Дядя Лёша

Юрий Матусов
   

        Старого друга моего отца Алексея Петровича Гвоздарёва я звал дядя Лёша. Он был милиционером. У него была прекрасная домашняя библиотека приключенческой литературы. И дядя Лёша при первом же моём с ним знакомстве подарил мне книгу Владимира Брагина «В стране дремучих трав». Это был увлекательный роман-сказка, где человек, уменьшившись до размеров муравья, попадает в удивительный мир насекомых. Гвоздарёв мне много рассказывал, познакомил меня с журналом «Мир приключений» и составил список книг, которые я должен прочитать, чтобы не быть, как теперь говорится, лохом.
        Именно дядя Лёша подталкивал меня – школьника к сочинительству, и я отводил душу первыми стихами и очерками в классной стенной газете «Смена».
        Стоит немного рассказать о необычайной истории из жизни дяди Лёши.
        Вот что можно найти в Интернете под рубрикой «Работа ленинградской милиции в годы блокады. Часть 1»: «…Повоевал в партизанском отряде, сформированном из сотрудников милиции и уголовного розыска, и Алексей Петрович Гвоздарёв. Бывший матрос крейсера „Яков Свердлов“, он стал оперативником в 1935 году, обучаясь ремеслу в 5-й бригаде. Работал он в центральных районах Ленинграда – Смольнинском и Дзержинском, 37 раз принимал участие в задержании вооруженных преступников».
        Перед самой войной Гвоздарёва перевели в научно-технический отдел. Его экспертизы были настолько точными, что порой удивляли даже старых,опытных работников.
        Во время в партизанском отряде, куда перебросили Гвоздарёва, он освоил профессию разведчика-подрывника и стал обучать подрывному делу молодежь. Обучал так, как учили оперативному мастерству его самого: восемь раз водил группу и на практике показывал, как надо взрывать воинские эшелоны врага, мосты, водокачки и другие стратегические объекты. Но девятый поход оказался неудачным: Гвоздарёва контузило, и он очнулся уже в плену. Сначала попал в концлагерь под Каунасом, потом в лагерь смерти Якобштале. Оттуда его отправили в Бельгию, на угольные шахты. Вместе с группой бельгийцев он совершил побег и оказался в Арденнах – центре бельгийских патриотов, боровшихся с немецкими оккупантами. Здесь он встретил других советских военнопленных. Боевая русская группа, руководимая Гвоздарёвым, стала совершать налёты на гарнизоны фашистов, взрывать склады с боеприпасами и горючим.
        У фашистов Гвоздарёв получил кличку Неуловимый Алекс. Они обещали за его голову или поимку огромную по тем временам сумму – 100 тысяч франков. За участие в боях с фашистами А. П. Гвоздарёв был награждён знаком «Участник Сопротивления». Этот знак вместе с грамотой хранится сейчас в Музее ленинградской милиции.
        Гвоздарёв вернулся в ленинградский уголовный розыск и до последних лет жизни работал старшим экспертом-криминалистом научно-технического отдела.
        А вот что я знаю из уст самого дяди Лёши.
        После контузии Гвоздарёв оказался в плену. Немцы отправили его в концентрационный лагерь под Каунасом. Оттуда он сбежал. Его поймали, избили, конечно, и отправили в лагерь смерти. Его не казнили только потому, что пришёл из Берлина приказ срочно отправить дополнительную рабочую силу на одну из угольных шахт в Бельгии. Там Гвоздарёв организовал групповой побег. В Арденнских лесах им был организован партизанский отряд, который много «насолил» фашистам. Кроме русских в этом отряде были и бельгийцы, которые называли себя фламандцами.
        После окончания войны дядя Лёша с нашими войсками вернулся в Ленинград. Здесь его сразу же лишили офицерского звания (старшего лейтенанта милиции) и всех наград за то, что он оказался в плену. Хотели отправить в лагерь, но за него вступились какие-то высокие милицейские начальники, которые хорошо знали его по довоенной деятельности. Эти же люди устроили его на работу в Музей криминалистики, который размещался на втором этаже в здании Главного штаба на Дворцовой площади.
        Однажды Алексей Петрович пригласил меня в этот музей. До этого я от кого-то слышал про Музей криминалистики и знал, что туда простых посетителей не пускают. Мне был выписан (впервые в жизни) специальный пропуск. И я пришёл в музей через ту самую знаменитую широкую парадную, где когда-то (30 августа 1918 года) был застрелен председатель Петроградской ЧК (Чрезвычайной Комиссии) Моисей Урицкий. Дядя Лёша выглядел очень скромно, в милицейской форме, но без погон. Музей был очень интересным.
        А дальше случилось почти что чудо. Бельгийцы – члены гвоздарёвского партизанского отряда – решили приехать в Советский Союз, чтобы встретиться со своим бывшим командиром, и прислали письмо, где изложили мотивы своего визита. С этим письмом Гвоздарёва ознакомили в Большом доме на Литейном. Сначала допытывались, не был ли он сам инициатором приезда бельгийцев, а потом вернули старые награды, дали форму капитана милиции и категорически запретили рассказывать о его злоключениях. Потом, поинтересовавшись его весьма скромными жилищными условиями, предложили не приглашать гостей домой, а сводить их в хороший ресторан, услуги которого будут полностью оплачены не из его кармана, конечно. Вот так-то!
        В 1968 году вышла книга (Лениздат, 416 страниц, тираж 50 000 экзем-
пляров) «Люди, победившие смерть» с воспоминаниями бывших узников фашистских лагерей. Воспоминания дяди Лёши там опубликованы рассказом «Русский отряд в Арденнах» (стр. 300 – 301, с портретом Гвоздарёва).