Кто есть Ближний твой?

Вячеслав Кармаров
Этот раздел посвящен взаимодействию людей в социуме. Вспомним одну из основных заповедей Иисуса Христа: 

Матф. 22.39.

Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Здесь появляется понятие «ближнего твоего». Хочется считать, что это мать, отец, братья, сестры, близкие друзья и родственники. Далее мы увидим, что это совсем не так.  Осложняется изучение этого вопроса наличием таких особей, которые внешне, как люди, но имеют «нечеловеческое» сознание. О существовании такого рода человекоподобных см. раздел «Духовное разнообразие человекоподобных существ» http://proza.ru/2021/06/08/1367.  На сегодняшний день способов точно определить таких субъектов нет. По отношению к ним Христос дал следующую рекомендацию:

Матф. гл. 7.

16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.

Следующая трудность состоит в том, на взаимодействие каких людей распространяются религиозные заповеди. Известно, что лозунги Великой Французской революции – Свобода, Равенство, Братство заимствованы у масонов. Но в первоисточнике эти принципы считались действующими только для членов братства. Аналогично во многих других системах. Есть правила взаимодействия с единомышленниками, и есть правила взаимоотношений с прочими.

Попробуем проследить эти взаимосвязи на примере христианства. Посылая учеников своих проповедовать, Иисус говорил.

Матф. гл. 10.

6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
Также Матф. гл. 15.
21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

Здесь явно прослеживается намерение Христа передавать знания и оказывать помощь только «заблудшим овцам дома Израилева». Людям другой веры и национальности знания передаются в крайнем случае. Но даже это ограничение не является окончательным. О понятии «Дом Израилев» смотри раздел «Путешествие на небо Дж. Дж. Хуртака» см. http://proza.ru/2021/08/12/805. Там чётко показано, что Израиль это духовная общность людей разных наций, исповедующих Истинное учение Отца Небесного.

Матф. гл. 12.

46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Еще одно пояснение. Матф. гл. 6.

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку – домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

То есть само учение Христа действует как меч, рассекающий родственные связи. Ближним оказывается не родной брат, который придерживается иного мировоззрения, а человек, идущий тем же путем духовного роста. Здесь мы напрямую сталкиваемся с противоречием между духовным родством и родством в понимании племени. При племенном подходе члены племени и, конечно, ближайшие родственники являются «близкими» к человеку. Именно племя обеспечивает выживание своих членов и воюет с чужаками.
Но с этим братом по вере тоже можно расстаться.

Матф. гл. 18.

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Здесь затронута очень важная тема. Человек вам знаком. Вы его считаете братом по вере, но фактически он таковым не является. А если человек вам не знаком? Есть ли признаки, по которым можно определить, что он близок вам по духу? Иисус приводит следующую притчу.

Лука гл. 10.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Практически на этой истории Иисус показал, как надо пользоваться принципом «по плодам дел их определяйте». Различные принципы взаимодействия с людьми и «нелюдями» можно усмотреть в следующем отрывке.

Матф. гл. 18.

21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Из этого отрывка следует, что человеку, ищущему духовного роста, нужно помогать терпеливо, прощая многократно его оплошности, вызванные недопониманием законов мироздания. А если встретились с «нелюдем», то там совсем другие правила. Таким образом, взаимодействия в социуме носят очень тонкий характер.