1. 23 Представление К. Г. Юнга об окружающем мире

Лариса Болотова
                Из книги Карл Густав Юнг «О жизни после смерти». Вот что он пишет после своей болезни, которая едва не закончилась смертью.

 «Теперь мне снова придётся вернуться в эти ящики» - Мне так казалось из космоса, будто там за горизонтом выстроен искусственный трёхмерный мир, и каждый человек сидит там отдельно в своём ящике. И я должен заново убедить себя, что такая жизнь чего-то стоит! Эта жизнь и весь этот мир казались мне тюрьмой, и меня безумно раздражало то обстоятельство, что я должен воспринимать это как нечто вполне нормальное. Я был так рад освободиться от всего этого, и теперь выходило, что я – как все прочие – буду жить, привязанный, в каком-то ящике. Когда я парил в пространстве, я был невесом и ничего не связывало меня».

 «И хотя в чём-то главном моя вера в мир была восстановлена, я никогда более не мог избавиться от ощущения, что эта «жизнь» - лишь некий фрагмент бытия, нарочито разыгрываемый в трёхмерной, словно наскоро сколоченный ящик, вселенной»

 «Мы  боимся и избегаем разного рода вторжений «вечности» в нашу обыденность, но я могу описать свой опыт лишь как блаженное ощущение собственного вневременного состояния, когда настоящее, прошлое и будущее слиты воедино. Всё, что происходит во времени, всё, что длится, предстало вдруг как некое целое. Не было более временного следования, и вообще ничто не могло быть измерено в понятиях времени. Если бы я и смог описать этот опыт, то лишь как состояние; состояние, которое можно ощутить, но вообразить невозможно. Разве я могу вообразить, что я существую одновременно – вчера, сегодня и завтра? Тогда обязательно будет что-то, что ещё не началось, что-то, что происходит сейчас, и ещё что-то, что закончилось,  - и все это – вместе, всё едино. Я же чувствовал лишь некую сумму времён, радужную оболочку, в которой было сразу и ожидания начала, и удивление от того, что происходит, и удовлетворение или разочарование исходом. Я сам был неотделим от всей этой целостности, и всё же я наблюдал это совершенно объективно».

 «Ощущение объективности, которое я испытывал во … сне и своих ведениях, происходит от совершившейся индивидуации. Оно означает отстранённость от всякого рода оценок и от того, что мы зовём эмоциональными привязанностями. Для человека эти привязанности значат очень много. Но они всегда несут в себе проекцию, некое субъективное смещение угла зрения, и необходимо устранить его, чтобы достичь объективности и самодостаточности. Эмоциональные связи – это наши желания, они  влекут за собою принуждение и несвободу.

 Мы чего-то ожидаем от других, и тем самым ставим себя в зависимость от кого-то. Объективное знание, как правило, скрыто за эмоциональным отношением, и в этом суть. И только объективное знание делает возможным действительное духовное соединение.

 Я принимал условия существования такими, какими я видел их, такими, какими я их понимал, и я принимал себя самого таким, каким мне суждено быть. В начале болезни у меня было такое чувство, что в моих отношениях с этим миром не всё благополучно и что я в некоторой степени несу ответственность за это.  Но каждый, кто идёт по этому пути, кто проживает свою жизнь, неизбежно делает ошибки. От ошибок и опасностей не застрахован никто. Можно полагаться на какой-то путь и считать его надёжным. И этот окажется смертельным. Там не произойдёт ничего, - по-настоящему ничего!  Надёжный и проверенный путь – это путь к смерти».

                Получается, что важен сам процесс познания, то есть путь к истине, а не столько сама истина?

«Лишь после болезни я понял, как важно утвердиться в собственной судьбе. Наше «я» проявляет себя обычно в ситуациях непредсказуемых, непостижимых. Это «я», которое способно терпеть, способно принять правду, способно справиться с миром и судьбой. Только в таких случаях наши поражения становятся победами. И тогда ничто не в состоянии нам помешать – ни извне, ни изнутри.  Тогда наше «я» способно устоять в потоке жизни, в потоке времени. Но это верно лишь в том случае, если мы не намерены и не пытаемся вмешиваться в ход своей судьбы.

Ещё я понял, что некоторые свои мысли надлежит принимать как должное, их ценность в том, что они есть. Категории истинного и ложного, разумеется, присутствуют всегда, но они не всегда обязательны и не всегда применимы. Наличие таких мыслей само по себе более важно, чем то, что мы об этом думаем. Но и это – то, что мы думаем, - не должно подавлять, как не должно подавлять любое проявление своего «я».

                Из книги «Тайна смерти» составитель М. Ошуркова (стр. 98).

Данная статья представлена на сайте Яндекс.Дзен, ссылка на канал Болотова Лариса или Booklife2015 дана в конце моей страницы. Приятного всем прочтения.