Мистика его песенного стиха

Галина Бехер
Слова А.Градского об особенностях творчества В.Высоцкого, вынесенные в заглавие, можно с полной уверенностью отнести и к молодому исполнителю Рутгеру Гарехту. Именно «мистика песенного стиха» происходит во всех композициях, которые он исполняет: будь то хорошо известные или же написанные специально для него. О магии таланта Рутгера его поклонниками написано четыре  книги, десятки статей, сотни стихов. И вот опять появился повод поразмышлять – несколько песен, которые исполнил юноша в последнее время. Они вызвали в Сети просто шквал восторженных комментариев и искреннее удивление у поклонников не только самого Рутгера, но и Владимира Семеновича. А сам юноша так объяснил свой выбор этих песен: «У Высоцкого все песни, в принципе, с глубоким смыслом. Но я выбираю те, что ближе мне максимально, в которых я разделяю точку зрения автора и хочу ее донести до зрителей. Ведь петь то, что тебе близко, намного приятнее: чувствуешь это и поешь с удовольствием. И не люблю петь то, что мне не нравится».
Песни Высоцкого Рутгер включал в свой репертуар и раньше. Они разные: веселые или грустные, поднимающие настроение или заставляющие пережить потрясение и задуматься о многом. Это «Утренняя гимнастика», «Песня о друге», «Баллада и борьбе», «Певец у микрофона», «Я не люблю». Их он исполнял во время своих прямых эфиров или же выступлений, по просьбам своих зрителей или же в качестве сюрприза для них. И всегда песни получали второе рождение, обретали удивительные краски. Импонирует и то, что Рутгер не ограничивается популярными песнями легендарного барда, которые у всех на слуху и которые перепевают многие. Порой он поражает выбором песен мало известных, даже очень сложных для взрослых исполнителей, а для подростка тем более.
Так произошло и с песней «Аисты», премьеру которой Рутгер приурочил ко Дню памяти и скорби 22 июня 2021 года. Для нас, его зрителей, она стала настоящим потрясением. А для многих – еще и открытием, о чем и читаем в многочисленных комментариях. И это тот случай, когда слова о мурашках, коме в горле и слезах не являются образными. Просто поражаешься силе воздействия на людей пения Рутгера, когда встречаешь такие слова: «О боже, энергетика захлёстывает! Петь Высоцкого! Браво, парень! За исполнение! За выбранную песню!», «Рутгер, спасибо!!! Мощно, сильно спел, до мурашек!!!», «Не знала раньше этой песни, слушала с чистого листа. Дым и пепелища, вороны вместо аистов, бредущие на восток люди... страх и ненависть, разлитые в воздухе – страшные образы первых часов войны.. И как же все передано! Мощно, пронзительно, с цепкой убежденностью в каждом слове и взгляде», «Великолепно ты выразил в этой песне всю боль того времени, даже сердце защемило», «Исполнение Рутгера невероятно потрясает. Насколько это проникновенно и честно. Видишь перед глазами всё, о чем поет. Как будто он это видел и пережил, и ты вместе с ним погружаешься в песню. Спасибо за шок, испытанный во время прослушивания», «Что ты делаешь с моей душой?! Я слушаю тебя, и слезы текут!»,
«Созданные В. Высоцким щемящие образы трагедии войны просто  «нарисованы» проникновенным исполнением Рутгера! А это «и над крышами нет аистов», спетое так глубинно, долго еще отзвуком в сердце...», «Как в столь юном возрасте тебе удаётся передать энергетику Высоцкого, его эмоциональный накал?», «Удивительно мне... молодой парень... Такое прочтение! Спасибо родителям за сына! Значит, память живёт в наших сердцах... И будет жить!!!», «Всё в глазах! Какой взрослый и убедительный взгляд», «Очень сильно. Трудно слушать – эмоции переполняют… не слушать – невозможно…. Спасибо, Рутгер, за мурашки, за слёзы, за веру…». Как же трудно оторваться от этих искренних и таких трогательных комментариев. А ведь их сотни! И они пополняются ежедневно.
А потом был питерский бард-клуб «Гнездо глухаря», куда Рутгера пригласил Владимир Урсу и на котором присутствовали не только поклонники юного исполнителя, но и те, кто хорошо знал самого Высоцкого и высоко чтил его творчество. Это, как признался Рутгер, вызывало в нем особое волнение. А  хорошая, а временами и восторженная оценка его номеров этими людьми, согласитесь, дорогого стоит. И тем приятнее нам было читать слова о том, что Рутгер достойно исполнил песни многими любимого барда. А еще прозвучали слова о том, что в этом молодом артисте увидели продолжателя Высоцкого.
На концерте Рутгер исполнил несколько песен Владимира Семеновича: «Аисты», «Баллада о борьбе», «Я не люблю», «Песня о друге». Кроме того, им была представлена и «Песня о друге»  А.Градского, посвященная В.Высоцкому, которая стала для многих открытием (именно из нее и взяты слова для заглавия). Присутствующие в зале почти в один голос утверждали, что исполнение было в самом деле на грани мистики: Рутгер покорял всех и сразу. И это притом, что был единственным  молодым среди взрослых.  Но молодым совсем не казался – в этом и состоит удивительная особенность этого певца. Во время своего магического действа (только так можно назвать его пение) он становится гораздо взрослее, мудрее, мужественнее, заполняя собой всю сцену. Эта метаморфоза мгновенно заставляет забывать о том, что перед тобой подросток. И как же радостно, с упоением читаешь опять-таки восторженные комментарии. Поборю в себе желание вновь представить хоть малую их частицу, а тех, кому это интересно, отправлю на Ютуб. Забивайте «Рутгер Гарехт» – и все увидите. И уверена: не сможете оторваться от чтения удивительных признаний всех тех, кто оказался покоренным его талантом.
Хочется сказать еще об одной песне В.Высоцкого, которая появилась в репертуаре Рутгера совсем недавно. Произошло это 25 января, в день рождения автора, когда прозвучала песня «В тишине», ставшая для многих (в том числе и для меня) настоящим открытием и дорогим подарком. Какое же это ценное качество – радовать поклонников новыми записями в связи с какими-то событиями. Умеет делать это Рутгер, и мы ему за это безмерно благодарны.
Песня написана была Владимиром Семеновичем к фильму о войне, но у Рутгера она получилась очень современной – о его жизни и о жизни каждого из нас. Как часто мы пытались заглянуть в то, что ждет нас впереди, и видели там темноту. Но пессимизма это не вызывает: надежду вселяют слова: «Очень нужен я там, в темноте! Ничего, распогодится». И своя темнота уже не так страшит, и сразу веришь, что очень нужен такой, как Рутгер, там, в темноте. Его ценность на нашей эстраде уже определили для себя многие: мало сейчас найдется исполнителей серьезных песен среди взрослых, а уж о подростках и говорить не приходится. Сошлюсь еще на один комментарий: «Большое спасибо, Рутгер! За смелость, за открытость, за выбор песни. Мне кажется, практически каждая песня в твоём исполнении заучит как авторская. Ты никому не подражаешь, не стараешься понравиться. Столько достоинства в тебе».
Очень точно сказано. Подчеркну достоинство Рутгера и в том, КАК он исполняет песни. А это настоящие спектакли, как сказала о Рутгере Пелагея на «слепых» прослушиваниях в проекте «Голос. Дети-5». Поэтому Рутгера мало только слышать – его надо еще и видеть. И ведь правда – он не просто поет, а показывает целое представление, где важно все: голос, мимика, жесты, костюм. А чего стоит его выразительный взгляд. В песнях Высоцкого Рутгер все это использует по минимуму, но очень убедительно. А сдержанность во всем облике так созвучна манере Владимира Семеновича. Это просто берет в плен и не отпускает до конца песни. И даже дальше.
Думаю, Рутгер еще не раз порадует нас новыми записями номеров со своим взглядом на  тексты Высоцкого, у которого с первого слова «начиналася мистика … песенного стиха». Теперь ясно: это есть и у Рутгера. И с каждой новой песней, которую он откроет для нас, будет «мурашить» до мозга костей. Будут и ком в горле, и слезы. Будет МАГИЯ!