Читаем Евангелие с художниками. Тайная вечере

Вадим Гарин
Читаем Евангелие с художниками. Тайная вечере  Очерк 1                И сказал им: кто имеет уши слышать,
                да слышит!
                Мк.4:9

               


Коллаж автора. На коллаже:

Фото 1 – Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1495-1498) Монументальная роспись в доминикантсом монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. 880х460 см.
Фото 2 – В.Поленов «Тайная вЕчеря» (1900г.). Холст, масло. 37 x 54 см. Тюменский областной музей изобразительных искусств.
Фото 3 – Гора Сион. Вид с Елеонской горы. Фото Питера Гойхмана в интернете.
Фото 4 – Место, где был захоронен царь Давид у горы Сион. Фото археологических раскопок (из интернета в свободном доступе).
Фото 5 – Склон горы Сион, с могильными плитами на переднем плане и новыми постройками на горе. На заднем плане виден минарет мечети. (из интернета в свободном доступе)

                Уже долгое время пытаюсь исторически осмыслить евангельскую трагедию. Перечитывая вновь и вновь историю ареста, допроса Иисуса, возглавленный первосвященниками Анной и Каиафой, их приговор с последовавшим за ним утверждением прокуратором Иудеи, Понтием Пилатом, размышлял о несправедливости общества, зависти, корысти, а больше о трагической судьбе Иисуса Христа.
                Не всё понятно в этой древней истории современному и даже вполне образованному человеку, особенно по нынешним меркам. Ведь ей более двух тысяч лет! Рассматривая её «в лоб» по сюжету, на второй план отодвигается главное: миссия Иисуса на земле, которая без его мучений на кресте была бы невыполнима. И переживал Он её по-земному – со страхом перед грядущими событиями. Иисус внутренне готовился к выполнению своего предназначения и одновременно боялся его.

               
                Утром супруга (у неё оно начинается не ранее одиннадцати) обнаружила меня за компьютером с раскрытыми и разбросанными вокруг кресла книгами, вопросительно посмотрела: она терпеть не могла беспорядок, тем более в присутствии подруги, которая её и разбудила своим приходом.
                Пришлось объяснять.
                В один голос они заявили, что как все бестолковые безбожники, я всегда роюсь не там, где надо. Что тут обсуждать? И так всё ясно: Иисуса Христа схватили враги и решили убить. Правитель Иудеи Понтий Пилат хотел спасти его, но еврейский народ отпустил разбойника Варавву. Вот и всё. Его распяли, и он воскрес!
                Всё так, да не так… Больше вопросов, чем ответов, а уж нюансов в этой истории тьма! Попробую разобраться в этих событиях.
                Как говорил Иисус: «Кто имеет уши слышать, да слышит»! (Мф. 13:9). А кто захочет разобраться уже в моих поисках и размышлениях, разберётся, а нет, так и не надо, как вышеупомянутым подругам и иже с ними.

               
                Напомню: трагические события начали развиваться после ужина с учениками на  «Тайной вечере» за два дня до празднования Пасхи в Страстной четверг (Мф. 26:1-2), где Иисус пророчески поведал ученикам о грядущих событиях (Мф. 26: 21 -29).
                Пытаясь сперва их осмыслить по-человечески, а не  по-богословски, я просмотрел работы многих художников, писавших «Тайную вечерю».
                Странная методика изучения вопроса – скажете вы! А для меня самая очевидная и понятная: с детства постигал библейские темы, рассматривая репродукции картин известных художников на развороте журнала «Огонёк» и гравюры Гюстава Доре, а к ним прилагались замечательные рассказы моей бабушки – профессионального художника.  Во всяком случае, эти занятия послужили триггером для более глубокого изучения вопроса. А в детстве мне оставалось только смотреть, слушать и размышлять. Что и делаю с пяти лет от роду!

                На сюжет последнего ужина Иисуса с учениками писали многие великие художники (Леонардо да Винчи, Рафаэль и другие, рангом пониже).
                У Леонардо на фреске* в трапезной  Доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане с глубокой перспективой изображёно продолжение красивого помещения трапезной монастыря с кессонным потолком.  Метров девять шириной (размер росписи 880х460 см.), в котором поперёк размещён огромный стол с неширокой центральной тумбой и большими, вызывающими у меня большое сомнение, огромными консолями с дополнительными опорами. (С конструктивной точки зрения «очень учёного  мебельщика» замечу, что такой стол при нагрузке по ширине консоли работает на его опрокидывание. Не зря на эскизах художник даёт другое решение подстолья). За столом, сидя по фронту с одной стороны, разместились Иисус и двенадцать Его учеников**. Для фрески выбран момент, когда Иисус говорит о предательстве (Фото 1 на коллаже)

                А из всех просмотренных картин мне больше всего нравится небольшое полотно В.Д. Поленова (Фото 2 на коллаже). Оно не имеет такой монументальности, торжественности, размеров (всего 34х54 см.), как фреска Леонардо да Винчи, зато по задумке, композиции, смыслу и колориту видение художника абсолютно совпало с моим представлением о, возможно, происходившем событии. Сожалею, что не видел воочию само полотно. Оно находится в Тюменском музее изобразительных искусств***.
                Художник, словно моими глазами, видит фигуры сидящих за низким столом людей, ведущих беседу. По крайней мере, так я ощущаю эту картину.

                Картина выполнена в тёмных тонах. Она передаёт витающую в воздухе трагедию предательства. Трагедия, которая навсегда изменит мир и людей в этом мире. Трагедия, которая должна была произойти для становления христианской веры.
                Зная условия жизни, архитектурные особенности строений и быт жителей Палестины (художник дважды посетил эти места), Поленов представил Христа с Апостолами, сидящими на террасе обычного дома.
                Помещение знаменитой «Сионской» горницы на картине производит достаточно унылое впечатление. Оно располагается на втором этаже дома с открытым проёмом на балкон (видовая площадка), с которой в горницу ведут три ступени вверх. На первой ступени слева от стены стоит кувшин, скорее всего с вином, но, возможно, и с водой (хотя тогда зачем закрывать кувшин?), покрытый тканью с завязанным горлом. Помещение закрыто с трёх сторон, скорее всего, глинобитными стенами (возможно, каменными, обмазанными глиной) – такое они производят впечатление. Пролёты перекрыты деревянными балками, «подшитые» старыми потемневшими корявыми досками, говорящими о возрасте дома. Наружную балку подпирают две деревянных колонны.
                Вечером горницу освещает свечной светильник, спускающийся с потолка над столом. В левом углу стоит посудный шкаф, высоко на стене – полка. На столе – скудная еда и кубки для вина.

                Где расположен этот дом, приютивший усталого Иисуса и двенадцать его последователей и почему именно в нём собрались Иисус с учениками?
                Можно ли с уверенностью сказать, «где эта улица, где этот дом»? Что мы знаем?
                Поздние предания говорят, что на первом этаже дома (в других источниках под домом), где проходила Тайная Вечеря, находилась могила царя Давида.  И если Сионскую горницу (так её называют в церковных источниках), на мой взгляд, отыскать невозможно, то захоронение Давида – не просто могила, а одна из величайших святынь мусульманского и еврейского мира. (https://ru.wikipedia.org/wiki/)
                По крайней мере, в месте захоронения царей производились археологические раскопки. А что известно об этом доме из Евангелия?
                У трёх евангелистов (у всех, кроме Иоанна) есть упоминание о  нём: (Мф. 26:17-20; Мк. 14:13-17; Лк. 22:9-14).
                Дом Тайной Вечери, где Иисус праздновал ветхозаветную еврейскую Пасху (Песах или Пейсах на иврите) со своими учениками, окружён сплошной завесой тайны даже для самих учеников. Что уж говорить о современных людях? Для них эти тексты – тайна из тайн!
                Когда я впервые начал читать евангельские тексты, понял, что если пытаться охватить историческую, социальную, а потом уж и богословскую точку зрения, то все тайны раскрываются, и тайное становится явным. Только надо внимательно читать и задавать себе вопросы, не проходить мимо даже самой незначительной мелочи, двигаясь от частного к общей картине. А уж к различным толкованиям и преданиям надо подходить архиосторожно.
                И ещё надо помнить, что позиция современного человека всегда несколько ущербная от слабого знания истории еврейского народа. Историю своего-то народа россияне знают с грехом пополам! А что в Израиле - не ведаю, знают ли свою историю светские израильтяне? По крайней мере я не увидел интереса ни у наших, российских евреев, ни у некоторых репатриантов. (Я имел возможность беседовать с родственниками моего отчима, проживающими в Израиле).
                Необходимые знания по интересующей теме в Израиле имеет часть еврейского общества. Особенно это те, кто  был воспитан в тесном общении с еврейским богослужением, церемониями еврейского религиозного года, раввинской литературой и с общими еврейскими взглядами на мораль и культуру. Для них Евангелия не  требуют научного разъяснения, а мне приходилось «вырубать» эти знания, как выразился мой друг Владимир Теняев, который имеет терпение редактировать эти «вырубки».

                Так вот, согласно Писанию, Песах является семейным праздником (примерно такой же семейный, как наш Новый Год) и по еврейской традиции празднуется дома, в кругу семьи, но  если это затруднено или просто невозможно – идут в гости. Иисус с учениками психологически, наверное, тоже представлял своеобразную  семью, так что с этой точки зрения такое празднование в первом веке представляется возможным. Но многое кажется невероятным: почему Учитель намеревался праздновать Пасху в каком-то чужом, незнакомом доме? Да и сам выбор дома был чудом.
                Вот как об этом сказано в Евангелии от Луки (Лк. 22:8-13):
                «И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдёт он, и скажите хозяину дома: «Учитель говорит тебе, где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную; там приготовьте».
                Странное и загадочное поручение – вам не кажется?
                Учеников сразу должно было удивить, что кувшин с водой будет нести в дом мужчина. В древнем Израиле водоносами в доме были исключительно женщины. Выходит, либо в доме нет женщин, либо это своеобразный пароль: «Юстас Алексу»! А многим историкам это дало повод предполагать, что в доме собирались дававшие обет безбрачия ессеи. Члены иудейской секты, в учении которых в то время многое перекликалось с нравственным учением Иисуса Христа****.
                Удивительно и то, что человек с кувшином привёл их на гору Сион к богатому дому в самом, как говорят ныне, «престижном» квартале древнего Иерусалима. Указанный дом стоял недалеко от дома первосвященника Каиафы, где несколькими днями раньше состоялось совещание, и было принято решение арестовать Иисуса, судить и казнить Его.
                Так кому принадлежал этот дом, хозяин которого отсутствовал на Тайной Вечере? Опять-таки некоторые историки считают, что это был дом Никодима или арендованный им дом секты Ессеев.
                Никодим был богатым горожанином и членом верховного религиозного суда Синедриона и, как утверждают,   тайным учеником Христа. Его разговору со Спасителем о том, зачем Он пришел в этот мир, евангелист Иоанн посвятил почти целую главу (Ин 3:1–21). Никодим, выступая на собраниях фарисеев — сам, будучи одним из них, — вступался за Христа (Ин 7:50–53). И именно он позже принёс на погребение Учителя состав из смирны и алоя (Ин 19:39), которым обычно помазывали тела только очень богатых людей.
                Соответствует это действительности или нет, доподлинно не известно, но это может объяснить, почему Иисус с учениками отправились праздновать Песах именно в этот дом!
                Расположение дома по этим описаниям определить невозможно. Однако не кажется ли вам странным, что дом, где находилась могила царя Давида, был неизвестен ученикам Иисуса?  Почему Иисус не сказал ученикам прямо: идите в дом, где могила Давида?  Конечно, они прекрасно знали место захоронения царя Давида! Об этом есть даже упоминание у  апостола Петра. Петр, обращаясь к первым христианам Иерусалима, сказал:
                - «Мужи братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер, и погребён, и гроб его у нас до сего дня» (Деян., 2:29).  А римский историк Дион Кассий пишет, что евреи относились к могиле первых царей как к святыне. Надгробие царя в целости и сохранности простояло до восстания Бар-Кохбы (132–135 годы), после которого было разрушено римскими войсками, опустошавшими Иудею (Дион Кассий. Римская история, 69:14:2.). Наличие в этом месте гробницы подтверждает и Иосиф Флавий в Иудейских древностях (13:8:4).
                А в 1173 году (не точно) на месте нынешней могилы Давида побывал знаменитый еврейский путешественник Вениамин (Биньямин) из Туделы, поведавший местное предание о том, что в этой местности было найдено царское захоронение: «На горе Сион погребены члены дома Давидова и цари, после него царствовавшие, но гробниц их нельзя найти. (Фото 3 на коллаже) Там сплошные разрушения».
                Но это всё рассказы и предания. А вот что говорит Писание о могиле Давида: «И почил Давид с отцами своими, и погребён был в городе Давида» (Мелахим I, 2:10). По мнению исследователей, город Давида располагался ЗА СТЕНАМИ нынешнего Старого города, ДОСТАТОЧНО ДАЛЕКО ОТ ГОРЫ СИОН (примерно в семистах метрах), и именно в этом месте ведутся интенсивные археологические раскопки, в ходе которых, в частности, были найдены остатки могил, считающиеся местом захоронения царей Иудеи. Это подтверждается и библейским отчётом о восстановлении города в начале эпохи Второго храма: некто Нехемья бен Азбук, «старший над половиной округа Бейт-Цур», восстанавливал городскую стену «до места, что против могил Давида, и до выстроенного водоёма» (Нехемья, 3:16). Посмотрите на фото 4 на коллаже: предполагаемое место захоронения царя Давида.  На нём видны археологические раскопки этого места. (Фото 4 на коллаже)
                Почему, спросите вы, я так много уделяю внимания местонахождению могилы Давида? Да потому, что сегодня католическая церковь и мусульмане в один голос утверждают, что могила Давида находится на вершине горы Сион  (765м.) на первом этаже дома, где происходила Тайная вечеря.
                Эта христианская легенда относится к легко опровергаемым преданиям. Она могла появиться из описания уроженца Палестины епископа Епифания (310–403):
                «Адриан (видимо, имеется в виду древнеримский император Адриан 117-138гг.) нашёл этот город полностью сровнённым с землёй и храм Господа разрушенным и вытоптанным, за исключением нескольких домов и одной маленькой христианской церкви, построенной на месте, в котором апостолы собрались в горнице после того, как Спаситель вознёсся на небеса с Елеонской горы (!), они отправились туда».
                Вот как! Значит, о горнице уроженец Палестины Епифаний, еврей, говорит, а о могиле национального героя, царя и праотца царя Давида, главы начала династии царей, даже не упоминает! И потом о вознесении Спасителя… Очень странное описание.
                Таким образом, можно уверенно сказать, что утверждение о месте расположения могилы Давида  на горе Сион является достаточно поздним и восходит, с большой вероятностью, к христианским, а не еврейским преданиям. Католическая легенда, согласно которой в этом месте состоялась Тайная Вечеря, является, по меньшей мере, более древней, но тоже достаточно сомнительной.
                Очевидно, что дом, где происходила Тайная Вечеря, не связан с местом захоронения царя Давида. Именно поэтому в Евагелие и нет упоминания о могиле царя Давида в связи с поиском дома для празднования Пасхи.
                Где же действительно находился Дом Тайной Вечери?  Думаю, сейчас его уже не найти, но вполне можно  предположить, что он был в черте старого города. На этом месте, вероятно, когда-то был оживлённый центр Иерусалима, богатый и красивый. Тут располагались шумные городские кварталы. Целые дни его улицы были наполнены народом. Здесь бился политический и религиозный пульс великого города.
                По преданиям именно здесь жили первосвященники Анна и Киаифа, кипела жизнь. Добро и зло существовали рядом. Теперь здесь  тишина. Дом Тайной Вечери простоял немногим более шести веков до своего разрушения, а здание, которое сохранилось до наших дней, построено на месте или рядом(?) с Домом Тайной Вечери крестоносцами в XII веке. Поэтому комната, ставшая символической Сионской Горницей, сохранила черты готического стиля той эпохи. Примечательно, что, по иудейскому преданию, на этом же месте был погребен царь Давид, из рода которого якобы вышел Иисус. И со Средних веков на первом этаже дома установлена почитаемая иудеями гробница царя Давида.
                Там же построены: храм Успения Пресвятой Богородицы –  католический храм, находящийся на месте, где, по преданию, произошло Успение Божией Матери; монастырь Спасителя — армянский монастырь, находящийся на месте, на котором, согласно ранневизантийскому преданию, возможно, находился дом первосвященника Каиафы; Церковь Святого Петра в Галликанту — католический храм, находящийся на месте, где, по средневековому преданию, апостол Пётр оплакивал своё отречение от Иисуса Христа. Расположен он на восточном склоне горы Сион. (Фото 5 на коллаже)
                Жизнь смешала святыни разных конфессий. В разное время ими владели мусульмане и иудаисты. Христиане тоже выдвигали свои требования, несмотря на протесты первых двух. А Ватикан, несмотря на сомнительность христианских преданий, убеждён, что «СВЯТОСТЬ МЕСТА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕ СТОЛЬКО ИСТИННОСТЬЮ ПРЕДАНИЙ И ПРАВДОЙ, СКОЛЬКО ЧУВСТВАМИ И МОЛИТВАМИ ПОЧИТАЮЩИХ СВЯТЫНЮ ЛЮДЕЙ». Причём, чем больше поколений чтили это место, тем больше его святость, тем выше статус в национально-религиозной иерархии.
                Папа Римский Франциск (266-й Папа Римский. Избран в 2013г.), посетив Святую землю,  провёл в горнице литургию. Как верят католики, именно в этом месте состоялась знаменитая Тайная Вечеря, после которой Иисус Христос был арестован и предан суду.
                По состоянию на 2020 год, нынешняя построенная Сионская горница не принадлежит ни одной из конфессий и находится в распоряжении израильского правительства, вход для всех посетителей свободный и бесплатный. На крыше здания находится минарет от бывшей в ней мечети (1524—1948 гг.).

                А теперь опять возвратимся к вопросу апостолов «Где хочешь есть пасху, Господи»? Он тоже требует пояснения. Думаю, для многих читающих Евангелие и даже стремящихся понять, что там написано, сравнение Иисуса – куска хлеба со своим телом, а вина с кровью тоже остаётся загадкой.
                Для её объяснения вернёмся к празднованию еврейской Пасхи.


                В день с четырнадцатого на пятнадцатое Нисана (сутки в еврейском календаре начинаются с вечера предыдущего дня) евреи празднуют один из главных праздников – Песах. Многие путают его с христианской пасхой. Этого ни в коем случае делать нельзя.
                У евреев главными праздниками являются Песах (праздник, который отмечается еврейским народом в честь Исхода евреев из египетского рабства), Суккот и Шавуот. (Суккот – праздник кущей «шалашей» в память о блуждании евреев по Синайской пустыне; Шавуот – праздник дарования евреям Торы на горе Синай при Исходе из Египта). То есть все главные праздники связаны с древней историей еврейского народа и Священным Писанием.
                Песах празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля. Нисан в привычном представлении соответствует марту-апрелю. Кстати говоря, и название «нисан» переводится поэтически: «первые плоды».
                Особенность календаря израильтян в том, что отсчёт в нём ведётся со дня сотворения мира. Так что сегодня, дорогие товарищи, наступил 5783 год! И Песах евреи будут праздновать в пятницу с 15 апреля по 21 апреля, а православная Пасха в нашем 2021 году наступит 24 апреля, и празднуют её православные по традиции сорок дней! А католики – пятьдесят!
                Законом (Торой) устанавливаются правила, регламентирующие проведение праздника, которые правоверные евреи обязаны исполнять. Вот некоторые:               
                По закону (Исх.;12,;2–20) в четырнадцатый день первого весеннего лунного месяца, нисана, каждая еврейская семья (или две малых семьи вместе) обязана была испечь на огне годовалого агнца (ягнёнка или козлёнка) и в ночь того же дня съесть его с пресным хлебом и горькими травами*****; ЭТОТ АГНЕЦ И НАЗЫВАЕТСЯ ПАСХОЙ у евреев. На другой день начинался семидневный праздник опресноков, названный так потому, что как в эти дни, так и в день пасхи, евреям предписывается есть ПРЕСНЫЙ ХЛЕБ и даже не держать в домах своих НИЧЕГО КВАСНОГО.
                Главное блюдо этой трапезы – агнец – являлось не просто праздничным кушаньем. Это «ПАСХАЛЬНАЯ ЖЕРТВА ГОСПОДУ, который прошёл мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян» (Исх.;12:27). Так гласил закон Моисея.
                И не просто агнца, а обязательно однолетнего, мужского пола и т д. Дальше поясняется, как его заколоть, кто это сделает, потом кровью его помажут косяки и перекладину дверей****** и т.д. И всё это имеет глубокий исторический и религиозный смысл.
                А если по какой-то уважительной причине агнеца невозможно достать и заколоть (закон родился в Вавилонском плену: Втор.;16:5–6), тогда его заменяло преломление афикомана (Исх.;12:9,;46). Афикоман – это своеобразный десерт: праздничная маца. Ели её, отламывая куски).
                Долговременное пребывание евреев в плену закрепило в представлении людей связь афикомана с агнцем.

                Именно поэтому у Иисуса возникла ассоциация хлеба с телом, а вина с кровью, как с пасхальной жертвой во время Тайной Вечери (Мф.26:26-28).
                Чтобы представить ритуал Тайной Вечери как иудейской пасхальной трапезы, нужно отказаться от наших привычных представлений о пасхальном столе с красочно оформленными и вкусно приготовленными традиционными для великого праздника блюдами (яйца, сладкие куличи и творожная пасха с изюмом), с праздничными пожеланиями и приподнято-радостным житейским настроением.
                Не такой была иудейская пасха. Её можно назвать священной трапезой, потому что на ней от начала вечери до её окончания доминировали религиозные переживания, а традиционные праздничные блюда были подчинены религиозной идее. Всё что подавалось на стол, освящалось особыми благословениями.
                Вкушение пищи и вина чередовалось с чтением молитв, с повествованием из священной истории предков и с пением псалмов, причём всё это происходило в строго установленном порядке, дающим право называть эту трапезу ритуальной.

Продолжение http://proza.ru/2022/02/10/1394

Примечания:

* Тайная Вечеря – монументальная роспись – её не совсем верно называют фреской. В современном понятии это не «чистая» фреска. Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать её несколько раз. Традиционная техника «чистой» фрески –написание по сырой штукатурке, при которой необходимо писать быстро и бегло до высыхания увлажнённого слоя штукатурки. Леонардо привык работать долго и медленно, часто делая перерывы и обдумывая каждое движение кисти. Поэтому он решил писать по сухому грунту «гессо» (или джессо: грунту из «мела», «клея» и масла") яичной темперой.
Создана в 1495 – 1498 годы в Доминикаском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

** «Сидя по фронту, разместились двенадцать Его учеников». Так сидели или лежали Иисус с учениками и важно ли это? Кто-то из читателей скажет:  «Опять этот дотошный автор прицепился! Какая разница, сидели или лежали»? Для меня это важно потому, что хочу представить себе правдивую историю, как могло происходить это событие, и тут важна любая мелочь. Иначе может возникнуть «эффект бабочки»! Рассматривая картины известных мастеров, меня удивило, что художники, стремясь к правде, решали свои композиционные задачи, и они и являлись определяющими.
                Если ссылаться на Библию, то вспомним Евангелие от Марка: "И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал… "(Мр 14:18) или: "И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с ним и ученики Его и многие мытари и грешники.. "(Мр 2:15) и др.
В первом веке не было сомнений, что должен делать правоверный  еврей: в Вавилонском Талмуде («Псахим» 108а) приводится мишна, согласно которой в первую ночь Песаха ДАЖЕ НИЩИЙ ЕВРЕЙ НЕ ДОЛЖЕН ЕСТЬ, ПОКА НЕ ВОЗЛЯЖЕТ. И дальше определяется, что считать возлежанием, а что нет.
                Вот, скажете вы, премудрые евреи: всё-то у них нормировано и определено. Это не так. У них все эти мелочи имеют религиозный и исторический смысл.
                Иерусалимский Талмуд говорит о том, что возлежание во время Седера (Стол на Песах у евреев. Так называют ритуальную трапезу, в которой каждое блюдо и даже посуда имеют символическое, даже священное значение), является свидетельством того, «что для рабов обычай был есть стоя, а они перешли от рабства к свободе». Несмотря на то, что чисто физически «возлежать» довольно сложно и не вполне комфортно.
                А в обычной жизни завтрака у простых людей практически не было. В середине дня обычно ели хлеб с оливками. Вечером подавали овощное пюре. «Ложками» служили куски хлеба, которые макали в общий котел. Если в доме были важные гости, в горшок с овощами могли положить мясо. Ели, сидя на полу.
                В богатых домах в новозаветные времена за обедом гости возлежали на ложах, с трёх сторон окружавших квадратный стол. Обычай «возлежать» принят у многих восточных народов.
                За праздничной трапезой возлежали или склонялись на левый бок головой к столу.
               
*** С картиной В.Д. Поленова «Тайная Вечеря»  запутался сам и могу запутать читателя. Я нашёл их три!
Одна в Тюменском музее изобразительных искусств. Как она туда попала – неизвестно. Сам музей начал функционировать в 1957г. Именно об этой картине (холст, масло, 38х54 см.) я и пишу в очерке.
Вторая картина находится в Государственном Русском музее. Она идентична тюменской, но с более ярким освещением. Что это? Эскиз? Никаких сведений.
Третья картина в Третьяковской галерее. Картон, масло 38х54,5 см. Она и по составу и по композиции существенно отличается от первых двух. Скорее всего, это первоначальный эскиз. Впрочем, точно не знаю. На картине стоят две женские фигуры. Я считаю, что это Мария и Мария Магдалена (описания картины не нашёл). И в комнате слева отсутствует кувшин, а за спиной Иуды (стоящий мужчина – думаю Иуда, так он покинул вскоре вечерю) горит камин.

**** Ессеи или осси;ны или кумраниты) — одна из иудейских сект, Одна из самых популярных гипотез гласит, что именно Кумранская община ессеев являлась владельцем так называемых Свитков Мёртвого моря, или Кумранских рукописей — большого количества (около 1000) манускриптов, обнаруженных в пещерах Кумрана.

*****  Марор или горькие травы на седере.  Эти травы символизируют горечь рабства. На первом месте стоит салат-латук (на иврите его называют «хаса»). Салат-латук почти не горек, и даже если хорошо и долго жевать его, оставляет мало горечи во рту; во всяком случае, не сравнить его с редиской. Однако именно салат-латук лучше всего подходит для пасхального седера. Он кажется вначале сладким, но постепенно во рту усиливается горечь.
Так и в еврейской истории. Очень часто очередной тяжёлый период кажется поначалу «сладким» и приятным. Но чем глубже мы входим в него, тем больше ощущаем горечь.
Кроме него, традиционно это хрен, но также используют петрушку, причём её макают в подсоленную воду, затем зелёный лук или сельдерей. Обычно готовят римский салат, который, как и горькие травы, тоже символизирует горечь рабства.

****** «…этот агнец и называется Песах». Песах – слово, которое переводится как «миновал», «обошёл стороной».
                Почти три с половиной тысячи лет назад произошли события, которые привели к появлению у еврейского народа большого весеннего праздника Песах. Иудеи находились в Египетском плену четыреста лет! На просьбу отпустить евреев фараон ответил отказом. И вот тогда случились бедствия, которые вошли в историю как "десять казней египетских" – череда событий, которые не просто описаны в Библии, но это не изменило решения фараона, тогда Господь напустил десятую казнь:
                Должны были умереть все младенцы-первенцы. Через Моисея евреи получили указание: умертвить жертвенного ягнёнка, НАМАЗАТЬ ЕГО КРОВЬЮ КОСЯКИ ДВЕРЕЙ, затем запечь его целиком и съесть, и в ночь 14 нисана несчастье обрушилось на египетские семьи, не избежал смерти даже сын фараона. Беда прошла только мимо еврейских домов ("песах" - "прошёл" в переводе с иврита). В ужасе фараон велел уходить евреям с египетской земли. (https://zavedeno.com/pesah/chto-za-prazdnik.html)