Часть 1 Глава 5 Эмоции п. п. 3, 4

Владимир Селиванов 2
     3. Перспективы информационной теории эмоций: критический обзор

   Пожалуй, ближе других к рациональной сущности эмоций приблизился автор информационной теории
Эмоций (ИТЭ)  П.В. Симонов. Им была подчеркнута бесспорная зависимость силы эмоционального состояния от значимости потребности и информации об её удовлетворении. Суть теории выражается в формуле: Э = П (Ии - Ин), где Э — количественное выражение эмоции, П — потребность, Ин — информация, прогностически необходимая для удовлетворения данной потребности, Ии — имеющаяся в наличии информация о средствах удовлетворения данной потребности.

    Все бы хорошо, но в данном виде логика уравнения эмоций имеет ряд существенных недостатков. Ниже приводится анализ некоторых из них. П.В. Симонов пишет: “Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом порождает положительные эмоции...” ( Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984. С. 15). Автор далее утверждает: “Именно двойственность потребностей сохранения и развития породила две основные формы эмоций — отрицательные и положительные” (там же, С. 32).

    Нетрудно видеть явное противоречие высказываемых автором ИТЭ доводов. Даже не обращаясь к конкретным примерам, рассуждая абстрактно, приходишь к выводу о логической неверности посылов  формулы. В самом деле, если знак эмоции зависит и от вероятности удовлетворения потребности, и от знака самой потребности, то неминуемо следует умозаключение: если вероятность удовлетворения потребности низка (разность Ин-Ии отрицательна), а сама потребность относится к категории сохранения (также несет в себе знак “минус”), то эмоция, как ни крути, должна быть положительной. Абсурд очевиден. П.В. Симонов, видимо, сам сомневаясь в совершенстве логики формулы, определенным образом страхуется, указывая на “преимущественность”, а не абсолютность связи потребности развития с положительными эмоциями, а потребности сохранения — с отрицательными. Отсутствие удач, “фрустрация” — вот что, по мнению автора ИТЭ, определяет состояние неудовлетворенности потребности развития.

    Указанных противоречий вполне можно избежать, если,с позволения автора ИТЭ, внести некоторую корректировку смысла понятий, составляющих формулу. Для этого, вместо информации н е о б х о д и м о й, следует поместить информацию необходимую и достаточную, т.е.  о п т и м а л ь н у ю  для удовлетворения потребности. А под информацией имеющейся нужно разуметь информацию имеющуюся и необходимую. Последняя может лишь стремиться к уровню оптимальной, но никак не быть выше него. При этом не следует забывать о строгой соотносительности потребности и информации. Лишь в этих условиях избежать путаницы с логикой вполне возможно. Скорректированный вариант уравнения силы эмоций будет, таким образом, иметь следующий вид: Э = П (Ио - Ин), где Э — сила эмоции, П — потребность, Ио — информация, оптимальная для удовлетворения потребности; Ин — информация, необходимая для этой цели, имеющаяся в наличии на данный момент времени.

    Еще раз подчеркиваю, логически, Ин не может быть большей, чем Ио, а может лишь стремиться к равенству с ней. В новом варианте уравнения знак эмоции не зависит и не может зависеть от вероятности удовлетворения потребности, в чем и есть его принципиальное отличие от предшествующего варианта. Потребность эмоции, как уже выше говорилось, зависит от принадлежности потребности к категориям осознания потерь или приобретений.

    Представленный вариант дает образное представление о связи потребности, мышления и эмоции. Потребность выступает в качестве стимула для мышления. Мышление, в свою очередь, стремится синтезировать оптимальное решение для удовлетворения потребности. При нехватке для этого информации подключается эмоция, расширяя информационный банк мышления. Как  видно из формулы, эмоция в отношении одной и той же потребности не стремится сменить знак с минуса на плюс, она стремится независимо от знака потребности удовлетворить её, исчезнуть, стать равной нулю. А такое возможно при Ио = Ин. И это абсолютно справедливо как с позиции логики, так и с точки зрения соответствия практике.

     Когда же эмоция меняет знак (будь то с минуса на плюс или обратно), то здесь имеет место смена вида потребности. Значит прогноз, к примеру, был составлен с расчетом на убыток, следовательно, с потребностью смирения с потерей, а в ходе мыслительно-эмоционального процесса открылась перспектива удовлетворить не только данную потребность, но и сменить ее на потребность вида осознания преимуществ от неожиданного приобретения. С м е н а   п р о г н о з а  е с т ь  не что иное, как  с м е н а   п о т р е б н о с т и. Весь этот процесс происходит в динамике, поэтому неизбежна некоторая сложность в его понимании. Для сравнения приведенного варианта уравнения с первоначальным, обратимся к следующему примеру, причем не откажемся от заведомо непростого варианта, того, что использовался в указанной работе П.В. Симонова. Речь пойдет об эмоциональном переживании зрителя перед картиной художника. По мнению автора ИТЭ, такое переживание возникает вследствие того, что “подлинный художник всегда дает зрителю больше, чем тот предполагал”. Согласно первоначальному варианту уравнения, просмотр картины должен бы начинаться с переживания отрицательной эмоции, поскольку “Ии” достигает “Ин” лишь спустя определенное время. Опыт, однако, говорит об обратном. Порой, ещё не переступив порог выставки, мы вполне ощущаем положительное эмоциональное состояние. Если же допустить наличие положительной эмоции или её отсутствие в начале просмотра, то уравнение Э = П (Ин — Ии) вновь подводит нас к абсурдному выводу: чем больше дает нам “подлинный художник” сравнительно с имеющимся прогнозом, тем отрицательнее должна быть наша эмоция, сопровождающая этот просмотр (потребность развития (+)).

    Исправленный вариант формулы при условии относительности потребности к информации, необходимой именно для её удовлетворения, выглядит вполне приемлемо и всё ставит на свои места. Итак, Э = П (Ио — Ин), т. е. имеем потребность получить новую информацию посредством просмотра выставки. Потребность относится не только к категории развития, но и к категории осознания преимуществ от приобретения, следовательно, эмоциональный фон, безусловно, положительный. Эмоция исчезнет, как только значения “Ио” и “Ин” сравняются. Поскольку Ио больше Ин, то никакой смены знака эмоций не произойдет. Смена прогноза, на который мы рассчитывали, переступая порог выставки, равнозначна смене потребности. Корректировка прогноза происходит следующим образом. Если поступающая в ходе просмотра информация выше наших ожиданий, т. е. выше прогнозируемой, то на общем положительном эмоциональном фоне, обусловленном потребностью приобретений П, возникает дополнительная потребность П1 — осознания непредвиденных прогнозом приобретений. Отсюда и дополнительное количество эмоций к уже имеющимся в наличии. Заметьте, это совершенно иная, новая потребность, хотя и одинаковая по смыслу. Именно в этом заключается оговоренное условие обязательной относительности потребностей к эмоциям и информации, ими вызванными. Эта потребность П1 обусловливает новый виток мышления, направленный на синтез Ио - новый уровень знаний и, соответственно, новую сопровождающую эмоцию — Э1. Таким же образом нетрудно представить и обратную ситуацию, т. е. когда прогноз оказывается выше реально поступившей информации. Различие будет лишь в том, что на общем положительном эмоциональном фоне, обусловленном потребностью П, добавится отрицательная потребность смирения с потерей, связанной с разрушением наших ожиданий.
 
    Ошибочность вывода автора ИТЭ о зависимости знака эмоции от вероятности удовлетворения потребности вытекает из следующих обстоятельств. При неизменном качестве потребности и прогноза ее удовлетворения нарушается принцип относительности их к информации Ин, находящейся в процессе синтеза. Логика такова, что информация, оказавшись более чем достаточной, не может оставаться одновременно необходимой для удовлетворения одной и той же потребности. Лишняя - или отбрасывается за ненадобностью, или является источником появления новой потребности, нового прогноза её удовлетворения.

    Заслуживает внимания и само понятие “вероятность удовлетворения потребности”. Это вполне самостоятельная категория, обуславливающая динамику изменения потребности из одного качества в другое. Низкая вероятность если как-то и связана с образованием отрицательного эмоционального фона, то только вследствие того, что приводит к образованию потребности смирения с фактом невозможности удовлетворить потребность, имеющуюся первоначально. В свою очередь, высокая вероятность удовлетворения потребности уж никак не может явиться причиной смены знака эмоции, а тем более усиления последней. Наоборот, слишком высокая вероятность станет причиной отсутствия каких бы то ни было эмоций вообще.

     Что касается перспектив ИТЭ, то первое, что очевидно, прослеживается, это то, что взаимосвязь: потребность — информация — психический процесс - существует во всех уровнях телесной иерархии, начиная с духовного тела, и вплоть до физического. Например, физиологический процесс будет зависеть от физиологической потребности и средств (более широкое понятие, чем информация) для её удовлетворения. То же самое касается эфирного, ментального и духовного процессов. Эта тройка: психический процесс, потребность, средство её удовлетворения — является основой более общей, чем ИТЭ, теории — психорационализма, о которой речь подробнее пойдет впереди. Главный вывод, на котором мы остановимся здесь, состоит в том, что психика вполне подчиняется рациональному объяснению, рациональным законам и даже может быть отражена в привычных нам условных мерах.

    Разумеется, чем тоньше сам процесс, тем труднее это будет представить средствами физической реальности, поскольку каждый план телесной иерархии предполагает свой язык и свой уровень, свою технику удовлетворения потребностей. Поэтому в который раз остается лишь посетовать, что физический уровень сознания слишком ограничен в познавательных средствах. Увы, такова участь разума, запертого физическими рамками. Рожденный в неволе, он всё-таки предпринимает иногда попытки представить себя на свободе. И в этом ему предел — только ограниченность нашего собственного воображения и интуиции. Каждый свободен и равно заперт лишь в границах собственной веры. Перспективы психорационализма в объяснении взаимосвязей психических процессов самые обнадеживающие. Как ни странно, но более всего его плодами в будущем воспользуются психологи практического толка.


   4. Сигнальная функция эмоции

 Коль речь уже зашла об информации, то вкратце нельзя не отметить сигнально-информационную функцию эмоций. Она важна для общения. Можно не знать языка речевого, но вполне понимать язык эмоций. Эмоция в своем плане выступает в качестве проводника между малыми эманациями индивида и большими эманациями астрального сектора реальности. Сущность сигнально-информационной функции эмоции состоит в том, что в процессе помощи мышлению эмоция не только расширяет границы ментального банка  памяти самого индивида, но, вместе с тем, проявляя себя вовне, задействует для решения проблемы малые эманации (память, силы, средства) других индивидов. Не находя оптимальных информационных установок внутри себя для того, чтобы удовлетворить потребность, тело эмоций воздействует на сознание ближнего. Таким образом, общение можно определить как временное единение сознаний двух и более индивидов в одно целое.

    Самым общим, объединяющим всех нас знаменателем общения, является Бог, все мы едины в Нём всегда, независимо от принадлежности к какой-либо конфессии или непринадлежности ни к одной из таковых. Наряду с этим, мы можем временно объединять сознания на разных уровнях, и на эмоциональном в том числе, с теми, кто нам близок в тех или иных отношениях. Другое дело, какая именно эмоция — радости, горя, страха, гнева и пр. — объединяет нас?  Она может осуществляться на основе совпадения потребностей: начиная с общих (любви, свободы, творчества), кончая самыми что ни на есть материальными — физиологическими, но может иметь место - прямой их антагонизм. В последнем случае мы видим психологические основы распрей разного уровня, войн, переделов мира. Можно дискутировать на тот счет, к примеру, в чём состоит суть единения сознания врагов в ходе их смертельной схватки? Это отдельный разбор. Тем не менее, схема работы эмоции по расширению информационного поля сознания, как собственными средствами, так и привлечением к решению проблемы сознания других лиц, даже враждебных индивиду,  останется непогрешимой.

     Вот почему общение справедливо рассматривать не как какой-то базовый процесс, а как вторичную сигнальную функцию всех психических процессов, как процесс временного единения носителей сознания с целью поиска средств удовлетворения потребностей. Изначально потребность может быть лишь у одного из участников общения, однако в процессе единения потребность одного стимулирует возникновение потребности у другого, даже если таковой потребностью будет благополучие не собственное, а того, с кем общаешься. Эта схема имеет ряд следствий эзотерического характера. Даже в том случае, когда рядом с индивидом испытывающим эмоцию на сотни километров никого нет, то и в этом случае сигнальная функция эмоций продолжает совершать действия по решению проблемы. Для эманаций, посылаемых вовне телом эмоций, не существует физических границ. Эмоция, испытываемая индивидом, не растворяется в мире бесследно. Ведь общение происходит не только в “горизонтальной  плоскости» (между двумя и несколькими физическими лицами), но - и в “вертикальном” (между телами разного уровня единой - своей или с иерархией вашего собеседника), и в “параллельных плоскостях”, не пересекающихся физически, но имеющих связь в тонких планах (речь о двойниках в параллельных мирах, и индивидах имеющих общий Дух).

     Рассмотренные выше функции эмоции — вспомогательная для процесса мышления и сигнально-информационная — вполне объединяются одним общим знаменателем. Обе эти функции призваны мобилизовать, будить, задействовать более широкие информационные источники. В первом случае — резервов собственного сознания, во втором — сознания других лиц. Таким образом, как в том, так и в ином случае преследуется задача расширить информационное поле с целью отбора оптимальной информации для удовлетворения потребности.