20. 3. Пушкин. Тайна дуэли в посылках Е. Вревской

Поль Читальский
 Тайна дуэли Пушкина (АСП) в посылках Е. Вревской (Вульф) и А. Вульф

Ключевыми в расшифровке тайн январской части дуэльной истории да и всей дуэльной истории и в целом являются те шифрованные послания, которые нам оставили два чрезвычайно осведомленных персон пушкинского ближайшего круга, которые обладали безусловно особым исключительным доверием АСП.

Это сестра Евпраксия (Зина, Зизи) и брат Алексей  Вульф - дети тригорской помещицы Осиповой–Вульф – соседки АСП по псковскому Михайловскому.
 
Часть I – Зизи Вульф -= Евпраксия Н. Вревская

1.
В начале распечатаем посылку Е. Вульф (Вревской по мужу - Пушкин называл не иначе, как «Зизи, кристалл Души моей…»). Кстати, Зизи, серьезно влюбленная в АСП, так и не дождалась его брачного ей предложения и вышла замуж только и сразу после женитьбы АСП на НН в 1831г.

В ст. «ПУШКИН И Е. Н. ВРЕВСКАЯ В ЯНВАРЕ 1837 ГОДА» Стелла Абрамович резонно отметила:
Все, что мы знаем о встречах Пушкина с Е. Н. Вревской в январе 1837 г., поражает своей недосказанностью. Нам хорошо известно, что накануне дуэли поэт несколько раз встречался с Евпраксией Николаевной (Euphrasie, Зизи — как ее называли в домашнем кругу) и что у них состоялся какой-то важный разговор. Но о содержании этого разговора и о роли всего эпизода в преддуэльных событиях до нас дошли очень смутные сведения. Упоминания о встречах и разговорах Пушкина с Зизи мы находим и в письмах родных Евпраксии Николаевны, и в откликах, идущих из круга друзей поэта. Известен также рассказ об этом самой Е. Н. Вревской, записанный в 1860-х гг. М. И. Семевским. И хотя в данном случае мы располагаем целым рядом свидетельств, картина, тем не менее, не становится яснее, так как в дошедших до нас сообщениях имеются противоречия, а в некоторых из них явственно ощущается намеренная недоговоренность.   Отметим два крайне значимых для темы «коды сведений о дуэли»  обстоятельства, подчеркнутых или выделенных Абрамович:  важность сведений и недосказанность (причем явно намеренная)! 
Возникает череда вопросов семерки “ЧТО»:
что за замысел был у  друзей – АСП и Зизи?
что было в замысле и (или) поручении идущего на смерть поэта и сколь верно Зизи его исполнила?
что такое суперважное мог сообщить Зизи АСП?
что она затем (чрез 30 (!) лет) сообщила публике и что она утаила?
что осталось тайной  и была ли она во всей версии «Вревская знала все»?
что было в этом «сговоре« АСП с Зизи такого, что обязало ее ничего не предпринимать для того, чтобы отвлечь от намерений
что мы можем знать или узнать

Обратимся к источникам сведений по этим вопросам. Источников три: пересказы толкователей; письма самой Вревской (не для публики! Архив семьи Вревских) и интервью Семевскому через 30 лет после драмы.

 По статье Абрамович:

1. Первым заговорил об этом кн. ПАВ (см. Щеголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина: Исследование и материалы. 3-е изд. М., 1928, с. 262.) в письме к вел. кн Мих. Павловичу (см. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников: в 2-х т. М.,1974,т.1, с. 162.).
Проанализировав текст ПАВ, Абрамович показала: сообщение Вяземского о роли интересующего нас преддуэльного эпизода является скорее его собственным домыслом, нежели достоверным свидетельством.

2. Более точные сведения о встречах поэта с Вревской содержатся в письмах П. А. Осиповой к А. И. Тургеневу. Письмо от 16 февраля — самое важное — стало известно только в 1962 г. из публикации Попова О. И. Неопубликованное письмо П. А. Осиповой к А. И. Тургеневу. — В кн.: Пушкин: Исследования и материалы. М.; Л., 1962, т. 4, с. 367. Осипова сообщила адресату: Она знала, что он будет стреляться! и не умела его от того отвлечь. Осипова писала А. И. Тургеневу: «Я почти рада, что вы не слыхали того, что говорил он перед роковым днем моей Евпраксии...». И далее идет это страшное сообщение: «Она знала, что он будет стреляться!..». В том же письме Осипова упоминала, что дочь рассказала ей подробности «о последних днях жизни незабвенного Пушкина» и что эти подробности раздирали ей сердце.

3.Еще более сдержанно передал свое впечатление от рассказов жены барон Б. А. Вревский в письме к Павлищевым. В его рассказе тоже только намек на то, что считается общеизвестным, — но больше никаких подробностей.

4. Но существуют письма самой Евпраксии Николаевны, относящиеся к январю 1837 г. Это письма Вревской Е.Н. к мужу барону Вревскому Б.А. и брату А. Н. Вульфу. Выписки из писем касательно нашей темы = что сообщил АСП своей  Зизи:

А) в письме к мужу от 19 января 1837 г.: «Вчера я была поражена появлением Пушкина, который пришел меня повидать, как только узнал о моем приезде, о чем ему стало известно только позавчера, так как м-ль Хилев<ская> прибыла одновременно со мной».19Чувствуется, что Зизи польщена и горда тем, что Пушкин сразу же нанес ей визит. В этом же письме она сообщает о том, что было главной темой разговоров в день первой встречи: «Он меня очень благодарил за твое намерение купить Мих<айловское>. Он мне признался, что он ничего другого не желал, как чтобы мы стали владельцами этого имения. Он хотел нам продать свою часть...2  Отметим безмятежный тон и в упоминаниях о Пушкине не слышится никакого тревожного подтекста.
Б) Самое поразительное впечатление производит письмо Евпраксии Николаевны к мужу от 25 января. В нем Зизи рассказывает о том, как она проводит время, и между прочим сообщает: «Сегодня утром я собираюсь пойти с Пушкиным в Эрмитаж...». Правда, при этом она добавляет, что уже три дня не виделась с ним.23 Письма Е. Н. Вревской от 19, 20, 25 января 1837 г. убеждают нас в том, что до 25-го Пушкин не посвящал Зизи в свои семейные дела и не делился с нею своими тревогами. И когда Евпраксия Николаевна утром 25 января поджидала поэта, чтобы идти с ним в Эрмитаж, она и предположить не могла, какое известие на нее обрушится.

В) Свое второе письмо к Алексею Вульфу Зизи написала 3 февраля 1837 г. В нем Ети дни недели могли бы быть самые счастливые моей жизни, если бы не ето несчастное происшествие...»

Версия Абрамович:
Пушкин увиделся с Зизи днем 25 января, по всей вероятности после того, как он отправил письмо к Геккерну,29 и в разговоре с ней прорвалось то, что он скрывал от своих близких. Пушкин сказал ей все. Знакомство с январскими письмами Е. Н. Вревской позволяет точнее прокомментировать и письма П. А. Осиповой к А. И. Тургеневу. Если прочесть письмо Прасковьи Александровны от 16 февраля не предвзято, то становится совершенно очевидным, что она сообщает в нем о признании, сделанном Пушкиным Зизи накануне дуэт, т. е. 25 или 26 января. При всех разночтениях суть рассказов Вревской сводится к одному и тому же: она заранее знала о предстоящей дуэли.

5. Рассказ, записанный Семевским, в главном совпадает с тем, что сообщила П. А. Осипова в письме к Тургеневу от 16 февраля 1837 г. Напомню текст этой записи: «Встретившись за несколько дней до дуэли с баронессой В<ревской> в театре, Пушкин сам сообщил ей о своем намерении искать смерти. Тщетно та продолжала его успокаивать, как делала то при каждой с ним встрече. Пушкин был непреклонен. Наконец, она напомнила ему о детях его. „Ничего, — раздражительно отвечал он, — император, которому известно все мое дело, обещал мне взять их под свое покровительство...“».31 (см. Русский вестник, 1869, т.84, №11, с.91). При всех разночтениях суть рассказов Вревской сводится к одному и тому же: она заранее знала о предстоящей дуэли, но 22 января 1837 г., когда Пушкин уславливался с Зизи о прогулке в Эрмитаж, он еще не предполагал, что три дня спустя совершит тот шаг, который сделает поединок неизбежным.

Итак, что у нас в сухом остатке о версии «Зизи знала ВСЁ». Из писем и интервью самой Зизи известно ОДНО: Пушкин сообщил, что будет стреляться. И это и есть ВСЁ. Пока всё.

Однако через 30 лет из интервью Зизи, опубликованном Семевским  в 1869, мы  неожиданно узнаем «некоторые важные подробности» доверительного разговора 25 – 26 января 1837:
1)  АСП сообщил Зизи о своем намерении ИСКАТЬ СМЕРТИ (хотя основной деловой причиной их встреч была попытка АСП добиться помощи Зизи уговорить её маман  купить Михайловское!). Тут как-бы ситуация переговоров о купчей такова: мое предложение, Зизи, в силе, но притормози = Я иду стреляться и намерен искать смерти. Это здоровая логика мужика  или  бред  60-летней недолюбленной  им Зизи …а?
2) АСП выдал Зизи сокровенное о 2-ом своем сговоре с императором-бастардом: император, которому известно все моё дело, обещал мне взять семью  под свое покровительство!

Это явное послание потомкам части кода к «тайнам» дуэльной истории: царь Ник1 (Бабкин Бастардуранский) все знал о намерении Пушкина и о наиболее вероятном исходе дуэли – санкционировал их – дал обещание дворянина и полновластного Империи взять детей поэт-человека-банкрота под свое покровительство и не дать погибнуть в бедности

прим. женка НН по брачному контракту (АСП+НН) в редакции тещи Карс  за долги мужа ответственности не несла!

Этой публикацией Зизи намеренно открыла часть завесы над дуэльной историей, что и было очевидно решающим замыслом АСП, его поручением Зизи (они некогда не даром мерились талиями!) и ее верным исполнением, когда это стало возможным = когда не стало государя-душителя Ника1!

 Теперь вернемся к началу заметки и  попытаемся ответить на семерку  наших «ЧТО»:

1) что за замысел был у  друзей – АСП и Зизи?
Ответ: оставить потомкам сведения о сговоре АСП с царем  в условиях определенного и возможно согласованного конца того,  что АСП (мастер краткости и точности языковых конструкций и выражения идей и смыслов) назвал  не случаем или ситуацией, а абсолютно и единственно точно = МОИМ (верно выделено автором!) ДЕЛОМ.
Уточним посыл: АСП утверждает – это не шутка, это необратимое дело, его решить можно только посиком смерти и царь наш в этом деле!

2)  что было в замысле и (или) поручении идущего на смерть поэта
 и сколь верно Зизи его исполнила?
Ответ: замысел АСП = дать нам ключи к разгадке того, что стало делом конца жизни и ее концом = точкой–пулей конца пути!
 
Зизи поняла замысел друга и любимого мужчины и исполняла его так, как просил и завещал ей ВСЁ доверивший и как исполнил дело по доверенности Иуда –
отправила поэта-человека по дороге к Черной речке – единственному выходу по тому, что было названо им «МОЕ ДЕЛО» и что имело один исход – защите чести у барьеров!
Зизи не могла побежать к жандармам или знакомцам типа Жук = она обязалась молчать и сообщить коды только тогда, когда из участников в живых останется только одна персона, но не царь…

3) что такое суперважное мог сообщить Зизи АСП?
Ответ: ВСЁ и только часть для разглашения

4) что она затем (чрез 30 (!) лет) сообщила публике и что она утаила?
Ответ: сообщило, что это было МОЕ ДЕЛО Пушкина, что оно было необратимо, что правда о нем повергла ее маман в ужас, что знать ее не дано никому – она в могиле с прахом АСП  и что сам царь Ник1 «в деле»

5) что осталось тайной  и была ли она во всей версии «Вревская знала все»?
Ответ: тайной осталась виновность женки НН, реальная схема адюльтера, сценарий водевиля для отвода глаз публики и замысел ритуала принесения АСП в жертву

6) что было в этом «сговоре« АСП с Зизи такого, что обязало ее ничего не предпринимать для того, чтобы отвлечь
Ответ: единственно возможное доверие – Любовь и Верность

7) что мы можем знать или узнать
Ответ: ничего и не для чего

ЧАСТЬ II. Послание Вульф А.Н.

Отзываясь о гибели друга и соратника по любовному быту империи Пушкина, Алексей Вульф сказал самое важное из чего-либо сказанного друзьями (кроме возможно Соболевского) по этому горькому поводу: Пушкин допустил одну роковую ошибку.  Эмма Герштейн расшифровала это послание нам: Алексей во всей дуэльной истории выделил один факт – ошибочный неоднозначный письменный отзыв своего вызова, написанный Пушкиным под диктовку гей-пары Луи+Жорж.

Этим отзывом они, исполняя заказ,  стали шантажировать его, клеветать на него, обвинять в трусости и использовании положения мужа-кокю и жены – наложницы царя для решения материальных проблем с долгами и отсутствием доходов. Ясное дело – все это Вульф мог узнать только от своей сестры, которой, как уверяют маститые пушкинистки, поэт доверил ВСЁ. Но не всё женщина способна утаить …

    Спасибо Вульфу – он намеренно сделал важное нам сообщение: наш великий поэт погиб не в водевильной драке от рук любовника жены и неудобно поставленных рогов - он погиб от рук заговорщиков, допустив в цугцванге роковую ошибку = оскорбил в гневе врага и вынужден был  дать ему право первого выстрела в дуэли без жребия со стопроцентным смертельным исходом и абсолютно неравными шансами.


***

merci beaucoup pour votre attention