О программе Шахматной Шкатулки

Алексей Ратушный
Давид Бронштейн написал однажды, что научиться играть  в шахматы можно за один час. Сразу признаюсь: однажды я был представлен Давиду Бронштейну лично. Было это на втором этаже Центрального шахматного клуба (ЦШК) и представил ему меня не кто-нибудь, а лично Борис Самойлович Вайнштейн. Мы посмотрели друг на друга и разошлись каждый своим собственным курсом. Любопытно в этом кратком свидании глазами было то, что мы оба были учениками  представлявшего нас друг другу Бориса Самойловича. Учениками из разных эпох. Уже после ухода и Учителя и первого его Ученика я наконец стал-таки киевлянином. А ведь они оба были киевлянами, как не крути! И вот в силу изложенных не очевидных обстоятельств я имею моральное право сказать: «Давид Ионович – один из самых великих шахматных писателей. Я вырос на его «Турнире гроссмейстеров», но… иногда и он писал совершенно непотребные вещи.
Научиться играть в шахматы за час невозможно.
Нереально.
Непосильно.
Нельзя усвоить более пяти слов в день.
Нельзя!
Услышать и попытаться «запомнить» можно.
Но усвоить…
Хороший темп, если ученик усваивает по два слова в день.
Два слова в день!
Это потрясающий ритм!
Это фантастическая скорость.
В учебном году 34 недели.
Это сто семьдесят дней!
За десять учебных лет это «в идеале» 1700 дней.
Вот вам и 3400 слов, усвоенных за весь период школьного обучения при таком темпе.
Но в году 365 дней, и если ребёнок каждый день ухватывает по два слова, то это 730 слов в год и это словарный запас за десять лет уже в 7300 слов!
Хотите добиться успеха?
Не ставьте перед ребёнком непосильных задач.
Аккуратнее в выражениях.
Осторожнее в словах.
Человек не в состоянии «научиться играть в шахматы» ни за час, ни за неделю, ни за год!
- Что имел ввиду Давид Ионович?
Вопрос поставлен некорректно.
Негуманно!
Не по человечески!
Правильно вопрос пишется иначе!
- Кого имел ввиду Давид Ионович?
А Давид Ионович Бронштейн имел ввиду себя!
Свой личный опыт.
Проблема в том, что Давид Ионович и понятия не имел, что означает слово «научиться».
Для того, чтобы вы, мой драгоценный Читатель, понимали мой текст, опишу не его – Бронштейна, а свой собственный личный опыт.

Дело было на балконе нашего Большого дома, на четвёртом этаже этой огромной общаги из кирпича. Дом имел невероятные шесть этажей высоты и потому среди одноэтажных строений, которыми была заполнена округа он выделялся и был виден издали. И вот за это его и прозвали «Большим Домом». Вообще в нашем дворе было два наших купеческих старинных полутораэтажных дома, плотно забитых жильцами отдельных комнат (как селёдки в бочке!), маленький домик Соловьёва, из кирпича. Крутой деревянный особняк, в котором умещалось целых две квартиры с двух сторон, и вот этот Большой дом – общежитие, в котором проживали в основном эвакуированные из Киева в середине сорок первого года специалисты «Киевкабеля», превращенного в Свердловске соответственно в «Уралкабель».
Там, в 1957-ом году Большой Дом имел шесть громадных навесных балконов с обоих торцов. И на эти балконы и выходили коридоры общежития битком забитого послевоенными семьями и послевоенными детьми. Имелся в доме и громадный подвал, который тоже был жилым и в нём в частности жил в одной из комнат Толик Владимиров.
На первом этаже среди прочих проживала в одной комнате семья художника Голомб, у которого было две дочки и чуть постарше сын – Толик Голомб, мой почти ровесник и друг. На третьем этаже жила семья Серёжи Тропина.
Хамидуллин и Никитины жили на первом этаже Большого дома. Вообще детей в доме было много. Но самым большим забиякой после Толика Владимирова был гроза всего двора Валерка, имевший рыжие волосы и оттого вросший в мою память именно как Валерка Рыжий.
Помню мальчика Зеленина. Он прыгнул с балкона на третьем этаже на крышу нашего полутораэтажного купеческого дома, покатую, как и все прежние крыши города, и не удержался, покатился и соскользнул в узкий проход между зданиями и разодрав всё тело упал на голову на камни между домами. Естественно это оказался смертельный прыжок. Зеленин погиб. И после его гибели высокая комиссия приказала убрать балконы со стороны «зовущей прыгнуть» крыши. Так балконы остались только со стороны винзавода и старого тополя.
Итак – на балконе третьего этажа Большого Дома Валерка Рыжий во время дождя научил меня играть в шахматы. Мне он быстренько объяснил, как кто ходит и мы приступили к игре.
Раз, два, три и на четвёртом ходу он поставил мне мой первый мат в жизни!
На улице шёл дождь, а мы сидели на полу балкона под балконом четвёртого этажа и играли в только что освоенные мною шахматы.  Мы сыграли уже двадцать пять раз, а он всё ставил и ставил мне этот проклятый мат! В четыре хода.
И, наконец, я сам придумал ход е7-е6!
Теперь его слон с с4 не атаковал мою пешку на f7 и мата мне он поставить так быстро уже не мог.
Мы сыграли ещё десяток партий, которые я тоже проиграл, но уже не так позорно, и в завершающей поединок партии я и проигрывал, и остался почти без всех фигур, кроме короля и ферзя, и вот тут я увидел ход ферзём по длинной диагонали через всю доску. Это был мой предсмертный шах!
Но выяснилось, что я поставил свой первый мат в своей жизни!
Это было настоящее чудо.
Валерка распсиховался, я получил пару вполне заслуженных тумаков и больше мы с ним в шахматы никогда не играли.
Фамилия его была Егоров. А Аввакумов и его младший братик были лучшими дружками моего младшего братика. Оба впоследствии двинулись по лагерям. Как, впрочем и почти все пацаны с нашего двора. Из старших не сидел только Саша Калюжный, родной брат Оли Калюжной, Не сидел никто из родившихся в 1952-ом году. Год словно был «заколдованный». Нас было трое – Серёжа Тропин, Толя Голомб и я. А вот все после нас родившиеся пацаны дружно, чуть ли не строем. А я уже на следующий день приступил к обучению пацанов, которым было по три-четыре года. И даже девчонкам стал показывать, как и кто ходит в шахматах.
В этом году моей педагогической шахматной активности исполняется ровно 65 лет. Немного, согласен. Но все мои! И все отданы без остатка!
Так вот: Давид Ионович Бронштейн немножко попутал понятия «научиться» и «раскрыть свою приспособленность».
Вот старший братик показал двенадцатилетней Люсе Сауниной как играть в шахматы. Дело было тоже в дождь, на пустой веранде. Через неделю Люся уже в одни ворота обыгрывала и своего «учителя» и всех, кто попадался нй на пути. И моментально вошла в мировую шахматную элиту.
Есть люди, у которых есть удивительная врожденная способность прекрасно считать варианты на много ходов вперёд. Они просто сразу «видят» возникающие позиции! Словно кто-то встроил им в мозг специальный чисто шахматный сопроцессор. Эту способность я именую в своих работах «эркю».
Исследованиям эркю Людмилы Сауниной я посвятил целых четыре монографии. Понятно, что и сам Давид Ионович обладал чудовищно мощным эркю, если умудрялся без ладьи сводить партии вничью с Михаилом Ботвинником. Но эркю в человеке или есть, или его нет (не «проснулось»?) и «научиться» тут просто некому! Увидел шахматы. Присмотрелся и сразу начал всех обыгрывать. Именно так и описывают своё знакомство и игрой некоторые выдающиеся игроки.
Птица не «учится» летать. Она просто рождается с крыльями.
Эркю или есть, или его нет.
Потому «одарённого» ребёнка «сразу видно».
И многие наши «специалисты» просто тупо гоняются за такими детьми, а свою «педагогическую деятельность» просто имитируют.
Таких «тренеров» пруд пруди.
И таких, как Ваш покорный слуга, они зело не любят.
Больше всего их достаёт то, что дети меня любят.
А этого простить уже не в силах ни один «конкурент».
Лично мне не нужны ни титулы, ни звания, ни награды.
Я просто очень люблю детей и мне нравится дарить им счастье общения с величайшей Игрой человечества и приобщать их к достижениям грандиозной шахматной культуры. Этому я и посвятил свою жизнь. Как теперь уже совершенно очевидно – всю. Без остатка.



Попытаемся расписать «график»

У нас ТРИСТА погружений по 75 в год

Будем считать, что у нас 75 тем, каждая из которых  повторяется четыре раза, каждый год на новом уровне.
Например «ход коня»
Первый год – простая демонстрация
Второй год улучшенный урок динозавриков
Третий год микро-мультики и челлендж «восьмёрка»
Четвёртый год обход шахматных досок конём

Таким образом сначала нам надо расписать семьдесят пять тем на «цикл»
И затем показать «спираль» развития их по годам.

У нас четыре «уровня» досок:
Демонстрационная магнитная вертикальная доска (или большой планшет вертикальный)
Виртуальная экранная доска (работа с мышкой и монитором)
Гигантская доска на полу Шкатулки для превращения ребенка в фигурку и для игры гигантскими пластиковыми фигурами (или гигантская доска на дворе нарисованная на плитках покрытия)

Классическая ортодоксальная шахматная доска

Тезаурус Шахматной Шкатулки в детском саду (50  терминов):

Погружение
Игра
Доска
Фигуры
Поле
Ход
Белые
Черные
Шах
Мат
Пат
Взятие
Партия
Выигрыш
Проигрыш
Атака (Я тебя вижу и я тебя съем!)
Защита
Выжидательный ход (Жду!)
Перекрытие
Уход
Тур
Турнир
Сдача
Шахматные часы
Ценность фигур
Размен
Рокировка короткая
Рокировка длинная
Взятие на проходе
Превращение пешки
Схема
Дурацкий мат
Детский мат
Мат Легаля
Мат Энглунда
Итальянская партия
Испанская партия
Королевский гамбит
Русская партия
Староиндийская защита
Сицилианская защита
Защита Алёхина
Мат Кереса
Жертва
Завлечение
Отвлечение
Обжорный ряд
Связка
Спёртый мат
Пол Морфи
Франсуа Филидор
Кафе Режанс



Ладья (Тура, колесница)
Слон (Офицер, Кардинал)
Конь
Король (Шах, Султан, Цесарь, Царь)
Ферзь (Королева, Визирь)
Пешка (легионер)


Продолжим тему «ход конём».
На большой доске
На вертикальной доске
На виртуальной доске
На ортодоксальной доске

Таким образом за четыре года это 16 погружений!
То есть если у нас есть 20 таких тем, мы уже «закрылись»!

По фигурам:
Шесть фигур.
6х16 = 96 погружений

24 погружения в первый год
24 погружения во второй год
24 погружения в третий год
24 погружения в четвёртый год

1 погружение в год – Новогодний шахматный сеанс Деда Мороза

Осталось расписать по 50 погружений в год!

Присмотримся к партиям, разучиваемым наизусть (зазубривание)

1.Детский мат
2.Мат Кереса
3.Мат Легаля
4.Мат Энглунда
5.Мат Морфи
Схема по годам:
Первый год – демонстрация
Второй год – на демонстрационной вертикальной доске
Третий год – видеоролик
Четвёртый год – за ортодоксальной доской

Осталось по 45 погружений на год

Присмотримся к дебютным схемам
Первая схема (Пешка, конь, слон, рокировка)
Вторая схема (Домик, слоник, коник, рокировка)
Третья схема (Первая развёрнутая на двух флангах)
Четвёртая схема (Домик, домик, слоник, слоник)
Пятая схема (за чёрных французская защита)
Шестая схема (за чёрных сицилианская защита)

Схема по годам:
Первый год – демонстрация
Второй год – на демонстрационной вертикальной доске
Третий год – видеоролик
Четвёртый год – за ортодоксальной доской

У нас осталось по 38 погружений на год

Присмотримся к специальным темам:

Расстановка фигур
Рокировка (свадьба короля!)
Взятие на проходе
Превращение пешки

Схема по годам:
Первый год – демонстрация
Второй год – на демонстрационной вертикальной доске
Третий год – видеоролик
Четвёртый год – за ортодоксальной доской

У нас осталось по 34 погружения на год

Присмотримся к эндшпилю – микроигры Surmico

Машенька и Глашенька
Лисичка-обжора
Охота на Мамонтов
Машенька, Охотник и Медведь
Двойная обжора

Схема по годам:
Первый год – демонстрация микро роликов
Второй год – на демонстрационной вертикальной доске с педагогом
Третий год – спектакль на гигантской доске
Четвёртый год – за ортодоксальной доской

У нас осталось по 29 погружений на год

Микроигры из Динозавриков

Микроигра «Ладья»
Микроигра « Слон»
Микроигра «Конь»

Схема по годам:
Первый год – демонстрация на экране большого монитора педагогом
Второй год – соревнования в группе
Третий год – соревнования в группе
Четвёртый год – чемпионат садика

У нас осталось по 26 погружений на год

Рассмотрим уроки Динозавриков (демонстрации на большом мониторе, упражнения за индивидуальным монитором)

Первый год:

Доска и расстановка фигур
Ладья
Слон
Конь
Пешка
Ферзь
Король
Рокировка

Второй год

Доска и расстановка фигур + Ладья
Слон + Конь
Пешка + Ферзь
Король + Рокировка
Игра с Динозавриком
Игра с Динозавриком
Игра с Динозавриком


Третий год

Доска и расстановка фигур + Король + Рокировка
Ладья + Слон + Конь
Ферзь + Советы
Игра с Динозавриком
Игра с Динозавриком
Игра  попарно
Игра  попарно
Игра  попарно

Четвёртый год

Игра с Динозавриком
Игра с Динозавриком
Игра с компьютером
Игра с компьютером
Игра  попарно
Игра  попарно
Игра  попарно
Игра  попарно


У нас осталось по 18 погружений на год

«Внешние» ежегодные погружения

Шахматные раскраски
Шахматные фигурки из пластилина
Шахматные танцы

И у нас осталось по 15 погружений на год!

Общие занятия ежегодно:

Сеанс одновременной игры с педагогом (два в году)
Конкурс на скоростную расстановку фигур
Видеосъёмка «я – шахматная фигура» на гигантской доске
Турнир в своей группе (чемпионат группы – условно)
Групповые игры гигантскими фигурами

И у нас осталось по 9 погружений на год!

Посмотрим на занятия по композиции

Решение задач на доске 3х3

Блоки
Взятия
Шах
Пат
Мат
Обход конём

Решение задач на доске 4х4

Блоки
Взятия
Шах
Пат
Мат
Обход конём

Решение задач на доске 5х5

Блоки
Взятия
Шах
Пат
Мат
Обход конём

Решение задач на доске 6х6

Блоки
Взятия
Шах
Пат
Мат
Обход конём

И у нас осталось по три погружения на год!

Это практическая игра друг с другом при контроле со стороны педагога.
Урок шахматной этики.
Урок памяти о Великой Отечественной Победе.




Общая картина:

Сентябрь – 8 погружений
Октябрь – 8 погружений
Ноябрь – 8 погружений
Декабрь – 8 погружений
Январь – 8 погружений
Февраль – 8 погружений
Март – 8 погружений
Апрель – 8 погружений
Май – 8 погружений
Июнь – 3 погружения

Общее представление о Погружении

Представим себе, что Вы хотели бы регулярно заниматься с малышом уроками плавания. С раннего детства.
Естественно, если Вы запишетесь с ним в ближайший бассейн и начнёте систематически выполнять намеченный план.
На одном занятии Вы будете учить его не бояться воды.
На другом – двигать ножками.
На третьем –двигать ручками.
И так далее.
Но на каждом занятии вы будете вместе с ним погружаться в воду, перемещать его в водную среду.
Научиться плавать без погружений мне кажется не то чтобы не реальным, но довольно сложным предприятием.
Бассейн – это специально организованная водная среда.
А занятия в нём – это всегда в первую очередь – погружение тела в воду.
Шахматная Шкатулка – это специально организованное пространство шахматной «среды», где всё вокруг попадающего в неё малыша – шахматное!
Это в первую очередь большое число шахматных досок разного размера и исполнения, огромное число шахматных фигур и непрерывное структурированное перемещение этих фигур по доскам.
Это и есть шахматная среда, в которую погружается малютка.
И чтобы вы не «изучали» здесь, но ваш ребёнок здесь именно «погружается» в огромный прекрасный невероятный чудесный фантастически интересный и очень глубокий шахматный мир. Как сказали однажды о нём Давид Бронштейн и Г Смолян: «Прекрасный и яростный мир».
Для нашей технологии на первом месте стоит именно систематичность самих «погружений», поскольку каждое «погружение» это как удар сердца – перебои недопустимы.

Среда в которую погружается ребёнок

Здесь, в Шахматной шкатулке малыш окунается в мир шахматных костюмов, в мир шахматных танцев, в мир шахматных картин, в мир шахматных скульптур, в мир шахматных дворцов, в мир шахматных построений, в мир шахматных мультиков, в мир шахматных фильмов, в мир шахматных марок, в мир шахматных книг, в мир шахматных сказок, в мир шахматных стихов и в мир шахматных песен.
Здесь его встречают Рубиновый Король, Изумрудная Ладья, Хрустальный Конь и Алмазный Слон.
Все шахматные загадки мира, вся шахматная мудрость Толстого, вся шахматная прелесть Экзюпери.
Здесь он встречает и Алису путешествующую по стране шахматных чудес, и потрясающий балет «Ботафого», где белая Королева безнадёжно влюбляется в Чёрного Короля и он отвечает ей взаимностью.
Здесь ему открываются все тысяча и одна ночь Шехерезады все сто новелл Декамерона!
Только здесь он обнаруживает шахматную суть каждого сонета Петрарки, Шекспира и Пушкина!
Здесь на него смотрят глаза бессмертной Галины Сатониной.
Здесь он знакомится мудростью Сааведры и с фантастической темой Мхедрули.
Здесь ему открываются чистота Морфи, ясность Капабланки и запредельная красота Алехина.
И всё это легко, непринуждённо, играючи, как бы между прочим.

Как учил нас великий Ферзьбери:
«Писать надо так легко, чтобы читатель открыл, увлёкся и вдруг воскликнул: «Как? Всё уже кончилось? Ах, как жаль!»»
Ферзьбери не только написал самую популярную шахматную книжечку в мире «Комбинации и ловушки в дебюте», переведённую на 47 языков мира.
Но он спас во время войны всю шахматную элиту страны, участвовал активно в стратегической обороне Сталинграда и успешно развил теорию освоения Западно-Сибирских нефтяных месторождений. Между прочим доктор наук! Так что тренер претендента на шахматную корону мира, президент шахматной федерации СССР 1941-43 годов, Вайнштейн Борис Самойлович – самый авторитетный шахматный автор первым описавший меня и мои Мерцающие шахматы на нашей стороне!
И как и в годы суровых испытаний мы повторяем извечное наше:
«Враг будет разбит. Победа будет за нами!»