Размышления об Омских троллейбусах в 2021 году

Виталий Демешко
Публицистическое эссе

Знак информационной продукции: 6 +

На фото: троллейбус №4, единственный из моих самых любимых, сохранившийся до настоящего времени.

Источник фото - сайт городского электротранспорта Трансфото https://transphoto.org Автор: Maksimus

1.

Электротранспорт города Омска интересует меня не только в историческом контексте. Как социально-ответственный гражданин, пассажир и человек, неравнодушный к общественной жизни, я ежедневно наблюдаю за его подвижным составом, новостями и текущими событиями.
Для будущего Омского транспортного краеведа 2020 и 2021 годы станут важнейшей вехой в развитии троллейбусного движения. Ведь за это время было списано порядка 55 единиц подвижного состава (марок «ЗиУ-682-Г», «ЛиАЗ-5280», «МТрЗ-5279» «АКСМ-101»), а на их место поступило 60 новейших машин марки «Адмирал». Такое масштабное обновление стало возможным благодаря национальному проекту «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Поступившие троллейбусы совершенно новые, комфортные, тёплые, низкопольные, оснащены многими сидениями (включая и откидные), пригодны для перевозки маломобильных пассажиров. Внешнее освещение имеет даже элементы дизайна, сходные с иллюминацией.
Всё это прекрасно и замечательно, но… мой живой интерес к Омским троллейбусам после этих приобретений существенно упал. Во-первых из-за резко сократившегося разнообразия. До этого на улицах города можно было видеть машины 1990-х годов (причём «классические», первозданные, а не модернизированные); и более новые, поступавшие в 2000-х годах; и новейшие (Тролза-5275.03 «Оптима»), работавшие только на 4-м маршруте. За всеми ними было очень интересно наблюдать. Я хорошо разбирался в их нумерации, отмечал для себя, какая машина на каком маршруте работает. Прокатиться на некоторых из них было в какой-то степени приключением.
Теперь же всё одинаково. Новые машины «безликие», не имеющие за собой никакой истории и отличаются друг от друга инвентарными номерами, да ещё и такими, каких на моей памяти в Омске вообще не было. Их «трудовая жизнь» только начинается и никак не связана с моими личными воспоминаниями. И к остановкам общественного транспорта я иду теперь без интереса, так как заведомо знаю, что сегодня придёт точь-в-точь такой же троллейбус, как и вчера.
Конечно, полностью троллейбусное разнообразие в Омске не исчезло. Из моих любимых троллейбусов на линии остался только модернизированный №4. И я искренне радуюсь, когда случается на нём проехать.
Наиболее востребованные маршруты городская администрация сделала магистральными, добавив новые графики и обязав работать с 6 утра до 23 часов вечера. И это поспособствовало присутствию на этих маршрутах  и более старых моделей, в том числе и моего «любимца», и некоторых его собратьев: машины №№3, 5, 8, 244 и других. Вот они-то мне по-настоящему интересны.   
 
2.

А ещё конец 2021 года ознаменовался сенсационной новостью для всех любителей общественного транспорта города Омска. Появились серьёзные заявления о намерении существенно расширить троллейбусную сеть и пустить на новые магистрали два несуществующих ныне маршрута: №5 и №10. А также существенно изменить один существующий - №7, направив в микрорайон «Зелёная Река».
«Изюминка» этой идеи, прежде всего в том, что маршруты эти пройдут по расширенным и обустроенным улицам Левобережья к созданным специально для них новым конечным: у магазина «МЕГА» и в микрорайоне им. П. Драверта.
Когда-то, ещё в 1990-е и 2000-е годы, маршрут №10 был моим самым любимым. Сначала он проходил от Левобережья (там, где раньше была диспетчерская) до Кислородного завода, расположенного у переезда на улице 3-я Транспортная. В тот период, хоть он и был для меня интересен, но я на нём не ездил ни разу. Но зато, когда его перебросили в посёлок Чкаловский, я внимательно следил за работавшими на нём машинами (особенно за самой любимой с №331), и изредка бывал даже его пассажиром. Но потом маршрут этот окончательно закрыли, и вот, совсем недавно, пообещали открыть вновь. Правда, от своего предшественника он унаследует только номер, поскольку, согласно анонса, курсировать он будет от завода им. Попова до СТЦ «МЕГА» по улицам 10 лет Октября, Красному Пути, Крупской и Бульвару Архитекторов.
Что ж, всё равно для меня это хорошая новость. Мне уже не терпится увидеть троллейбус со столь прекрасной комбинацией цифр на табло и апробировать в качестве пассажира столь непривычный, «экзотический» маршрут.
 
3.

Что касается «пятёрки», то над ней всегда тяготело «проклятье» подвозящего, а оттого и убыточного маршрута, заведомо находящегося в «зоне риска» при любом витке транспортной оптимизации. Это было и когда она ходила по улицам Магистральная и Химиков (мало кто из омичей вообще знает, что там тоже ходил троллейбус); и когда курсировала между посёлком Юбилейный и площадью Ленина в виде единственной старенькой машины под номером 33; и когда году в 2000-м её отрядили на линию Московска-2 – улица им. Лизы Чайкиной для работы в часы пик. В память горожан она прочно вошла как маршрут в посёлок Юбилейный, хотя в этом посёлке в разное время успели побывать и другие маршруты: №16 (во второй половине 19990-х); №6 (в начале «нулевых») и №8 (недавно, в конце 2010-х). Сейчас эта линия пуста, находится в резерве.
В сентябре 2021 г. я, совершая разнообразные поездки по Омску с целью обозреть интересные для себя места, побывал на троллейбусной конечной в посёлке Юбилейный, расположенной напротив завода железобетонных изделий. Моему взору открылась просторная заасфальтированная площадка, практически пустая. На одной её стороне виднелась разметка для учебных манёвров автошколы, а с другой – кучно ютились несколько «отдыхающих» маршруток. Отмечу, что такого протяжённого и просторного кольца, нет больше ни в Нефтяниках, ни в Чкаловском, ни на заводе имени Попова, ни даже на железнодорожном вокзале. И если раньше я ещё сомневался в целесообразности возвращения сюда троллейбуса, то теперь глубоко убеждён: он здесь обязательно нужен! И планы по его возрождению в направлении Левобережья меня искренне порадовали. Надеюсь, и людям будет удобно.

4.

И ещё одна чудесная новость пролетела по региональным СМИ, новость о скором возрождении Левобережного депо. Сейчас роль второго депо отчасти выполняет огороженная площадка конечной остановки в посёлке Солнечный. Но с учётом роста троллейбусного парка (а планируют добавить к уже имеющимся ещё 49 машин), места маловато. Как в Первомайском депо, так и в Солнечном. Да и ремонтная база тоже весьма ограничена.
Тут всплывает резонный вопрос: какой смысл было закрывать второе депо, если теперь придётся вновь его реанимировать, да ещё и с большими издержками?
Вопрос, конечно, риторический. Те, кто публично настаивал на его закрытии, сейчас уже ратуют за его скорейшее возвращение. Но для меня такой дилеммы никогда не было. В миллионном, битком набитом автомобилями городе, троллейбусов должно быть много. И одним депо тут никак не обойтись.

5.

Троллейбусный XXI век наконец-то пришёл в Омск окончательно. И не только с новыми машинами, но и пониманием того, что современный город, с его широкими проспектами, периодически «утопающими» в «пробках», с хронически грязным воздухом и не прекращающимся ни на мгновение техногенным шумом, без развитого электротранспорта не проживёт.
Я искренне надеюсь в победу здравого смысла. Особенно в то, что развитие всех видов электротранспорта не будет опаздывать от пассажиропотоков и от строительства новых микрорайонов. А напротив, пойдёт с опережением. И что когда-нибудь Омск станет примером для других городов как пространство, комфортное для жизни.
И роль троллейбуса в этом, конечно же, достаточно велика.

Январь - февраль 2022 года