Жаворонок

Геннадий Митрофанов
               
                Жаворонок


Прозрачный воздух казался недвижным, живность попряталась в доступную тень и только жаворонок не признавал зной, ликовал над нашими головами.
 Среди обожжённой солнцем травы копошились муравьи, эти трудяги тащили в своё жилище всё, ведь им проще потом выбросить, чем остаться без полезного приобретения.
 Почти не заметными насекомыми были кузнечики, серые надкрылья прятали блекло - красные крылышки их видно было, если спугнуть насекомое и после прыжка, на короткое время кузнечик шелестел крыльями и снова сваливался в траву.
 Иногда лёгкий ветерок приносил запах влаги, река давала о себе знать, это придавало воздуху особый аромат.
 Хотелось просто лежать на траве, смотреть на небо, обжигаемое солнцем, слушать жаворонка, которому вторил хор цикад, чем собственно все и занимались.
 Вспомнились строки Гоголя из «Тараса Бульбы» с описанием красоты южной степи.
 Всё это напоминало родные места, знакомую с детства степь, Но Родина была далеко -  далеко
 Близилось время обеда, знакомое всем ржание лошади довело до сознания, прибыла полевая кухня, куда подевалось полуденное блаженство, война войной, а обед по расписанию, солдатская заповедь.
 Солдат потянулся к вещмешку, не обратив внимание на слабый хлопок над головой, отстегнуть видавший виды котелок, но рука куда – то подевалась, да плечу стало горячо. По гимнастёрке расплывалось красное пятно, но боли никакой не было. На крик взводного прибежал санитар, перевязали плечо, крохотное отверстие под ключицей и ранка на кисти руки. Только рукой шевелить на получалось. Случайный разрыв шрапнели напомнил всем, мы не дома, румынская степь была враждебной.
 Так закончилась война для обычного рядового бойца, знаменитого «97 Лифляндского полка», созданного лично Петром I в 1700 году.
 Полк выбирал сам генерал Брусилов, вместе с многими, лучшими на тот момент, воинскими формированиями, организовал тот самый «Брусиловский прорыв».
 Далее всё было просто, к ближайшей железнодорожной станции ходячие раненные солдаты добирались пешими, лежачих везли на подводах. Небольшой казачий отряд охранял до самого санитарного поезда. На дворе был 1916 год.
 Далее была Революция, коллективизация, индустриализация.
 Не просто было с неработающей рукой найти себе место в жизни, но мой дед справился, имея церковноприходское образование работал на руководящей работе, был в селе уважаемым человеком. На селе,втихую,его называли "жаворонком". Чуть свет он объезжал на лошади поля и фермы, потом давал бригадирам распоряжения, его голос можно было услышать в самых неожиданный местах.казалось, он ни когда не отдыхает и не даёт отдыха работникам.
 Не знаю, часто ли вспоминался румынский жаворонок, жаркая степь с цикадами.
 Саму историю слышал от него, а вот справка о ранении сохранилась в архиве Томска.