Сказка сказок - Амур и Психея. Сказка целиком

Ия Белая
Амур и Психея.
Вольный пересказ мифа из «Золотого Осла» Апулея или сказка сказок.


У одних древнегреческих царя и царицы было три дочери. Старшие дочери были красавицы, а младшая дочь, ее звали Психея, как пришла пора, превратилась в красавицу божественной красоты.
Заметили это окружавшие люди и стали приходить и любоваться ей издалека. Они говорили между собой, что, наверное, она новая, молодая Венера. Прежнюю Венеру породил Океан, а эту новую Венеру родила Гея-Земля.
 И люди стали поклоняться красоте новой Венеры... Стали приносить ей цветы и плоды, а храмы настоящей Венеры оказались в запустении, потому что туда больше никто не приходил.
 Венера ничего об этом не знала, потому что была в гостях у своего родственника царя морей и океанов, морских пучин великого Нептуна, который  в честь нее  давал пиры и организовывал состязания.
Между тем время шло. Две старшие дочери вышли замуж за царей соседних государств, а за Психею никто ни разу даже не посватался. Психея становилась все краше, она гуляла по лугам и тенистым дубравам, люди любовались ее, приносили дары…но, мужчины в пару ей не находилось. Опечалились родители Психеи, забеспокоились. И вот ее отец поехал в Дельфийский храм Аполлона. Это тот самый храм, на вратах которого испокон веков было написано: Познай себя! 
Он привез дорогие дары храму и обратился к Дельфийскому оракулу, чтобы он предсказал судьбу его дочери Психеи.   Оракул говорил через пифию, жрицу храма Аполлона.  Важные предсказания пифия могла делать только раз в году. Для ритуала пифия должна была омыться в Кастальском источнике и выпить воды из источника Кассотиды.
Пифия, одетая в роскошные одежды, села на золотой треножник над расселиной скалы, надышалась парами, идущими из-под земли и провозгласила, что не видит ни одного смертного, кто может стать супругом его дочери. Она сказала, что бедный отец должен отдать дочь Дракону, который прилетит за ней. Родители должны нарядить свою дочь в свадебные одежды и проводить ее на самую высокую скалу обрядом похоронной процессии, дав ей похоронное приданное.
 Вот такое ужасное предсказание получили родители Психеи.  Они решили пока ничего не говорить дочери и стали готовиться к свадьбе-похоронам.
Психея по-прежнему гуляла по полям и лугам, плела венки, пела вместе с птицами и с каждым днем становилась все краше.
Между тем, с морских пиров вернулась Венера и увидела, что храмы ее опустели, а люди поклоняются какой-то самозванке.  Очень рассердилась Венера и решила отомстить девчонке. Но, у Венеры оказалось слишком много дел, ведь пока она отсутствовали люди перестали вступать в брачные союзы, перестали любить друг друга. Надо было исправлять положение. Поэтому она позвала на помощь своего сына Амура.  Она велела найти эту девчонку и найти самого ничтожного из людей, и пусть эта самозванка влюбится в него. 
Амур полетел на поиски Психеи…Когда он увидел девушку, прекрасную как весна, то так залюбовался, что случайно ранил стрелой самого себя …и мгновенно влюбился в нее. Амур тут же послал золотую стрелу и попал прямо в сердце Психеи…Ах, - вздохнула девушка и ее сердце сильно забилось.
Между тем, родители Психеи все приготовили так, как изрек Дельфийский оракул через жрицу-пифию.  В назначенный день Психею нарядили в свадебное платье, с траурной процессией проводили на самую высокую скалу и там оставили одну, как велела пифия. 
Психея не стала ждать, когда прилетит дракон и толи съест ее, то ли обесчестит... Она подошла к самому краю скалы, закрыла глаза и сделала шаг в пропасть.  При этом ее сердце так заколотилось, что она потеряла сознание.  Но,  она не разбилась, потому что  теплый ветер Зефир подхватил ее и осторожно перенес на цветущий луг. Психея почувствовала, что мягко приземлилась, но она так переволновалась, что тут же заснула и проспала до зари.
Утром она проснулась с пением птиц, открыла глаза и увидела себя на цветущем лугу.
Вдали высился прекрасный дворец. Психея поднялась и пошла к этому дворцу.
Она вошла и позвала хозяев, но никто не откликнулся. Психея пошла по прекрасным, полным света залам, украшенным колоннами и барельефами. Она никого не видела, но вокруг нее было какое-то движение… когда она захотела поесть, то открылись двери в красиво убранную комнату с накрытым столом. За трапезой ей прислуживали невидимые слуги. Они подавали ей разные яства и напитки.
 Утолив голод и жажду, Психея продолжила прогулку по дворцу. Она выходила в какие-то дворики с фонтанами, в которых плавали золотые и серебряные рыбки, в садики с чудесными цветами и деревьями, в листве которых пели птицы.  Психея так устала за день, что в конце концов зашла в одну из комнат с ложем, упала не него и крепко заснула.
Среди ночи она проснулась, потому что кто-то гладил ее по лицу.
Кто здесь? - с замиранием сердца спросила Психея.
- Не волнуйся, любимая, - ответил мелодичный юношеский голос. – Это я, твой супруг.
- Но, кто ты? Дай я посмотрю на тебя.
- Тебе нельзя смотреть на меня, если ты не хочешь потерять меня.
- А вдруг ты дракон?
В ответ она услышала серебряный смех.
- Я не дракон, вот погладь мои волосы.
Психея погладила волосы того, кто назвался ее супругом и почувствовала, что это мягкие прекрасные волосы.  Супруг поцеловал ее и поцелуй был сладок…
Она хотела было спросить почему ей нельзя его видеть, но удержалась от вопроса. Ведь если супруг сказал нельзя, значит, нельзя…а потом ей стало не до этого…
Каждое утро Психея просыпалась одна, но каждую ночь супруг, которого она полюбила, приходил к ней опять. Так в любви и счастии жила Душа-Психея с любимым супругом Эротом-Амуром.
Супруг дарил ей подарки, блестящие раковины, жемчужины, драгоценные камни. Однажды он подарил ей ручного орла, который понимал человеческую речь..


     Все-таки Психея сильно скучала без обычного общения, без разговоров с милыми сестрами и родителями.  Она написала письмо старшей сестре, в котором просила передать родителям, что жива- здорова, живет во дворце и ее супруг вовсе не дракон… что он дарит ей подарки.
Потом она привязала письмо к шее орла и велела ему отнести письмо во дворец, где жила ее старшая сестра.

                Старшая сестра очень обрадовалась, что Психея жива. Она тут же оповестила об этой радостной новости родителей и среднюю сестру. Но, как удостоверится, что все написанное правда?
И старшая сестра написала Психее, что хотела бы увидеть ее и ее супруга и звала их в гости.  Получив весточку от родных, Психея задумалась… конечно, она не могла показаться у сестер или у родителей без мужа, а муж…не хотел показываться даже ей.
Загрустила Психея, задумалась, стала рассеянной. Любящий супруг заметил ее грусть и стал расспрашивать, что печалит его любимую.
Выслушав ее рассказ сказал, что она может пригласить сестер к ним в гости. Он прикажет Зефиру доставить их во дворец и обратно.
И вот в назначенный день Зефир доставил сестриц во дворец.
Сестры радовались встрече, пировали, гуляли по дворцу и все расспрашивали Психею о ее муже.  В конце концом Психея призналась, что она проводит с ним только ночи и супруг не разрешает ей даже взглянуть на него.
 Но, несмотря на это она, Психея, очень любит его и очень счастлива.
- Ты никогда не видела мужа при свете дня? – удивилась старшая сестра, - Как же ты можешь любить его?
Разве ты не хочешь взглянуть на него? Разве тебя не мучает любопытство?
- Я хочу посмотреть на моего возлюбленного супруга, я очень хочу, - отвечала Психея, но я боюсь ослушаться и потерять его.
Сестры переглянулись и звонко рассмеялись.
- Какая ты неопытная! Если бы мы делали всё, как мужья велят, то даже к тебе в гости не приехали бы. 
Не надо докладывать мужу обо всех своих делах и затеях.
Просто ночью, когда твой муж будет крепко спать, зажги лампу и посмотри на него…и после ничего не говори ему. Откуда он узнает, что ты видела его, если ты сама не скажешь об этом?
- Я не хочу обманывать мужа, - возражала Психея.
- Да, в чем же здесь обман? – удивлялись сестры. – Потихоньку зажги лампу…и все…свет сам все покажет…
- Я не буду этого делать, - тихо отозвалась Психея, - я и так знаю, что он очень красив…он, наверное, бог.
Обе Сестры потупили глаза. Обе подумали, что муж сестры, возможно, бог, а , возможно, дракон…и просто отводит ей глаза, но возражать и делиться сомнениями не стали, пожалели сестру…
Психея подарила богатые подарки и для них самих и для родителей, а вечерний Зефир благополучно отнес их домой.

После визита сестер Психея все дни напролет думала о одном и том же: - Что плохо в том, что она посмотрит на своего супруга? Одним глазком взглянет и все…
И вот однажды ночью, когда супруг крепко заснул, она зажгла лампу и подошла к ложу. То, что она увидела не поддавалось никакому описанию, так божественно прекрасен был спящий юноша. Рука Психеи невольно дрогнула и капелька горячего масла из лампы упала на плечо супруга. Эрот проснулся от пронзительной боли и увидел склонившуюся над ним Психею …
Психея увидела, как в его прекрасных глазах отразились буря чувств – недоумение, боль, упрек…
- Я люблю тебя, - прошептали ее губы, - не уходи…
Но, его уже и след простыл…Супруг удалился столь поспешно, что оставил лук и золотые стрелы. По эти атрибутам Психея догадалась, что ее супругом был сам бог Эрот.

            Долго ждала Психея возвращения возлюбленного, наряжалась по вечерам, просыпалась от малейшего шума, а потом долго не могла уснуть, метаясь на одиноком ложе…Он не возвращался… Тоска Психеи была столь велика, а ожидание столь мучительно, что, в конце концов, она покинула дворец и отправилась на поиски.
Она долго бродила по полям и рощам, скиталась среди людей, спрашивая не видел ли кто прекрасного Эрота, ночевала у костров пастухов. Пастухи поили ее молоком и кормили козьим сыром…Ее небесная красота была ее верной защитой. Никто не осмеливался желать ее или покушаться на нее. Но, нигде и ни в чем не находила Душа утешения…

            Истосковавшись и обессилив, Психея пришла во дворец своей старшей сестры и попросила пристанища. Сестра приняла ее очень ласково. Но, уже через день сказала, что Психея не может оставаться у нее, потому что ее муж считает неприличным, чтобы в его доме жила женщина, брошенная супругом. Это кладет тень бесчестия на его царский дом. 
Тогда она пошла к средней сестре. Через некоторое время и средняя сестра попросила Психею уйти, потому что ее муж стал засматриваться на гостью… Лучше будет, если Психея уйдет, пока не совершилось какого-нибудь бесчестия… Вернуться к родителям Психея тоже не могла…

       И пошла Психея по свету, не имея нигде своего пристанища…Так она шла, надеясь где-нибудь встретить «его» и все объяснить, …он же любит ее, а поэтому простит…Она была так одинока, так бесприютна…
 Изорвался ее царственный хитон, прекрасные руки были исцарапаны ветками, а ноги изранены острыми камнями…но Душа шла, продолжала поиски своей любви...
Но, настал день, когда она потеряла всякую надежду и впала в отчаяние. 
- Я больше никогда не буду счастлива, я не достойна счастья, - думала Душа, - я сама виновата…он не хочет видеть меня…тогда зачем мне сиянье дня и звезды ночи…теперь мне все равно…пусть я стану тенью в Аиде…там я все забуду и больше не буду мучиться ни раскаянием, ни надеждой, ни неразделенной любовью…
Как раз в это время Психея оказалась на берегу большой реки.
Вот, - думала Психея, - пусть темные воды этой реки станут моим последним пристанищем и будут последним, что увидят мои глаза…
Она сняла одежду, взяла в руки тяжелый камень и стала погружаться в воду…
У этой реки были три нимфы, дочери речного царя. Когда нимфы увидели Психею с камнем в руках, они все поняли, подплыли к ней и заговорили с ней.
- Почему ты хочешь сделать это? – спросили нимфы.
- Потому что у меня нет пристанища и мой муж оставил меня. Теперь я никому не нужна.
- Живи с нами, будешь нам сестра. Мы рады тебе! Мы царского рода и тебе не зазорно будет разделить нашу жизнь…
Так Психея осталась жить с нимфами и стала им сестрой.  Она открылась им, рассказала о всех своих горестях и радостях…и ей стало легче…У нимф было много забот. Они заботились о рыбах, черепахах и других обитателях реки. А так же о цветах, растениях в воде и по берегам реки. Заботились о серебряных ручьях, бегущих с гор и впадающих в реку. О всяком живом дыхании, составляющим жизнь реки…
Вечерами нимфы танцевали, водили хороводы, пели, веселились с подругами на берегу.

                А в это время Эрот находился в заточении во дворце своей вечно юной матери Венеры. 
Когда во дворец Венеры прилетел раненый Эрот, она очень испугалась и разгневалась…Принялась лечить его волшебными мазями, втирая их своими волшебными пальцами, и расспрашивать кто посмел ранить ее блистательного сына. При этом глаза ее потемнели и она стала похожа на Афину Палладу воительницу.
 Эрот отвечал, что это его жена случайно наклонила горящую лампу и капелька горячего масла попала на его плечо.
- Как? – удивилась Венера, - у тебя есть супруга и я ничего об этом не знаю?
- Кто же сумел похитить твое сердце и чье сердце похитил ты?
- Моя жена Психея, - скромно отвечал Эрот.
- Психея! – закричала Венера. – Как ты посмел жениться на Психее? Как ты посмел не выполнить моей просьбы?
- Я влюбился,мама, - тихо отвечал Эрот, - я люблю ее и она любит меня.
- Ты женился на смертной!  Ты не понимаешь, что ты сделал!
- Я думаю, что такая божественная красота не может рождаться смертными…Психея похожа на тебя, мама...
Наверное, ее отец бог, может быть, даже Юпитер…
Я упрошу Юпитера дать ей бессмертную жизнь…
- Юпитер, Юпитер…у тебя только и разговоров, что об Юпитере…Между тем, я древнее Юпитера и ты древнее его.
- Древнее, не значит всесильнее, - отвечал Эрот, чем окончательно разозлил свою божественную мать.
- Я никуда не отпущу тебя до полного выздоровления, - заявила Венера, и не смей мне возражать, ты будешь здесь столько, сколько я посчитаю нужным.
Венера поставила стражу во дворце и вокруг дворца, закрыла все окна и Эрот оказался во дворце матери в заточении.
Днем и ночью он думал, как ему вырваться. Как уговорить мать простить его и Психею.


           А Психея жила с нимфами на берегу большой реки. Вскорости все заметили, что Психея беременна.  Сама Психея была так поглощена своими переживаниями, что даже не знала об этом.
Психея обрадовалась этой новости, но одновременно и опечалилась…Что же ей теперь делать?
Посовещавшись сестры решили, что ей надо идти во дворец Венеры и все ей честно рассказать. От горлиц из свиты Венеры они узнали, как добраться до дворца богини любви и красоты.
И Душа отправилась в далекий путь…
Долго ли, коротко ли, но вот Психея стоит у порога дворца Венеры…стучит в дверь и ей открывает сама Венера, блистая красотой и молодостью.
- Что ты хочешь, путница? - спрашивает Венера, - зачем ты пришла сюда? Почему нарушаешь мой покой?
- А хотела бы служить тебе, о, величественная Венера, - отвечала Психея склоняя голову, - и у меня есть просьба к тебе.
- Служить мне? – переспрашивает с улыбкой Венера, уже узнавшая дерзкую девчонку-самозванку, покусившуюся не только на ее славу, но и на ее сына… - и у тебя есть просьба…как мило с твоей стороны…
- Ну, хорошо, послужи мне.  Сейчас я тороплюсь на пир на Олимпе…Вот перебери зерно- рожь отдельно, а пшеница отдельно…если справишься, то поговорим о твоей просьбе…
И Венера опрокидывает и перемешивает мешок ржи и мешок пшеницы…и удаляется на пир…
Зернышки так похожи и они такие мелкие…Как справиться с такой трудной задачей…Психея сидела на полу и перебирала зерно, когда мимо бежал муравей…
- Мурашечка, букашечка, помоги мне, - взмолилась Душа и Муравей сжалился над ней. Он позвал своих братьев и они трудились всю ночь напролет.   Так что, к утру выросли две кучи зерна, слева рожь, справа пшеница и Психея, уснувшая прямо на полу между ними…
Когда Венера вернулась с пира, то увидела, что работа выполнена.  Она разбудила Психею и сообщила, что довольна ею.
- А теперь спрашивай то, зачем пришла, - разрешила Венера.
- Великая Богиня, - начала Психея, - я пришла во дворец, чтобы увидеться с твоим сыном. Он мой супруг и я хочу узнать вернется ли он ко мне.
- Вот как, - засмеялась Венера…мой божественный сын твой супруг…ну, хорошо, я позову его, только прежде посмотри на себя в зеркало…Она принесла большое серебряное зеркало, поставила его напротив Психеи и сказала:
- Посмотри на себя!
Из зеркала на Психею взглянули два огромных испуганных глаза, под глазами были темные тени и все  ее прежде прекрасное лицо было как будто разрисовано тенями, от резных листьев…
Психея закрыла лицо руками и отшатнулась от зеркала…
- Нет, ты внимательно посмотри, - говорила Венера…Посмотри на всю себя…дай я помогу тебе снять хитон…
Душа смотрела на себя обнаженную в зеркале и удивлялась увиденному.
- Неужели это я? Я так безобразна? Почему я думала, что я красива?  Что произошло со мной? Разве теперь меня можно любить?
- Так ты все еще настаиваешь на свидании с Амуром? – спрашивала коварная Венера, чуть заметно улыбаясь.
- Нет, нет, нет! - закричала Душа в отчаянии и бросилась бежать со всех ног.
Она бежала по горам, долинам, не разбирая дороги…Из глаз ее лились слезы и она не разбирала куда она бежит…Она наталкивалась на деревья, падала поднималась и снова бежала, продиралась сквозь чащи кустов, перепрыгивала ручьи, бежала до тех пор пока силы не покинули ее.  Обессиленная Душа упала на траву и забылась крепким сном.
Горлица, которая показывала Психее дорогу в дворец Венеры, все время летела вслед за ней…Когда Психея заснула, горлица полетела к нимфам и рассказала где отыскать Психею. Сестры нашли Психею, ласково говорили с ней, утешая и вытирая бегущие из глаз слезы. Сестры увели ее к себе и Психея снова стала жить с нимфами. Прошло немного времени и Психея родила прелестную девочку, которую назвала Волупия, что значит Наслаждение.
В заботах о малышке Душа забыла все свои печали.  Она стала такой, какой была прежде – веселой и прекрасной. Она стала даже красивее, чем была раньше.


                Сразу после бегства Психеи Венера выпустила своего сына из плена и он помчался в свой дворец к оставленной супруге.
Однако, никого там не нашел, что очень опечалило дерзкого бога Любви.
Почему Психея не стала ждать его? Почему она ушла? Где она сейчас? Как найти ее?- эти вопросы задавал себе Амур. И не находил ответа на них...Он спросил о Психее южного ветра, любившего отдыхать на поляне у дворца. 
Зефир отвечал, что его брат, северный ветер Борей, видел Психею в горах Пинда, но это было давно…
Опечаленный Амур полетел на поиски пропавшей Психеи. Долго он летал над горами и долами Греции, но нигде не находил пропавшую Душу. 

             Однажды на олимпийском пиру Амур решил поговорить о своей супруге Психее с самим Юпитером.  Он признался, что женился на смертной Психеи, но она так прекрасна и так любима, что он хочет просить громовержца о другой доли для нее, просить, чтобы Юпитер подарил ей бессмертие.
- Мне незачем дарить Психее то, что я давно подарил ей. Душа бессмертна от рождения.  Разве ты не понял этого? - отвечал Юпитер с улыбкой.
- Но, ее родители смертные люди, - возражал Амур, хотя уже догадывался, что он услышит в ответ.
- Я открою тебе тайну, о которой до сих пор не знал никто… Когда-то я увидел  мать Психеи, купающуюся в реке...и возжаждал, захотел ее обьятий... Когда ее муж уехал по делам, я пришел ночью под видом  супруга, - засмеялся Юпитер и его смех раздался громом над Олимпом.
- Твоя супруга бессмертна, не волнуйся об этом, - говорил Юпитер, удивляясь силе любви.

 Однажды, отдыхая в небе над предгорьем Пинд,  Эрот увидел умилительную картинку. Он увидел, как на цветущем лугу молодая женщина играет с маленькой девочкой. Девочка прячется среди цветов, а женщина находит ее и обе начинают хохотать.
Он спустился пониже посмотреть на них и радости его не было предела. Это была его Психея, только еще более красивая, чем прежде.
- Кто эта девочка, с которой ты играешь? - спросил Амур, опустившись с небес и представ перед Психеей.
Психея смутилась и опустила голову. Она молчала.
- Почему ты не хочешь говорить со мной? – вопрошал Амур.
- Тебя так долго не было, я подумала, что ты забыл меня и свои клятвы.
- Я не забыл тебя, я по-прежнему люблю тебя! Но, почему ты не отвечаешь, кто эта прелестная  девочка?
- Это моя дочь. Я назвала ее Волупия.
- Это моя дочь! – засиял Амур, - какая она красивая!  Ты полетишь со мной в мой дворец?
- Нет, не полечу, - отвечала Душа.
- Почему? – удивился улыбающийся Амур, - ты больше не любишь меня?
- У меня нет крыльев, - уклончиво отвечала смущенная Душа…
- Я подарю тебя крылья, - обещал счастливый Амур, - я попрошу Гефеста и он выкует тебе крылья. Он не откажет мне, ведь он супруг моей матери, хотя и не мой отец…Он всегда был очень добр со мной. Ты будешь летать...

Об отношениях Души и Эроса знает каждый человек на Земле.
Они то ссорятся, то мирятся, но жить друг без друга не могут…
Вот и сказки конец, а кто прочитал все это, - Молодец!


-