога...
Навсегда прощались... На всю жизнь...
И одна кричала: «Подожди немного!
Я тебя прошу: не торопись!
Дай ещё с тобой побыть мне, ради Бога!
Дай ещё взглянуть в твои глаза...
Обними... побудь со мной немного» –
И скатилась по щеке слеза...
А другая ей Судьба в ответ сказала:
«Время мне пришло... Ты не сердись,
Понимаешь: срок мой вышел, дорогая,
Кончилась моя земная жизнь.
Дальняя дорога не пугает,
Лишь тревожно: как вы без меня?
Пусть моя любовь вас согревает,
Ты не плачь... и вспоминай меня!»...
                Аверьян был надежной опорой Алины всю их совместную жизнь. Муж поддерживал супругу и морально, и физически во время её болезни, которая длилась почти тридцать лет. Каждый день он звонил с работы, ласково спрашивал, подходила ли она к мольберту, интересовался, что она написала, как себя чувствует; вечером смотрел, оценивал. Он не давал жене расслабиться, благодаря ему она всегда была в форме, следила за собой и писала хоть понемногу ежедневно.
 
 «Знаешь, Арина, готовить кушать приходится весь день. Только приготовлю, поем, снова готовить. У нас было распределение обязанностей. Приготовлением пищи занималась Алина, - звучал по телефону спокойный голос Аверьяна, - тем более, что здесь, в Санкт-Петербурге, дни на два часа короче, чем у нас.

 В свободное время супруги любили беседовать о Космосе, о Беспредельности, о математике и об устройстве миров, о нашей цивилизации и о роли человека в мироздании. Многие вопросы интересовали их.
                Аверьян на квадроцикле возил супругу отдыхать не только на Байкал, но и на Большую Речку или Иркутское море. Алина умела получать наслаждение от поездок на природу. В лесу супруги собирали грибы, ягоды, травы, а на берегу водоёмов рыбачили, где у них были излюбленные местечки. На садовом участке, где они жили, царил образцовый порядок. Все кусты и деревья ухоженные, бассейн с чистой водой, дорожки посыпаны гравием, газоны аккуратно подстрижены. Благоустройство территории, работа в теплицах, в саду входило в обязанности Аверьяна. Алина занималась порядком в доме, приготовлением пищи и творчеством. На некоторых холстах Алина запечатлела свой уютный садовый участок; домики вокруг, да и сам дворик выглядят на картинах волшебной сказкой, таким художница и видела окружающий мир. Однажды она сказала мне: «За своё богатство и благополучие я заплатила достойную цену».
 
 Мне нравилось качаться и рисовать, сидя на подвесном кресле в беседке, когда я приезжала к Алине в гости. Беседка была укутана тонкой сеткой, которая предохраняла от крылатых надоедливых посетителей. Во дворе стояла печь барбекю, которую не только я, но и хозяйка запечатлели на своих рисунках, теплицы, баня. В бане также царила идеальная чистота, как и во всем доме. Меня всегда восхищало, как супругам удается содержать кругом такой идеальный порядок: Аверьян целый день работал; у Алины было мало сил, а она ведь еще и картины писала, что также отнимает много энергии; плюс - к ним частенько наезжали многочисленные внуки.
         Алина, исключительно по своей инициативе, старалась по возможности угостить меня свежими огурцами и помидорами, жимолостью, тыквами, а зимой – вареньем не только во время моих визитов к ним на дачу, но и во время посещения ею областной больницы. Алина звонила мне по телефону, смогу ли я подойти, если она привезет мне зелени, а под зеленью подразумевался и кабачок, и огурцы, и тыквы.

         Аверьян, будто на ладонях около своего сердца нёс любимую все годы её болезни. В день свадьбы, по рассказам Алины, случилась авария с машиной из хлебозавода. Хлеб в те давние времена по магазинам развозили в крытых фургонах, в деревянных неглубоких лотках, установленных в кузове машины. Во время движения у одного фургона задняя створка открылась, лоток наклонился и на дорогу перед свадебным кортежем высыпались буханки свежего хлеба. Водитель уехал, ничего не заметив. «Очень добрый знак - хлеб на дороге!» – отметили все. Так оно и случилось, семейная жизнь удалась, если бы не Алина болезнь, то счастливее семьи трудно было бы отыскать.
 
  В Иркутске неподалеку от Вечного огня, около Спасского храма в 2011 году была установлена скульптурная композиция святым – Февронии и Петру Муромским в рамках Общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ещё в 2004 году. По преданию, князь и княгиня Муромские были образцом семьи, в которой царила любовь, верность и гармония. А православный праздник в честь Петра и Февронии – день почитания семейных ценностей, его в России отмечают восьмого июля. Князь и княгиня прожили долгую и счастливую жизнь и умерли в один день. Мощи святых хранятся на территории Свято-Троицкого женского монастыря в городе Муром Владимирской области. Многим верующим они помогли обрести настоящую любовь, сохранить семью и родить детей. В ранг святых их возвели за их совместную жизнь, полную взаимной любви, верности и заботы друг о друге.

             Полагаю, Алина и Аверьян – один из подобных, редчайших союзов – более сорока четырёх лет совместной жизни в любви и согласии. Считается, на крепких семьях держится государство, поэтому враги России в первую очередь раскачивают и разрушают наши семьи. Союз Алины и Аверьяна был одним из оплотов нашей Родины; более гармоничных, полных любви и верности отношений мужа и жены в наши дни трудно отыскать. Можно и помечтать. Возможно, в будущем изготовят, допустим, каменную доску на постаменте около памятника Февронии и Петру; на неё методом гравировки станут наносить имена счастливых супругов. Если их будет много, тогда это будет книга - «Оплот государства Российского». Кто знает, возможно, имена Алины и Аверьяна украсят в будущем эту доску памяти или бумажную книгу, которая будет храниться в Храме или в Мэрии. Комиссию создадут из уважаемых и авторитетных людей города, на заседание станут приглашать свидетелей жизни той или иной достойной пары.

           При всей Алиной любви к искусству, она не искала одиночества, она уютнее себя чувствовала в кругу друзей, мужа, детей и внуков. Для неё семья была очень важна. Часами она рассказывала мне о внучках, как они провели день, как они общались с ней, о чём говорили, как они занимались с ней творчеством, как она писала их портреты. В этом её было настоящее счастье.

           В жизни Алина не была красавицей, но на фото она всегда выглядела красивой. Мало того, её лицо на фото излучает такую доброту и искренность, будто это - Светлый ангел.
 
           Алина выделялась элегантностью своего облика в любом обществе. Доход мужа позволял ей одеваться в самые дорогие наряды, но выбирала она их с большим вкусом. Только сейчас меня посетила мысль, что никогда мы с ней не обсуждали вещи и магазины. Даже представить не могу, когда она успевала бывать в там. Ведь приобретение вещей, тем более модных, отнимает массу времени и сил. Её фигурка, как точеная статуэтка со студенческих лет осталась такой до конца её дней. Любовь к дорогим вещам однажды сыграла над ней шутку.
 На рынке супруги покупали рыбу. «Свешайте нам, пожалуйста, омуля два килограмма», - обратились покупатели к продавщице рыбного отдела. Весы остановились на стрелке – один килограмм девятьсот пятьдесят грамм. Рыба стоила сорок семь рублей. Аверьян достал сто рублей. «Сто пять рублей», - сказала продавщица. Аверьян с Алиной оторопели. «Рыба стоит сорок семь рублей, здесь ровно два килограмма», - пытался восстановить справедливость Аверьян. А он человек доброжелательный и деликатный, поэтому сцена выглядела довольно миролюбиво. «Да, - ответила продавщица, заглянув в свой калькулятор, - сто пять рублей». «Это всё твоя богатая норковая шуба виновата», - повернулся муж с улыбкой к жене. На их разговор обратила внимание продавщица за соседним прилавком: «Таня, ты что?!» Ещё минут пять супруги и вторая продавщица пытались объяснить продавщице из рыбного отдела, что стоимость омуля сорок семь рублей за килограмм, а на весах ровно два килограмма без пятидесяти грамм, поэтому общая стоимость не более ста рублей. «Ой! У меня, похоже, калькулятор барахлит», - наконец согласилась с ними продавщица из рыбного отдела.
             В голосе Алины присутствовала небольшая хрипотца; при всей его мягкости в нём всегда звучала покровительственная нота. После ухода Алины в Мир иной, перед написанием рассказа решила познакомиться с её лунным гороскопом. «…ощущает себя миссионером, учителем, носителем социально значимых традиций» - сообщил гороскоп; так оно и было, вот откуда эта покровительственная нота в голосе; о чем бы у нас с ней ни шла речь, эта нота звучала достаточно выпукло.

 
 Неоднократный победитель и призёр международных выставок Алина сильно боялась людской зависти: «Арина, никому нельзя говорить о своих наградах! Пусть себе лежат дома, а написать о них можно только в портфолио, на сайте». Лишь мне она посылала фото своих многочисленных дипломов и других наград. «Посетители выставок отмечают в её картинах мощный живописный темперамент, праздничное настроение, цвет, «который доходит до сердца», жизнеутверждающие краски пронзительной чистоты, которые будто «режут чувства до самых глубин», индивидуальность и свободную волю в изложении, смелость, радость и свет, богатую фантазию образов, свежесть, сложнейшую насыщенность цветов, придающую картинам особый художественный магнетизм, выразительность и экспрессию, яркость, вдохновляющую и повышающую настроение».
«Похоже, зарубежным зрителям больше нравятся мои картины, они лучше понимают мои идеи», - говорила художница.
 
  Во всём, чем бы не занималась Алина, её сопровождал успех. А вот, о чем гласит её гороскоп: «имеют великую тягу к духовности; любимцы фортуны, которым счастье будет сопутствовать до самой смерти» и ещё: «предстоит полностью переродиться, избрав путь духовного развития или творческой самоотдачи; придется пройти через разрушение и восстановление, через риск и испытания, отказаться от всего устойчивого, от инерции и лени; придется превозмочь привязанность к материальному миру, вещам, людям». «Да, так, наверное, и было, - согласился с гороскопом Аверьян после того, как по телефону прочла ему эту фразу.
 
 По характеру скромная, но из-за творческой деятельности Алине приходилось вращаться в высшем светском обществе Иркутска, среди выдающихся людей искусства. Элегантностью манер, доброжелательностью и простотой речи она сразу брала в полон своего собеседника, с лёгкостью завоёвывала сердца людей.
 
        Если ставить в вазу Алины положительные качества будто цветы, то получится довольно пышный букет – здесь будут красоваться не только её доброта и отзывчивость, но и чуткость, честность, трудолюбие, деликатность, тактичность, скромность, человечность и много других положительных качеств. Алина постоянно работала над своими недостатками, но так, что никому вокруг это не было заметно. Чтобы преодолеть сильную зависимость от материальных благ, она бесплатно раздарила знакомым буклет с репродукциями своих картин. «Арина, - поделилась она, эти деньги я копила на операцию. Операция не состоялась, я решила, что раздам этот буклет». А издание его обошлось ей около ста тысяч рублей.

 Трудности со здоровьем нарастали, будто снежный ком. Сосуды у неё выходили из строя, пересаженная почка отказывалась работать. Таблетки Алина пила горстями. На мой вопрос, давно ли она встречалась с Тамарой Григорьевной Д., Алина ответила: «Арина, я не могу обуть сапоги, хожу в тапочках. Как-то неудобно ехать к ней в таком виде». Мне она предлагала забрать свою новую дорогую обувь, поскольку сама её носить не могла. «Ночами сплю сидя, иначе не получается», - делилась она. Если я со своей бессонницей отправляла ей смс, надеясь, что прочтёт она сообщение утром, так как телефон обычно лежал у неё на кухне, а не в спальне, она мне мгновенно отвечала. Увидев, что она не спит, я звонила, Алина не брала трубку, писала в ответ: «…сейчас перезвоню». Потом выяснялось, что она лежала в постели, а рядом спал супруг, чтобы его не тревожить, она одевалась и выходила из комнаты. Я сокрушалась, что подняла её, она деликатно меня не корила, а с сердечной теплотой беседовала со мной; в этом она была вся. А говорить мы с ней любили об искусстве и только о нём, сколько угодно долго, беседы эти были нескончаемы.

 
    В Иркутске открылась юбилейная художественная выставка Народного университета культуры в Доме имени Виталия Сергеевича Рогаля. Тридцать пять лет назад Народный университет культуры был создан подвижником - Соколовым Николаем Васильевичем. Тысячи людей различных возрастов за эти годы не просто обучились тем или иным видам искусства у известных маститых художников, но достаточно многие выпускники стали профессионалами в своём деле, заявили о себе на международном уровне и получили самые высокие награды и признание. А увенчал деятельность Народного университета культуры – каталог Мастеров Приангарья, куда вошли сто художников из Иркутска и Иркутской области. Для нас с Алиной было большой радостью - попасть в этот каталог.

          В юбилейной выставке приняли участие семьдесят шесть человек. Среди них были и художники, и керамисты, и скульпторы, и стекольные дизайнеры с украшениями по методу Тиффани. Алина представила на суд зрителей три картины. Все они были слишком различны по стилю. Меня покорила больше всего одна из них – «Аудиенция». «Алина, считаю, это – работа зрелого художника, - сказала ей о своих впечатлениях, - может, стоит поработать в этом направлении?»

          Алина нашла в себе силы, приехать на открытие выставки, хотя давно уже говорила, что пересаженная почка даёт сбои и требуется лечение в Санкт-Петербурге. По внешнему виду невозможно было определить её состояние, она выглядела, как всегда, на высшем уровне – модно и со вкусом одета, доброжелательная, любовь к людям буквально лилась из её сердца; Алина искренне, как ребёнок, радовалась выставке, успехам её участников. После завершения мероприятия Алина с Аверьяном отвезли меня в новую квартиру, куда я переехала и где они ещё не были. Алина прихватила из дома гостинцы - варенье из смородины и малины. Варенье она варила пятиминутку – получалось очень вкусно. Мы сидели и пили кофе с вареньем за моим любимым круглым столом.

          «Арина, мы заглянули на пятнадцать минут, а прошло уже полтора часа», - произнёс Аверьян, глядя на часы. Время буквально промелькнуло. Меня наполняла, необъяснимая на тот момент, радость, пока они были в гостях, но каким-то третьим чувством я понимала, что мы больше не увидимся, хоть Алина много говорила о будущем.
 
          Через несколько дней она сообщила мне, что по состоянию здоровья пришлось срочно улететь одной в Питер, муж остался в Иркутске. Мы с ней переписывались, перезванивались редко, разница по времени, да и больничные условия не позволяли много говорить. Прошло недели две, как я получила горькое известие, мороз по коже: «Арина, я подхватила в больнице «Корону»», - написала она. Потом написала, что её перевели в «Боткинскую», там она ежедневно дышит кислородом. Об этом она говорила легко, будто просто пила кислородный коктейль, а ведь ей ещё проводили сеансы гемодиализа.
 
Алина в последние дни своей земной жизни поделилась со мной, что ежедневно молится о людях всей Земли: «Всем людям на Земле я желаю здоровья, мира и счастья».
О прилете мужа Алине никто не говорил, она сама сказала дочери, которая ухаживала за ней, что прилетел Аверьян, она чувствует его. В больнице каждый день проверяли состояние её легких. В день, когда врачи сообщили, что лёгкие поражены на девяносто процентов, она впервые, после прилёта мужа в Питер, позвонила ему: «Ничего приносить не надо. Похоже, я ухожу». Голос её был необычайно слабым.

Двадцать первого ноября 2021 года Алина Ивановна покинула наш бренный мир. Похоронили её в ста километрах от Санкт-Петербурга, в небольшом посёлке. В красивом деревянном православном храме, где отпевали Алину, на службах часто можно увидеть Аверьяна.
«В небе звёздные россыпи.
Тихий голос в ночи.
Пощади меня, Господи,
От любви отлучи.
Наша сказка вечерняя
Завершает свой круг.
Отлучи от мучения
Предстоящих разлук.
И меж синими соснами
Мы простимся навек.
Пощади меня, Господи,
Погаси этот свет.
Пусть все в жизни нарушится
И потухнет душа.
Отлучи от минувшего,
Чтобы боль отошла.
От улыбки божественной
И от слёз отучи.
От единственной женщины
Отлучи…» (Молитва Шопена)

«Аверьян, представляешь, на Земле больше семи миллиардов человек, и что бы было, если бы все жили в одних страданиях об ушедших, а наверняка каждый кого-то из близких проводил в Мир иной. Если тебя оставила Судьба здесь, значит тебе ещё предстоит что-то сделать на Земле в твоём физическом теле», - пыталась утешить его.

А то, что его сохранил Господь, было очевидно, Аверьян не мог вылететь вместе с женой в Петербург, как поступал всегда. Если бы они улетели вместе, то, скорее всего, он, посещая любимую каждый день, наверняка заразился бы от неё. Значит, у Господа на него другие планы. Время покажет.

«Я – человек разумный, - ответил Аверьян тихим грустным голосом, наполненным глубокой печалью, - мои страдания не полезны ни мне, ни ей».

«Ты скорбишь о тех, о которых не следует скорбеть, хотя и говоришь слова мудрости. Мудрые не оплакивают ни живых, ни мертвых.
 Ибо поистине не было времени, когда бы я, или ты, или эти владыки Земли не были; воистину не перестанем мы быть и в будущем» (Бхагават-Гита).

 Лёгкое светлое облачко – радостная Алина Душа прилетела ко мне, покружилась надо мной, смеясь, и окутала меня своей любовью, от которой мне стало тепло: «Арина! Я так счастлива!»

 «Я - то дома, ты – в гостях» - гласит надпись на одном из надгробных памятников на Пискаревском кладбище. Наступит время, когда мы тоже будем дома…
«Две судьбы прощались у порога...
Не могла одна Судьба помочь другой.
И Судьба, сказав лишь: «Не судите строго»...
Улетела...... Светел образ твой»







P.S. В тексте стихи Любови Ищенко «Две судьбы»;
Молитва Шопена, Андрея Дементьева
Фото с картины Галины Распопиной, Встретимся, холст, масло, 2021г.

Ссылки на сайты с живописью Галины Ивановны Распопиной
https://www.artmajeur.com/ru/galina-raspopina/artworks
https://www.instagram.com/raspopina_galina/


Вечерний эскиз, Муслим Магомаев
https://www.youtube.com/watch?v=NM2UNkzqcMc