Заход

Денис Раков
Ну вот мы снизились, впереди нам предстоит выполнить один из самых сложных элементов полёта-заход. Заход-это траектория движения, согласно которой самолёт выходит на посадочный курс и высоту. В авиации существуют такие понятия, как 1,2,3 и 4 развороты. Что это такое ? Полеты в районе аэродрома производятся по определенной, именно для этого аэродрома принятой, утвержденной и внесенной в специальный сборник схеме.
             Чаще всего схема представляет собой прямоугольный маршрут с четырьмя разворотами. После взлета выполняется первый разворот под 90 градусов влево или вправо; в зависимости от этого круг полетов будет левым или правым. Затем второй разворот – на курс, обратный посадочному. Ширина круга, или, правильнее, прямоугольного маршрута, указана на схеме; обычно 8 километров, но бывает и шире.
             По пути от 2-го к 3-му развороту самолет проходит точку траверза дальней приводной радиостанции. Траверз – это когда радиокомпас покажет под 90: радиостанция точно сбоку. Приводные радиостанции, дальняя и ближняя, установлены в створе взлетно-посадочной полосы, перед нею: дальний привод – обычно за 4000 метров, а ближний – за 1000 до торца полосы.
             Пройдя от траверза определенное расстояние, самолет выполняет 3-й разворот, снижается и выполняет четвертый разворот таким образом, чтобы выйти из него строго в створе приводных радиостанций и посадочной полосы, по ее оси. Выдерживая по приборам створ, на определенном расстоянии до торца пилот переводит машину на снижение с небольшой  вертикальной скоростью, проходит дальний привод на высоте, указанной в схеме, затем – ближний, тоже на определенной высоте; устанавливает визуальный контакт с землей и, продолжая снижаться строго по оси ВПП-взлётно-посадочная полоса, приземляется в ее начале, стараясь коснуться бетона в месте, обозначенном посадочными знаками. Соприкосновение с землей относительно знаков определяет так называемый расчет на посадку. Расчет удается не всегда: бывают перелеты, реже – недолеты.
             Если по каким-либо причинам посадка не удается, самолет уходит на второй круг: выполняет полет по той же схеме, либо уходит на запасной аэродром.
Выполняя заход, существует множество причин, которые могут мешать успешной посадке: Неблагоприятные погодные условия, ошибка в расчётах. Плюс ко всему в виртуальной авиации добавляются технические трудности. Часто бывает так: Долетел до места назначения, снизился, возможно даже совершил заход, но приземлиться не успел. Вылетел симулятор, свет вырубили, кто-то из членов семьи задел удлинитель, к которому подходит провод питания персонального компьютера, да и ещё полно всякой хрени, из-за которой всё идёт не по плану. Опытный симер, так называют опытных виртуальных пилотов с большим налётом, знает, что выполнение регулярного рейса-это очень серьёзный процесс, исходя из этого, все опытные симеры стараются создать себе все условия для благоприятной и удобной работы. К примеру я, когда совершаю рейсы, всегда закрываю комнату изнутри и кроме экипажа в комнате-кабине, нет никого.
          Продолжаем выполнение захода. Для того, чтобы выйти на посадочный курс, нужно выполнить крайний 4-ый разворот. Представьте себе прямоугольник. Нарисуйте его, чтобы он был у вас перед глазами и в начало прямоугольника поставьте жирную точку, в левый нижний угол. Когда точка двигаясь по траектории прямоугольника окажется в правом нижнем углу-это будет считаться, что самолёт начинает выполнение  первого разворота, когда точка окажется в правом верхнем углу-2-ой разворот, когда точка окажется в левом верхнем углу-3-ий разворот, ну и наконец, когда точка окажется в левом нижнем углу прямоугольника-это финальный 4-ый разворот. Поэкспериментируйте с прямоугольником и точкой, которые находятся у вас на рисунке. Проделав такой нехитрый метод, вы поймёте, что все развороты выполняются под углом в 90 градусов, а крайний 4-ый разворот, это и есть тот разворот, который выводит нас на посадочный курс ВПП. Если вы поставите  ту самую жирную точку на прямоугольнике в нижний левый угол и нарисуете вдоль нижнего ребра полосу, то представите, как самолёт выходит на этот самый, посадочный курс.
         Начало 4-го разворота определяется по углу отклонения стрелки радиокомпаса, настроенного на дальний привод, и по боковому удалению от створа ВПП, данные о котором есть в НВУ-навигационно-вычислительное устройство. Диспетчер круга отпускает экипаж на связь с диспетчером посадки, и тот дает экипажу боковое: обычно разворот под 90 градусов начинают на боковом 2,7 км, но, конечно, с учетом боковой составляющей ветра, чуть раньше или позже. Ко второй половине разворота самолет входит в зону действия курсового маяка, и дальнейшая коррекция производится по директорным стрелкам.
         У схемы захода на посадку есть не только план, с его четырьмя разворотами, но и профиль. Горизонтальная траектория полета после 4-го разворота длится недолго: на определенном удалении от торца полосы, обычно 9-12 километров, она наклоняется к земле и подходит к торцу под углом к земной поверхности, примерно 3 градуса. Теперь траектория снижения, предпосадочная прямая, получает красивое иноземное название «глиссада».
        Снижаясь, самолет идет по этой линии, норовя отклониться вправо-влево, вверх-вниз, а пилот, соответственно, старается вернуть машину в глиссаду: сначала движения с большой амплитудой, потом, по мере приближения к торцу, «конус» возможных отклонений сужается, а перед торцом отклонения должны быть минимальны.
        Пилот, который умеет выдерживать параметры движения по глиссаде с минимальными отклонениями, обычно не испытывает сложностей с приземлением. Тот же, кто не выдерживает  режим, разбалтывает машину и не может собрать стрелки «в кучу» к торцу, обречен на неудачу.
        Весь смысл захода на посадку: вписаться в схему, выполнить 4-й разворот, войти в глиссаду, стабилизировать параметры и идти без отклонений до высоты принятия решения. На этой высоте (обычно 80-60 метров) оценить посадочное положение самолета и уже визуально подвести его к торцу ВПП.
        Все искусство экипажа, пилота, осуществляющего заход, сконцентрировано именно на глиссаде. Именно глиссада оценивает мастерство. Именно на глиссаде пилот проводит быстрый и точный анализ ситуации и производит тысячи мельчайших расчетов и действий, напряжение при которых возрастает по мере приближения к земле. Именно глиссадой проверяется твердость духа и твердость руки, именно здесь срабатывают заложенные в тренировках рефлексы, интуиция и чутье. И будь ты хоть семи пядей во лбу, как бы талантливо и увлекательно ты ни объяснял, как это надо делать, – глиссада тебя раскусит: мастер ты или троечник.