Крах

Эллина Роман
И снова мой рассказ о знаменитом актере Мэтью Филллипс. Этот персонаж, не думал, то его жизнь так обернется крахом, и все из-за одного человека, причем самого родного. Как актер, он в такой профессии уже 15 лет. У них в семье не особое взаимопонимание.
В психологии, слово «взаимопонимание», проявляется в осмыслении предмета взаимо-действия, в обоюдоприемлемой оценке целей, мотивов и установок партнеров, в ходе чего возникает близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов реагирования на способы достижения результатов совместной деятельности. Взаимопонимание следует одновременно рассматривать и как процесс, и как результат, и как состояние. Для психологии значимость изучения особенностей этого сложного феномена определяется его непосредственной связью с познанием. Взаимопонимание является цементирующим фактором любой совместной деятельности и социальных отношений. Однако, аналогич-но тому, как в обыденной жизни люди чаще замечают не наличие взаимопонимания, а его отсутствие, так и психологию оно долгое время интересовало исключительно как несовпаде-ние точек зрения субъектов познания и общения со всеми возникающими негативными последствиями. Возможность и способность людей понимать друг друга давно интересует не только психологов, но и философов, историков, политологов и др., которые считают, что данный феномен представляет собой ключевую проблему человеческого взаимодействия. Вместе с тем он выступает особым уровнем этого взаимодействия, при котором люди не только осознают содержание и структуру настоящих и возможных поступков партнера, но и обоюдно способствуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно просто совместной деятельности, нужно именно взаимосодействие. В социальной психологии понимание людьми друг друга рассматривается через раскрытие таких его механизмов, как:
- идентификация - способ понимания другого человека посредством осознанного или бессознательного уподобления ему субъектом самого себя;
- стереотипизация - классификация форм поведения и интерпретация их причин путем соотнесения с уже известными явлениями и категориями (социальными стереотипами);
- рефлексия - это осмысление субъектом того, как и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.
Рассмотрим условия достижения взаимопонимания между людьми.
1. Понимание речи взаимодействующего человека. Оно начинается с восприятия и понимания отдельных слов - лексических элементов повествования. Точнее говоря, даже не со слов, а с фонем, в линейной последовательности которых разворачивается речевое сообщение. Под фонемой обычно понимается кратчайшая смыслоразличительная (фонологическая) единица языка. Ее восприятие и понимание произойдет, если у человека имеется система соответствующих признаков, по которым опознаются и запоми-наются фонемы. Однако важно уловить не только прямой, но и скрытый смысл речи партнера, ее подтекст. Он извлекается из непосредственного содержания разговора и является необходимым условием глубинного прочтения мыслей другого человека. Подобное декодирование контекста и создает условия для достижения взаимопонимания между людьми.
2. Осознание личностных качеств партнера по взаимодействию. Люди различаются по убеждениям, потребностям, интересам, идеалам, чертам характера, способностям и т.д. Эти и другие качества партнера нам часто приходится оценивать непосредстве-нно в процессе взаимодействия с ним. Это можно сделать лишь путем изучения отдельных поступков и деятельности партнера в целом, поскольку только в действиях личность проявляет себя, раскрывает для других свои качества, оценка которых позволяет судить о ее мотивах и целях. Последние, в свою очередь, дают возмож-ность сделать вывод о том, чего нам следует ожидать: содействия или противодейст-вия. Подобное заключение также необходимо для установления взаимопонимания между людьми.
3. Учет того влияния, которое оказывает ситуация взаимодействия. В качестве ситуации выступают объективные условия совместной деятельности, которые могут способствовать или препятствовать ее осуществлению. Одним из условий является окружающая обстановка, включающая в себя разнообразные предметы и орудия, которыми пользуются взаимодействующие субъекты. Общаясь с людьми в повседневной жизни, мы как бы читаем их поведение и раскрываем смысл получающегося таким образом текста, имеющего свой внутренний психологический план. Это чтение проте-кает бегло, поскольку в процессе общения у нас вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий психологический настрой на поведение окружающих. Он определяется личностными качествами партнеров и ситуацией их взаимодействия. При этом общающиеся люди действуют тем успешнее, чем более они подготовлены к этому в социально-психологическом плане.
4. Выработка соглашения действовать по определенным правилам. Практическое выполнение такого соглашения, даже официально принятого, требует нормативного регулирования. Соблюдение правил, является кри-терием достигнутого взаимопонима-ния, которое будет тем лучше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные требования.
В социальных науках существуют 2 подхода к феномену взаимопонимания, связанные с вечным спором между науками о духе и науками, о природе. 1-ый подход основывается на том, что природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем. Поэтому процесс понимания предстает как чувствование в духовный мир другого, эмпатическое сопере-живание его мыслей и чувств. Понять - значит постигнуть, усвоить смысл. Данный феномен выступает здесь условием существования человека, он есть функция души, поэтому одних рациональных рассуждений и умозаключений для его достижения недостаточно. Ведь все то, что связано с внутренним субъективным миром, не поддается объективному изучению, внешней фиксации, однако именно оно позволяет говорить об успешности взаимопонимания.
Во 2-ом подходе рассматриваемое явление выступает как функция разума, особая работа сознания, а потому отождествляется с интерпретацией, толкованием, социаль-ными и личностными смыслами.
Таким образом: в науках о духе взаимопонимание жизненно необходимо и возможно лишь при интуитивном постижении внутреннего мира другого человека. С этой точки зрения оно выглядит как целостное явление, которое не может быть завершено, то есть постоянно развивается и совершенствуется.
В науках о природе взаимопониманию не отводится столь важной роли, а порой оно рассматривается в качестве нежелательного элемента человеческой жизни, ему приписываются свойства статичности и завершенности. Взаимопонимание, таким образом, сводится к поиску причинно-следственных связей, имеющих эмпирическое подтверждение, поэтому его изучение носит пошаговый характер и заключается в поисках отдельных элементов. Из личностных особенностей, оказывающих наибольшее влияние на взаимопонимание с другими людьми, можно указать следующие: отношение к себе (особенности Я-концепции), свойства личности как субъекта общения, характе-ристики ценностно-смысловой сферы личности. Процесс взаимопонимания, хотя это и может показаться парадоксальным, начинается с понимания человеком самого себя. Это особенно важно, так как подчеркивает его осознанный характер. Чем лучше субъект понимает себя, свое бытие в мире, тем лучше он осознает собственные цели, мотивы, отношение к другому человеку или группе людей и тем легче достигается взаимопонимание. Процесс самопонимания осуществляется благодаря самопознанию (определение своих достоинств, недостатков, слабостей), через самоактуализацию (выявление возможностей и способностей), посредством самореализации (воплощение их в разнообразных формах жизнедеятельности). Достижению взаимопонимания с други-ми людьми способствуют такие характеристики человека, как низкая внутриличностная конфликтность, открытость, ощущение ценности собственной личности, самопринятие, уверенность в себе, самоуважение. В целом положительное отношение к себе (позитивная Я-концепция) формирует аналогичное отношение к другому, уважение себя способствует уважению другого, принятие себя развивает навыки принятия другого, ощущение ценности и уникальности собственной личности позволяет и в другом человеке увидеть то же самое. Поэтому познание и понимание себя - это путь к познанию и пониманию других. Все подходы к изучению взаимопонимания сходятся в одном: это сложный целостный процесс. Он возможен при условии единого толкования информации и ситуации общения, поскольку наша способность понять другого человека еще не означает, что он также понимает нас. Взаимопонимание разворачивается не только в диаде, оно, как полагают некоторые ученые, возможно между личностью и коллективом, между членами коллектива, между группами и, в самом широком смысле, между общностями и народами. В узком смысле этот процесс предстает как понимание субъектами друг друга в ситуации познания и общения. И в 1-ом, и во 2-ом случаях его логика остается одной и той же: понять себя, понять другого (субъекта или группу) и, наконец, быть понятым.
И вот, решили снять документальный фильм, о Мэтью. Конечно, мужчина был не против. Многие спросят, почему в названии рассказа присутствует имя Пегги Филлипс? Для начала, давайте окунемся в прошлое, вернее, юным ребятам, брату и сестре Филлипс.
В рассказах и книгах, я описываю одного Мэтью Филлипса, но, также, у него есть родная младшая сестра Пегги.
Вечер. Дом семьи Филлипс. Юные Мэтью и Пегги сидели в комнате, и делали уроки. Ребята всегда поддерживали и помогали друг другу. Но, вскоре, им придётся расстаться, так как у них разные интересы, и будут разные пути. В психологии, слово как «разные пути», что говорилось в конце, также называется «жизненный путь».
Жизненный путь – это индивидуальный, уникальный опыт каждого человека. Обычно мы называем это судьбой. Но с точки зрения психологии, это цели, действия, мировоз-зрение, система ценностей личности, трудовая, личная жизнь. Как узнать свое предназначение, свой жизненный путь вопрос, который задает себе каждый из нас. Давайте же узнаем, что такое жизненный путь человека, как его найти. Впервые, понятие «жизненный путь личности» было предложено психологом Шарлоттой Бюлер.
Согласно ее теории, жизнь состоит из внутренних и внешних событий. А главная мотивация личности – стремление самореализоваться, найти себя в творчестве. Жизнь проходит по 3-м линиям:
- объективная логика, то есть череда внешних событий;
- субъективная логика, то есть череда переживаний, связанных с этими событиями;
- результаты деятельности.
Вслед за Бюлер, французский психолог Пьер Жане стал изучать феномен. Согласно ему, жизненный путь личности в психологии – это эволюция личности, череда возрас-тных этапов развития, этапов биографии. Среди отечественных психологов вклад в изучение феномена внес Сергей Леонидович Рубинштейн. Психолог полагал, что жизненный путь – это не прос-то развитие организма, а сложение человеком своей истории. Путь отражает сущность личности. По мнению Рубинштейна, только того, у кого есть своя историю, можно назвать личностью. Жизненный путь человека состоит из событий – конфликтные моменты (переломные моменты), разрешение которых в общих чертах определяет ближайшее будущее личности. В чем разница этих понятий? Иногда их отождествляют, но с научной точки зрения это неправильно. Дадим определение всем 3-м понятиям:
- Время жизни – это жизнь человека как биологического организма (период от появления на свет до смерти). В этом контексте не рассматривается суть, содержа-ние жизни.
- Жизненный цикл – это отдельные, повторяющиеся интервалы развития. Принято выделять такие циклы: биологические (онтогенез), социальные (социализация, адаптация), биосоциальные (смена социальных ролей вместе с этапами взросления, то есть смена поколений). Отдельно выделяют циклы семейной, трудовой жизни.
- Жизненный путь – это прогресс, развитие отдельной личности.
Отличие цикла от пути в том, что в первом случае последовательность стадий, цель, суть цикла заранее строго определена. Жизненный путь личности имеет массу вариантов, сценариев, развилок и зависит от самого человека. Единственное, в чем похожи жизненные пути разных людей, это сенситивные (критические) периоды, в которые человек становится более уязвимым для влияния социальных, биологических факторов. Это поворотные пункты, которым предшествуют серьезные социальные изменения, например, поступление в школу, женитьба, уход в армию. Такие периоды называют возрастными, нормативными кризисами. Психическая перестройка, происхо-дящая в этот момент, играет важную роль. Шарлотта Бюлер определила этапы через развитие основных сфер личности: социа-льная, психологическая, трудовая, семей-ная, профессиональная. Психолог выделил 5 этапов:
- От рождения до 16-20 лет. Человек еще не начал работать, не построил семью, поэтому чаще этот этап не включают в описание сценария;
- От 16-20 до 30 лет. Человек активно выстраивает любовные, семейные отношения, начинает работать. Появляются мечты, цели, планы. Человек ищет себя. Решительность парадоксально сочетается с неуверенностью личности;
- От 30 до 50 лет. Период зрелости. Человек находит цель и смысл жизни, выбирает профессию, создает семью. Активно формируется самооценка личности;
- От 50 до 70 лет. Все сферы жизни постепенно угасают. Дети выросли и уехали, работа сменилась пенсией. Человек подводит итоги, анализирует свои достижения, ищет новый вид социальной активности. Особенность этого этапа – тяга к носталь-гии;
- От 70 лет. Человек сосредоточивается на отдыхе. Новых планов почти нет, больше внимания уделяется анализу прошлого. Если реальность совпадает с теми целями, которые человек ставил в молодости, то индивид испытывает удовлетворение. Если реальность не совпадает с целями, то человек испытывает сильнейшее разочарование.
Эта классификация отличается от классификации возрастного развития личности или от аналогичной классификации других авторов.
Например: Э. Эриксон выделил 8 этапов. Каждый из них связан с кризисом, через который проходит личность.
Этапы развития личности по Эриксону:
Конфликт доверия-недоверия. От рождения до 1,5 лет. Если родители проявляют ласку, теплоту, заботу, то ребенок доверяет им и миру. В противном случае появля-ется недоверчивое отношение;
Конфликт самостоятельности и стыда. От 1,5 до 3-4 лет. Активность,самостоятельные действия создают ощущение независимости, приносят удовлетворение. Но если родители часто ругают ребенка, то у него возникает хроническое чувство стыда. Он начинает сомневаться в своих силах,отказывается от самостоятельности;
Инициатива и чувство вины. От 3-4 до 6 лет. Любознательность ребенка помогает строить первые планы, представлять, каким ребенок хочет быть. На фоне этого он проявляет инициативу. Если родители блокируют любознательность ребенка, называя его навязчивым, то вместо инициативности появляется чувство вины;
Трудолюбие и комплекс неполноценности. От 6 до 11 лет. Ребенок старается органи-зовать трудовую, учебную деятельность, заслужить внимание, признание. Если родители постоянно критикуют, сравнивают в негативном ключе с другими детьми, то вместо тяги к труду у ребенка появляется чувство неполноценности;
Идентификация и неопределенность. От 12 до 18 лет. Подросток ищет себя, примеряет на себя разные образы, роли. Человек должен понять, кто он есть, где находится, куда идет. Если возникают проблемы с самоопределением, то человек страдает от неопределенности. Он не знает, кто он, чем хочет и может заниматься, каким хочет и может быть;
Социальное взаимодействие и изоляция. От 20 до 45 лет. На этой стадии человек выстраивает близкие отношения, ищет того, кого будет любить, о ком будет заботи-ться. Если не получается построить отношения, то он остается в одиночестве;
Альтруизм и эгоизм. От 45 до 60 лет. Человеку нужно решить, интересна ли ему жизнь других поколений, готов ли он заботиться о других людях, учитывать их интересы. Или же ему важнее свой комфорт, жизнь в свое удовольствие;
Удовлетворенность жизнью и отчаяние. От 60 лет. Человек или ощущает целостность, полноту, важность его жизни, свой вклад в развитие общества или страдает от осознания бессмысленности пройденного пути. Если индивид решает, что его жизнь прошла не зря, то он спокойно ждет смерти. Если человек впадает в отчаяние, то его мучают страхи, в том числе боязнь смерти.
Проблема жизненного пути до сих пор актуальна, ее продолжают рассматривать с разных точек зрения. С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев рассматривали жизненный путь как становление индивидуальности личности. В психологии это называют «персоноге-незом». В рамках этой теории психологи рассматривают личность как субъект выбора. То есть сначала человек рассматривается как объект, на который влияют социальные нор-мы, культура общества и другие факторы, а потом он становится субъектом общества. Сам влияет на его культуру, историю. Чем больше человек раскрывает индивидуальность, зреет как личность, тем чаще возникают ситуации выбора. Иногда ему приходится сталкиваться с противоречивыми мотивами, решать конфликты внутри себя. На каждом из таких этапов он сам определяет свой жизненный путь.
Изучением жизненного пути личности занимаются психотерапевты-биографы. Каждое жизненное событие должно быть оценено с объективной и субъективной точки зрения. Важно учитывать возраст человека на момент события, исторические особенности общества и времени, в котором случилось событие, субъективный смысл этого события для человека, когортные показатели личности, влияние микро и макро общества.
Проблемой жизненного пути занимались многие авторы. Рассмотрим наиболее популярные теории подробнее:
1.По С.Л. Рубинштейну
1-ым, кто стал изучать проблему выбора жизненного пути, был С.Л. Рубинштейн. В книге «Человек и мир» он доказал, что в основе индивидуального развития личности лежит специфика отношений с окружающими. Взгляды на деловые, любовные, дружеские отношения, быт определяют индивидуальную историю личности. Сценарий жизни зависит от качества, глубины отношений. Согласно Рубинштейну, человек развивается только в активной деятельности – построении глубоких и продолжительных отношений, полных ответственных поступков. Это психолог назвал деятельностным опосредованием.
2.По А.Н. Леонтьеву
По мнению Леонтьева, жизненный путь человека формирует в результате практической деятельности. То есть важны только те виды деятельности, которыми занимается сам человек. Притом это тесно связано с историей общества. Только включенность в жизнь общества обеспечивает развитие личности.
3.По Б.Г. Ананьеву
По мнению Ананьева, главный фактор формирования жизненного пути – происшествия, которые случаются с человеком. Психолог делит происшествия на две группы: те, что обусловлены поведением человека, и те, что случаются независимо от действий личности (влияние среды, социума). Группы взаимосвязаны.
4.По К.А. Абульхановой-Славской
Человек выстраивает жизненный путь согласно нормам и особенностям того общества, в котором он живет. Индивид анализирует окружающие условия, сравнивает свое поведение с нормами общества. Выбор жизненного пути – это проблема. Нельзя допус-кать стихийного развития. Сам человек и общество – активные участники формирова-ния индивидуального жизненного сценария отдельного человека. Абульханова-Славская определила структуру жизненного пути:
- жизненная позиция (выбор образа жизни, поведения);
- жизненная линия (потенциал личности, его раскрытие);
- смысл жизни (цель жизни, построение всего пути согласно этой цели).
Жизненный путь личности зависит не только от особенностей человека, его желаний, интересов, способностей, но и от ряда психологических, возрастных, социальных факторов.
Например: в одном обществе пропагандируют ранние браки, родители находят партнера своему ребенку, а в другом обществе право выбирать, когда и на ком жениться/выходить замуж, оставляют за самим человеком.
Прежде всего, осознайте, что вы хозяин жизни, только на вас лежит ответственность за то, что с вами происходит. Научитесь анализировать неудачи, вычленять свою долю ответственности, проводить работу над ошибками.
Прежде всего, осознайте, что вы хозяин жизни, только на вас лежит ответственность за то, что с вами происходит, научитесь анализировать неудачи, вычленять свою долю ответственности, проводить работу над ошибками.
Задаваясь вопросом как найти жизненный путь, мы имеем в виду поиски смысла и цели жизни. Как же найти свой жизненный путь, можно ли изменить судьбу? Да. Прежде всего, осознайте, что вы хозяин жизни, только на вас лежит ответственность за то, что с вами происходит. Научитесь анализировать неудачи, вычленять свою долю ответственности, проводить работу над ошибками. Научитесь анализировать свои пос-тупки, предугадывать последствия, видеть причинно-следственные связи. Научитесь задавать вопрос «Почему, для чего это случилось?», а не «За что?». Что значит найти жизненный путь? Это значит всесторонне самореализоваться, найти любимую работу, любимого человека, хобби, свое место в обществе. Как это сделать? Найти баланс между «хочу» (желания), «могу» (способности) и «надо» (обязанности). Рассмотрим это подробнее в разных сферах жизни. По-другому это можно охаракте-ризовать так:
- то, что люблю делать;
- то, что могу делать, в том числе потенциально;
- то, что вознаграждается (хороший доход и (или) общественное одобрение).
Если не удается сделать это при помощи самоанализа и анализа, то можно восполь-зоваться психологическими тестами:
- тест Климова «Определение типа будущей профессии»;
- тест профессиональных склонностей Л. Йовайши (более конкретные профессии, в которых вы можете добиться успеха);
- карта интересов в модификации А. Е. Голомштока (что вам на самом деле интере-сно, что любите);
- оксфордский тест на определение способностей личности (что можете делать).
После этого сравните список того, что вам подходит со списком востребованных профессий, вакантных мест в вашем регионе. Изучите рынок труда и выберите то, что не только подходит, но и может приносить хороший, стабильный доход.
Если проблема не в выборе профессии, а в выборе смысла и цели жизни, то компоне-нты можно трактовать так: ваши желания, социальные навыки, жизненные принципы. Составьте три списка, найдите между ними что-то общее. Если вы не видите точек соприкосновения, то подумайте, не нужно ли вам поработать над восприятием, конкретикой.
Например: фразу «хочу быть богатым» лучше переписать на: «хочу быть востребова-нным, успешным специалистом». «Я должен во всем видеть только хорошее» – «Я должен научиться видеть в неудачах полезное». «Я должен много работать» замените на «Я должен эффективно работать» и т.д.
Чтобы определить свой жизненный путь, нужно составить концепцию того, кто вы как личность, профессионал, человек. В первом случае вы должны познать и принять свой характер, темперамент, прочие индивидуально-психологические особенности. Во 2-ом случае речь идет о поиске призвания. В 3-ем случае нужно понять, какое положение в обществе вы хотите занимать, какие социальные роли выбираете. А также концеп-ция социального Я должна включать в себя установки, убеждения, средства достиже-ния цели, способы самовыражения, представления о том образе жизни, который поможет достигнуть цели. Проще говоря, вы должны понять, что хотите и можете взять от мира, что можете и хотите ему дать. Как понять, в чем смысл вашей жизни, найти цель:
Подумайте, все ли вас устраивает. Если нет, то, что именно не устраивает. Этот анализ поможет сузить круг поиска до одной сферы или конкретной проблемы. Может быть, вам не нравится ваша работа? Или конкретное место работы?
При помощи теста Шварца определите свои жизненные ценности. Это поможет понять, где вам будет хорошо.
При помощи визуализации и свободных ассоциаций постарайтесь понять, чего вы на самом деле хотите. Расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя через 6, 7, 10 лет. Что рядом с вами? Кто вы? Где вы? Кто рядом с вами? Обратите внимание на детали.
Запишите все, о чем вы когда-либо мечтали, чем хотели заниматься. Пишите даже странные, детские, бредовые идеи. Почему вам пришлось отказаться? Что вы можете сделать сейчас?
Составьте еще один список: потенциальные цели на основе списка мечтаний. Напротив каждого пункта напишите, какие навыки у вас уже есть, и чему вы можете научиться, что можете приобрести, чтобы достичь этой цели.
На основе полученного списка составьте еще несколько: чем вы готовы заниматься даже за «бесплатно», чем вы готовы заниматься только ради дохода, чем бы вы хотели заниматься как бесплатно, так и с целью заработка. Обратите особое внимание на пункты из первого списка, стремитесь к ним.
Составьте подробный план действий для достижения цели. Ежедневно уделяйте этому внимание. Начните прямо сейчас. Предположим, вы только что выбрали профессию. Почему бы не поискать в интернете, где ее можно получить, и не записаться на обучение?
При поиске своего пути не нужно пытаться кому-то подражать, копировать чей-то успех. Помните, что каждый человек уникален. Мы все хотим быть счастливыми, но путь к счастью у каждого свой. Нет даже двух одинаковых, похожих жизненных путей.
Какие качества нужно развивать:
Говоря о поиске жизненного пути, мы имеем в виду самоактуализацию личности, то есть максимальное раскрытие и использование талантов, способностей, возможностей. Для этого нужно верить в себя, иметь адекватную Я-концепцию и самооценку, обладать навыками саморегуля-ции. Самопознание и самоуважение – база, которая поможет вам найти свое место в мире.
Портрет самоактуализированного человека по А. Маслоу:
- любовь к себе и самопринятие;
- принятие других, мира, природы;
- адекватное восприятие реальности;
- естественность и открытость;
- независимость;
- способность объективно оценивать реальность;
- чувство сплоченности с другими людьми;
- построение глубоких межличностных отношений;
- разграничение средств и целей, добра и зла;
- демократизм в характере;
- адекватное чувство юмора, самоирония.
Сценарий жизни зависит от мышления, мировоззрения личности, ее привычек, поступ-ков. Кто-то склонен к разрушению, а кто-то к созданию. Кто-то мыслит пессимисти-чно и привык быть жертвой, а кто-то привык побеждать.
- Ты когда вырастешь, кем хочешь стать? – сказал Мэтью. Пегги отвлеклась от решения задачи, которые она делала по математике, и сказала:
- А почему ты спрашиваешь, Мэт (так сестра называла брата)?:
Мэтью:
- Мне просто интересно:
Пегги:
- Я хочу стать писателем, а ты, Мэт:
Мэтью:
- А я стану актером:
Пегги:
- Ух ты, здорово:
И вот так, спустя 15 лет, ребята выросли, и осуществили свою мечту. Мэтью знаме-нитый актер, а Пегги писатель. Теперь, когда у Мэтью преодолен барьер 15-летие его карьеры, решил сделать небольшой документальный фильм.
P.S. Так как Мэтью старший брат Пегги, осуществляя мечту, ребята пообещали, что о себе говорить ничего не будут, так жизнь будет спокойнее. Но, в фильме, их разоблачат.
Мэтью общался с сестрой, но, тайно. Также, читал ее книги. Присылал ей подарки по почте, не только по праздникам, а просто так, где писал свои похвалы сестре. Пегги это было очень приятно. Начались съемки документального фильма о Мэтью. Снимали всех, родителей Мэтью, его родных и друзей. Съемки, длились около 2-х недель, пока режиссер собирал всю семью Мэтью. Казалось, бы, все прошло хорошо. Документальный фильм показали по телевизору. Но, когда фильм увидели Мэтью и Пегги, где мать сказала, что у Мэтью есть сестра Пегги, ребята впали в шок. И вот тут, у ребят начались проблемы. Мэтью перестали приглашать на съемки новых фильмов, сериалов, а также, других проектов. Из-за этого, на Пегги вылилось огромная критика его фанатов. Ее книги перестали издавать. Обман ребят всплыл наружу.
Нам с детства внушают идею о том, что обманывать плохо. Что ложь в любом виде является порочной. Ложь всячески осуждается этикой и моралью. Критикуется в рассказах, романах, повестях, кинофильмах, песнях, притчах и пр. Ложь не приветс-твуется ни одной мировой религией. Одним словом обманывать всегда плохо. Но действительно ли это так? Или всё же в некоторых случаях обманывать можно? Или даже нужно? И если это так, то может ложь не такая уж и страшная, как её малюют? 
Давайте попробуем ответить на эти непростые вопросы. Для начала попробуем определиться с терминами: «обман» и «ложь».
Существует множество определений этих терминов. Причём одни авторы считают их синонимами с полным совпадением значений, т.е. между этими понятиями они не находят вообще никаких различий. Другие счита-ют слово «ложь» более специализиро-ванным по сравнению со словом «обман». Ведь в некоторых контекстах слово «обман» вообще нельзя употреблять.
Например: в двоичной логике или информатике.
Другими словами понятие «ложь» является более универсальным понятием по сравнению с понятием «обман». То есть термин «ложь» может употребляться в разных контекс-тах, в то время как «обман» - не может. Однако, мы рассматриваем «ложь», как психологический феномен, т.е. работаем в рамках контекста психологии. А в рамках этого контекста большинство авторов не видят никакой разницы между «обманом» и «ложью». Также как не видят её и в рамках обыденной жизни. Поэтому употребляя слова «ложь» и «обман» мы будем понимать под ними совершенно равнозначные синонимы. Между тем, и как это ни странно, однозначного определения этого термина не существует ни в психологии, ни в обычных словарях. Одни авторы туманно опреде-ляют это понятие, в попытке сократить описание его определения. Другие, пытаясь точно определить его значение, растягивают описание на целые статьи или даже книги. Третьи подменяют одно понятие другим. В общем, каждый выкручивается, как может.
Есть авторы, которые дают весьма определённое обозначение обману. Но их опреде-ления весьма узки для того, чтобы к ним можно было отнести ряд таких действий, которые мы интуитивно привыкли считать обманом.
Например: некоторые авторы под обманом понимают умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербальным или невербальным способом) с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине.
Такое определение этого термина не подменяется одним понятием на другое. Оно даёт читателю более чёткое представление об этом термине. Но, к сожалению, его не всегда бывает достаточно для того, чтобы под него можно было отнести все ситуа-ции, которые мы привыкли обозначать термином обман. На самом деле наша проблема в определении термина «обман» возникла из-за того, что он обозначает слишком сложный феномен, который можно определить только в самых общих чертах. На прак-тике невозможно перечислить все всевозможные примеры, подходящие под описание феномена. Поэтому их (примеры) объединяют по определённым критериям в группы, которые называют: видами, формами, классами, подклассами и т.д. Это относится не только к определению термина «обман», а практически ко всем подобным терминам, объединяющим в своём названии большое количество различных действий и ситуаций, имеющих какие-то общие черты. Основная ошибка людей обывательского склада ума заключается в том, что они используют «универсальный шаблон», под который подго-няют целый ряд действий и ситуаций, основные черты которых в чём-то существенно сходятся, но также и существенно различаются. Для них «все китайцы на одно лицо», а «психологи не отличаются от психиатров». Однако, если использовать универсаль-ный шаблон ещё как-то удаётся в словах, обозначающих простые предметы, которые можно погрузить, то не всегда можно, а порой вообще невозможно найти общий универсальный шаблон для слов, обозначающих сложные отношения между предметами. В нашем примере с взрослыми, которые с детства нас учили тому, что обманывать всегда плохо, их основная ошибка заключалась в том, что они не уточняли вид обмана. Они не объясняли нам, очевидно, потому, что сами не понимали, что обман бывает слишком разным.
Стоит только более внимательно рассмотреть феномен обмана, как всё становится на свои места. Можно показать, что некоторые виды обмана являются хорошими и желательными поступками, а зачастую даже необходимыми.
Например: рассказывание детям сказок.
Или когда молодой парень говорит девушке комплименты, которые явно не соответст-вуют её внешности или характеру. Считать ли подобные действия обманом? И если считать, то действительно ли обман подобного рода является плохим?
В первом случае взрослый преднамеренно обманывает ребёнка, поскольку знает о том, что реальность, которая существует в сказке, в действительности не существует. Значит, всё-таки рассказывание сказок следует считать обманом. Однако, этот преднамеренный обман приносит пользу ребёнку. Ребёнок не только получит удоволь-ствие от рассказанной сказки, и в какой-то мере потренирует своё воображение, но также получит определённый урок. Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок!
Во втором случае парень преднамеренно обманывает девушку для того, чтобы её расположить к себе. Девушке приятно слышать о своих достоинствах, которых на самом деле может и не быть у неё. Но если бы парень не обманывал девушку, а честно сказал ей о том, что он о ней думает, вряд ли между ними возник бы приятный разговор. Как видите, в этих случаях обман не является плохим и порочным поступком, а скорее, наоборот, является желательным или даже необходимым. Поскольку он приносит пользу, как и тому, кто обманывает, так и тому, кого обманывают.
Включите сюда ещё «зубную фею», которая дарит детям подарки за выпавшие зубы.
Деда Мороза, приносящего подарки на Новый год. Да и вообще, любой приятный сюрприз, который преподносят люди друг другу, и Вы поймёте, что их (сюрпризы) невозможно сделать без обмана.
Такой вид обмана, который приносит человеку пользу, называют «благородным обма-ном». А если он может спасти жизнь человеку, например, военнопленному, которого прикрыл свидетель, солгав при даче показаний, называют «ложью во спасение». Сюда же можно отнести ложь, которую говорит врач пациенту больному тяжелой болезнью. Или ложь психотерапевта, который преднамеренно обманывает пациента, чтобы ему помочь.
Например: подходы краткосрочной терапии Дж. Нардонэ не возможны без обмана пациента.
В общем, различных ситуаций, где обман является не только желательным, а скорее даже необходимым для пользы человека, также много, как и тех, которые могут нанести ему серьёзный вред.
Таким образом: существует огромное количество различных видов и форм обмана, одни из которых желательны и необходимы в социуме, в то время, как другие – нет.
В психологии классифицируют ложь по различным критериям:
- цели употребления (защитная ложь, альтруистическая ложь и пр.);
- контексту употребления (фальсификация, мистификация, плагиат, неприкрытая ложь, лесть, лжесвидетельство, клевета, блеф, пр.);
- объекту использования (патологическая ложь, детская ложь и пр.);
- количеству обманутых (масштабная ложь, единичная ложь);
- виду испытываемых чувств (агрессивная ложь, шутливая ложь и пр.).
Разумеется, это далеко не весь список возможных классификаций лжи.
Мы не станем в них углубляться, а отметим лишь тот факт, что классифицировать ложь можно по разным критериям и признакам. Однако, стоит отметить, что единой классификации лжи в психологии не существует. И вряд ли она появится в ближайшем будущем, учитывая тот факт, что не только увеличивается количество разнообразных форм и видов лжи, но и меняется их качество. Если говорить о жульническом виде обмана, который часто называют мошенничеством, то этот вид обмана с каждым днём захватывает всё большие территории различных сфер чело-веческой жизни. А в уже захваченных сферах он с каждым днём усложняется, поскольку количество простаков, изначально попавшихся на удочку махинаторов, уменьшается: ведь люди начинают распознавать обман. Взять хотя бы телефонное мошенничество. Если вчера было много простаков перечисляющих определенную сумму денег на телефон мошенника, из-за полученной тревожной СМС («переведи мне на телефон деньги, потому что я попал в аварию»), то сегодня уже на эту удочку вряд ли кто-то попадётся. Однако, телефон-ное мошенничество приобрело другие формы обмана.
Например: выведывание номеров и паролей у держателей карт банков.
Правда, есть и такие виды обмана, как «неизбежный обман», которые являются не то чтобы преднамеренными, а скорее неизбежными в силу неразвитости мышления индивида. Человек может говорить правду, но, увы, слушающий не в состоянии её понять. Он трактует по-своему сказан-ное, в результате чего сам себя обманывает. Как, например, в случае детей, которые могут задавать взрослым слишком сложные для их возраста вопросы.
Например: ребёнок может спросить о том, как возникла жизнь на Земле. Стоит ли говорить о том, что и по сей день на этот вопрос не могут найти ответа даже самые лучшие умы человечества. Конечно же, взрос-лый, которому ребёнок может задать подобный вопрос, будет не в состоянии на него ответить. Конечно, если он сам понимает всю сложность этого вопроса, а не грезит идеей, что ему якобы известна истина.
Между тем, у взрослого человека не такой уж и большой выбор. Он может либо слиш-ком упростить ответ, так что ребёнок вряд ли его правильно поймёт. Либо просто обмануть его, например, рассказав сказку или легенду. Либо отказаться на него отвечать, сославшись на сложность. При 1-ых 2-х вариантах, ребёнок будет обманут, потому что будет думать, что он знает ответ, хотя на самом деле его не знает. А в пос-леднем случае ребенок, скорее всего, будет не очень доволен, потому что намного приятнее жить с мыслью, когда ты знаешь ответ, чем жить в неведении. Поэтому многие взрослые, как правило, выбирают первые 2 варианта. Правда, не только из-за того, что не хотят расстраивать своих чад, но и потому, что уверены в том, что им всё известно. Существует даже такое явление как эффект Даннинга-Крюгера, гласящее то, что люди относительно низкого интеллекта делают ошибочные выводы, но не способны осознавать свои ошибки в силу неполноты знаний, умений и навыков. Знаменитое изречение Сократа – я знаю, что ничего не знаю, подходит здесь лучше всего. Чем больше человек узнаёт о мире, и о себе в первую очередь, тем больше он понимает, насколько безграничным является, как окружающий, так и его внутренний мир. Но всё же стремление знать истину, во что бы то ни стало, зачастую берёт своё. Очевидно поэтому многие ученые, приняв за истину свои убеждения, ни под каким предлогом не хотят отказываться от них. По этому поводу Макс Планк выразился так: «Новая научная истина торжествует не потому, что её противники признают свою неправоту, просто её оппоненты со временем вымирают, а подрастающее поколение знакомо с нею с самого начала». Вот почему так важно периодически подвергать сомнению свои убеждения, хотя порой бывает очень сложно это сделать. Но следует ли учёных, действительно стремящихся к истине, выдвинув-ших определённые теории, которые впоследствии оказались ложными, называть обман-щиками? Имеет ли место этот вопрос? Ведь с одной стороны, они делали ошибочные выводы непреднамеренно, с другой они вводили в заблуждение окружающих пусть даже не специально. Так по мысли Р. Клаузиуса, Вселенная должна рано или поздно прийти в состояние термодинамического равновесия, или «тепловой смерти». А как Вам идея плоской Земли? Эти ошибочные теории, которые впоследствии были опровергнуты наукой, являются лишь каплей в океане тех ложных представлений о действительнос-ти, в которые долгое время верили величайшие умы человечества. Но самое странное, что многие люди до сих пор продолжают в них верить. Ведь до сих пор есть сторо-нники идеи плоской Земли. Более того, есть определённый процент людей, которые не желают отказываться от своих убеждений даже после того, как им было доказано, что они ошибочны.
Например: люди, верящие в то, что они общались с духами умерших на сеансах спиритуализма, продолжали верить в это даже после того, как разоблачали обман. Причём обманутым клиентам предъявляли веществен-ные доказательства обмана, такие как манекены, специальные механические столы и доски, звукозаписывающие устрой-ства и т.п., а сами организаторы спиритических сеансов не только признавались в обмане, но и демонстрировали, как всё это работало.
Почему же так происходит? Почему, казалось бы, такие явные доказательства обмана, которые должны были бы в пух и прах разрушить подобные иллюзии у каждого здраво-мыслящего человека, на самом деле разрушали их далеко не у всех? Неужели эти люди настолько глупы, что не замечают очевидного? Где же здравый смысл? Где же логика?
На самом деле на эти вопросы нет однозначного ответа. Всё намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Человек не обязательно должен быть глупым для того, чтобы верить в ложь. Дело куда серьёзнее. Особенно когда это касается наших человеческих чувств, которые далеко не всегда объяснимы с позиции логики и здравого смысла. Разве логично любить старого и больного человека, когда вокруг много молодых и здоровых людей? Или логично взрослому человеку бояться ездить на лифте, когда на нём ездят даже маленькие дети? Логично разве плакать и страдать по умершему близкому, когда ты заранее знаешь, что его уже никогда не вернуть? Можно ещё долго перечислять, на первый взгляд, нелепые и нелогичные поступки, связанные с нашими чувствами, которые мы совершаем в своей жизни просто потому, что мы люди. Конечно, это не значит, что нужно забыть про логику и здравый смысл и, полностью отдаться своим чувствам. Также как не значит, что нужно всегда строго следовать логике и здравому смыслу, забыв о своих чувствах. Это значит, что нужно постоянно искать некий баланс между своими чувствами и логикой. Как поёт И. Тальков: «Верить надо в разум, ну а жить душой!» Это, пожалуй, и есть осознанная жизнь.
Отец Мэтью в это время, увидев фильм, сказал:
- Гретта, зачем ты сказала, что у Мэтью есть сестра Пегги, теперь дети нас возненавидят:
Женщина понимала, какую ошибку сделала, этим она просто подставила своих детей. Но, когда приехали сами дети, вот тогда от истины было не уйти. Как и предпола-гали родители, дети их возненавидели.
Когда злость не может вырваться наружу и проявиться в виде открытой агрессии, она переходит в ненависть и заставляет людей переживать различные негативные чувства преимущественно внутри себя. Ненавидеть можно многих и за многое и точно также многие люди могут ненавидеть каждого из нас, по тем или иным причинам. Мы часто преграждаем друг другу дорогу, когда движемся к своим целям и создаем, таким образом, предпосылки для ненависти. И потом, некоторые люди могут ненавидеть кого-то только лишь из-за зависти, а не потому, что им сделали что-то плохое. Так что причин всегда хватает, и никогда не знаешь, кто может возненавидеть тебя, и кого можешь возненавидеть ты в тот или иной момент своей жизни. Но, несмотря на широкое распространение этого, довольно сильного чувства, и множество причин для его возникновения, его нельзя игнорировать.
Ненависть – это латентная агрессия, то есть скрытая в значительной мере, которая возникает из-за злости человека к тому, кому он хотел бы причинить вред, но не может, в основном из-за страха. Поэтому, он испытывает враждебность и отвращение к объекту своей ненависти, но не вступает с ним в открытый конфликт. Можно еще сказать, что это такое негативное чувство, которое является вынужденной альтерна-тивой открытой вражде и агрессии. Ненавидеть, значит желать кому-то зла, в той или иной форме, но не иметь возможности его совершить. Вот не нравится вам человек, неважно по какой причине, а вы ничего не можете ему сделать, но хотите. И поскольку не в ваших силах проявить к нему агрессию, она, эта агрессия остается внутри вас, и вы начинаете враждовать с этим человеком больше в своем воображе-нии, чем в реальной жизни. Разумеется, эта вражда сопровождается стрессом, лишает человека сил, вынуждает его слишком много думать о том, кого он ненавидит, вместо того чтобы тратить больше времени и сил на более полезные для него самого дела. Поэтому ненависть в этом смысле чувство обременяющее, которое без особой необхо-димости испытывать нежелательно.
В тех случаях, когда агрессия людей не может проявиться, когда их злость остается внутри них, она переходит в ненависть. Это поверхностная причина, общая для разных ситуаций. Более глубокими являются другие причины, связанные с нашей способностью взаимодействовать с окружающими людьми. Эта способность у всех развита по-разному, одни из нас прекрасно умеют наживать себе врагов, а другие друзей. Слишком конфликтные люди будут чаще создавать условия, как для собствен-ной ненависти к кому-то, так и для чьей-то ненависти к себе. А люди дипломатич-ные, не говорю миролюбивые, а именно дипломатичные, соответственно, таких условий не создадут, ну или создадут в гораздо меньших количествах, в особых, так сказать, случаях. Для ненависти нужен какой-то конфликт, либо внешний, когда люди сталкиваются лбами в каких-то делах, либо внутренний, когда человек не может смириться с действиями, положением, достижениями, взглядами и убеждениями других людей. Ког-да не умеют люди уживаться между собой, они будут враждовать и нена-видеть друг друга. Или вот та же зависть – это именно внутренний конфликт, вызывающий ненависть к тому, кому завидуют, потому что завидующий человек не способен принять чей-то успех, так как видит в нем определенный ущерб для себя. Ненависть появляется там, где идет какое-то противостояние между людьми, какая-то борьба. А она во многом прису-тствует, потому что мы от природы нацелены на борьбу и конкуренцию. Мир вообще устроен таким образом, что одни люди в нем живут за счет других и один только этот жизненный закон порождает массу ситуаций, когда кто-то чувствует себя обделенным, оскорбленным, обиженным, использованным и так далее, и видит причину этих своих проблем именно в других людях. И это нередко обоснованное мнение. Всегда есть победители и проигравшие в этой жизни. Разумеется, проигравшие или чувствующие себя таковыми, часто не могут смириться с тем, что кто-то их превзошел, переиграл, победил, подавил, использовал. Их это злит. А дальше уже известная нам закономерность, согласно которой, не имея возможности повлиять на других людей, что-то с ними сделать в отместку, потому что они сильнее, человек начинает их ненавидеть, испытывая к ним скрытые враждеб-ные чувства. Из вышесказанного можно сделать вывод, что ограниченность человека в способах достижения своих целей и его неспособность договариваться или, если это требуется, более грамотно бороться с другими людьми приводит его к чувству ненависти, как к единстве-нно доступному ему чувству, альтернативному его открытому гневу и агрессии.
Теперь, ребятам придется выживать. Мэтью забрал сестру к себе. Гретта винила себя, она не находила себе место, и тогда, женщина сделала выбор. Написав письмо, женщина отправила его по почте. Это письмо было ее предсмертное прощение. После чего, женщина наложила на себя руки.
Прощение в психологии - результат активной деятельности психики, направленный на отказ от чувства обиды, подавление навязчивых мыслей, избавление от желания ответить, отомстить. Сопряжено с осознанием вины обидчика и сменой поведения на конструктивное, дружелюбное по отношение к нему с одновременной защитой своих границ. Прощение требуется в ситуациях, когда один намеренно, преследуя свои собственные интересы или компенсируя комплексы, причинил моральные или физические страдания другому, нарушил границы, прибегнул к насилию. То есть ключевым отличи-ем будет именно наличие мотива и понимание того, что действия нанесут психо-эмоциональную травму человеку. Вопрос прощать или не прощать на самом деле не стоит, потому что с точки зрения психологии такой дилеммы не существует. Психика либо освобождается от атаки, либо уходит в позицию жертвы, то есть принимает внешнее насилие как неизбежное. Простить, значит освободить психику от задачи защищаться. Никакой другой цели у этого процесса нет. Сделать это можно 2-мя способами:
Первый - выход из эмоционального насилия, отказ от руминации (навязчивое обдумы-вание свершившегося события), установка и защита личных границ и направление разрушительных эмоций в конструктивное русло;
Второй - блокировка эмоций, игнорирование собственных чувств, смещение личных границ на удобную для партнера дистанцию, отказ от сопротивления, принятие контекста за объективную реальность. То есть встать в позицию жертвы.
Чтобы простить по-настоящему, как этого требует наша психика, необходимо обладать важными ресурсами. Иметь поддержку, находиться в зоне эмоционального комфорта, хорошо чувствовать свои личные границы и быть готовым открыто об этом говорить. Когда человек подавлен, его состояние не позволяет смело смотреть в будущее. Присутствует страх.
Как простить человека и освободиться от обид?
Первое, что нужно сделать, попасть в зону эмоциональной безопасности. Как прави-ло, после события, вызвавшего конфликт, вокруг собираются люди, которые что-то советуют, рекомендуют, учат. Это уведет вас от собственных чувств и эмоций, то есть не позволит психике адекватно обработать поступающие сигналы.
К сожалению, ребята, прочитав письмо, так и не смогли простить своих родителей. В психологии, это называется «сомнение».
Сомнение - это состояние, при котором человек неспособен быстро принять решение. И в этом случае опять же речь идет о состоянии, которому характерно воздержание от определенного суждения.
Сомнение - это также весьма обыденное слово. Производные от него мы весьма часто употребляем в повседневной жизни. Тем не менее, за ним кроется огромный смысл, постичь которого пытаются философы и писатели на протяжении более 2-х тысячеле-тий.
О слове «сомнение» говорил Владимир Даль.
Сомнение - это, согласно самому авторитетному толковому словарю русского языка, шаткое недоумение, нерешимость, колебания мыслей, раздумие. Синонимов к этому слову можно подобрать множество. Всё зависит от контекста. В большинстве случаев это слово можно заменить на «нерешительность». Иногда, синонимами служат «подоз-рение», «недоверие», «опасения».
Сомнение - это существительное, которое также используется с такими глаголами, как «испытывать», «посеять», «внушить», «разрешить». Но прилагательное, образова-нное от него, имеет уже отрицательный оттенок. Синонимы к этому слово мы назва-ли. Значение его понятно, в общем-то, даже ребёнку. Однако, стоит сказать, что природа сомнения довольно сложна. В этом состоянии не зря пребывает едва ли не каждый литературный герой. Способности же сомневаться лишены, как правило, отри-цательные персонажи. Сомнения периодически посещают каждого человека. От них никуда не деться. Трудность в совершении выбора сопровождает нас повсюду. Причина ее заключается в страхе совершить ошибку. Оказываясь перед выбором, человек ищет подсказки в интернете, в книгах, советуется с родственниками. И дело вовсе не в том, что, совершив ошибку, он потеряет время, деньги, нервы. Сделать неправильный выбор - это продемонстрировать свою некомпетентность, незнание, отсутствие опыта. А чувствовать себя аутсайдером никому не нравится. Выходит, что, решая свою проб-лему, человек, прежде всего, заботится о собствен-ной репутации. При этом опира-ется на мнение других людей. Ищет правильный выход из сложившейся ситуации, забывая, что такое понятие, как «правильность» имеет субъективный характер. Как поступать в моменты, когда сомнения сковывают волю и способность формировать собственное, независимое мнение?
Человек, способный полностью игнорировать общественное мнение, скорее всего, страдает одним из психических расстройств. Мы живем среди людей, и не считаться с их суждениями не можем. Ведь человек – существо социальное. В литературе есть 2 знаменитые персонажа, которые по отношению друг к другу являются антагонистами. 1-ый - Гамлет. 2-ой - Дон Кихот. 1-ый днями напролёт сомневался, а потому и рассуждал на тему «быть или не быть». 2-ой недолго думая вступал в схватку с ветряными мельницами. Не непросто жилось и 1-му, и 2-му. Правда, сомнения Гамлета вызваны были не общественным мнением, а его внутренним диссонансом. Дон Кихота бы в наше время непременно поставили на учет в псих-диспансер.
Есть принципы человечности и гуманности, которые не допускают компромиссов. Относительно всего прочего «думать надвое» вполне позволительно.
Отец, не выдержал одиночество, и как его жена, отправился вслед за ней.О том, что ушел из жизни еще и отец, ребята узнали от 2-юродной сестры Ноэль. В основном, с ней общалась только Пегги, в социальных сетях. Ребята жили обычной жизнью, Пегги, наконец, устроилась на работу, продавцом, в магазине, но, хоть сводила конец с концом. А вот Мэтью так и не восстановил свою репутацию, пытаясь это все объяс-нить, да и еще помогал сестре. Правда, брата настигла печальная участь, Мэтью начал пить.
Пегги пыталась его вразумить, но, бесполезно. Девушка даже писала различным режиссерам, но, они ей отказывали. Доходило даже до того, что от алкоголя, Мэтью не раз терял сознание, из которых была и остановка сердца. Пегги понимала, что закончится все это смертью, и она была права. На этот раз, сердце Мэтью не выдержало. Пегги осталась одна.

                Конец….