Мама, я папу нашёл - 3

Людмила Киреева-Силенко
Продолжение, часть третья
Калиниченко Роман Михайлович:

Поговорили, и решили ехать в город Сталино (Донецк). Это было непросто, на каждой остановке надо  соскакивать с крыши, бежать вперёд, ждать отправления и потом на ходу цепляться и забираться на крышу, так как на каждой станции милиция ловила таких, как мы.
Голодные, чумазые, без гроша в кармане, добрались. Хотелось есть, и чтобы заработать, нанимались к людям на работу, пилили дрова хозяевам. Нас кормили, давали немного денег, но ночевать нигде не принимали – после странствий на крыше мы пропитались паровозным дымом и были похожи на негров.

Уставшие до изнеможения, легли в парке на мягкую  травушку и уснули богатырским сном. Сколько спали, не знаю. Открыл глаза и вижу – рядом с нами стоят под зонтами два милиционера и чуть дальше милицейская машина, которую люди называли «бобик».
 Оказывается, ночью пошёл дождь, и когда люди увидели двух ребят, лежащих на траве, то решили, что если не проснулись от дождя, значит мёртвые. Вызвали милицию. Нас посадили в «бобик» и куда-то повезли. Ехали долго. Оказывается, везли в город Артёмовск, в строительное училище. Там нас оформили на полное государственное  обеспечение. Учили  профессиям  каменщика, штукатура, монтажника, облицовщика, печника. Через шесть месяцев мы с Володей окончили училище с отличием и нас направили работать на стройку.

 Ещё в училище мы видели объявление: «Кто хочет поступить в техникум на всём государственном обеспечении, надо подготовить такие-то документы и аттестат об окончании училища с отличием». Прочитав его, я предложил другу 
– Давай попробуем?
 И начали собирать документы. Надо срочно пройти медкомиссию, кроме того, надо ехать в Сталино, чтобы в областном управлении взять направление на учёбу.               
В училище нам денег не давали, на работе успели проработать всего две недели, тоже ещё ничего не заработали.
 Выход один: опять ехать на крыше.

 Приехали, заходим в управление, а там страшная очередь стоит. Мы, чёрные, как черти, идём по коридору, нам все дорогу уступают. Так, не останавливаясь, мы зашли прямо в кабинет управляющего. Он оторопело взглянул на нас и говорит:
 –  Вы опоздали, приём документов закончен.
 Как можно уйти «не солоно хлебавши»? Мы начали проситься, мол, только с училища, денег нет, приехали на крыше, а учиться дальше так хочется!
 Он попросил наши аттестаты, а там оценки «4» и «5»! Молча выписал направления и бумагу в училище, чтобы нам оплатили проезд к техникуму в город Минск.

Радостные, вернулись в Артёмовск.
 Ночь. Мы уставшие, голодные, очень хочется спать и пойти некуда. Вспомнили, как в училище по трубе заброшенной котельной бегали «в самоволку», и направились туда. Залезли, охранник увидел нас, «красавцев» после путешествия на крыше, перепугался!
 Пришлось уговаривать, чтобы позвонил директору, он нас знает. Директор разрешил поспать до утра, а утром он придёт и во всём разберётся.
 Утром долго решал вопрос с бухгалтерией, но там денег не было, и тогда директор дал деньги, как он сказал «из своего фонда», послал с нами секретаршу, она купила  билеты до Минска и дала денег на обратную дорогу.
 Впервые в своей жизни мы сели в вагон. Перед этим купили бутылку ситро, вымили руки и умылись.

 В Минске директор техникума, просмотрев наши документы, сказал, что идёт последний поток экзаменов, а у нас нет справок о поведении.
 Ну надо же, такое невезение!
 –  Мы поедем, привезём, – заверяли мы с Володей.
 – Вы не успеете, – сказал директор, и начал куда-то звонить по телефону. Оказывается, в Артёмовск, директору нашего училища.
 Стоя рядом, мы слышали, как тот расхвалил нас и сказал, что справки давно отправил, они идут почтой. Таким образом мы были допущены к экзаменам.
 Большинство ребят провалили экзамен по математике, но у нас с другом по этому предмету были пятёрки, и мы смогли поступить.

 В техникуме нас одели, обули, поставили на довольствие, поселили в общежитие. Ежедневно трамваем мы ездили на занятия «зайцами», то-есть без билетов.

Продолжение следует: