Сказки Мастера Тик-Так

Александр Захарьев
Пьеса для театра кукол

 Действующие лица:

Мастер Тик-Так

Снеговик

Дед Мороз

  Мастер Тик-Так выходит из дверей главного, зрительского входа, взмахивает палочкой, часы начинают играть музыку, Мастер дирижирует, музыка заканчивается, Мастер кланяется и жестом своей палочки приглашает зрителей в зал. Часовая мастерская.
   Декорация представляет собой часовой механизм.

МАСТЕР. Ещё раз, здравствуйте, друзья! Добро пожаловать в мою часовую мастерскую. А меня зовут Мастер Тик-Так. Я слежу за тем, чтобы наши знаменитые часы, которые вы только что видели, никогда не ломались и всегда показывали точное время.
 
(Он берёт маслёнку, заливает масло в механизм, шестерёнки бешено завертелись, пошел дым, взрыв, вылетели пружины. Мастер, лихорадочно, запихивает их обратно.)

МАСТЕР. Ой, простите… Работа моя непростая и в ней всякое случается (всё исправил). Извините, ну вот, кажется, всё в порядке. Наши часики опять как новенькие!.. Да, что не говори, а я обожаю свою работу, ведь она приносит не только пользу всем людям, но и радость. (что-то опять вылетело, Мастер «незаметно» поставил на место) А ещё я очень люблю рассказывать всякие интересные истории и сказки. И сегодня я расскажу вам удивительную историю про… А, впрочем, сейчас сами всё увидите.

Мастер взмахнул своей палочкой, зазвучала сказочная музыка.
               
МАСТЕР. Наступила долгожданная зима. (пошёл «снег») Первые морозы превратили грязные лужи в узорчатые, сказочные окошки. (достал сосульки и повесил на декорацию) Карнизы крыш, подоконники, водосточные трубы украсили хрустальные гирлянды сосулек. Пушистые хлопья первого снега нежно укрыли дома, деревья, машины, заборы, лавочки, парки. (накрывает белой тканью декорацию и некоторых зрителей) Целые города спрятались под белоснежным покрывалом. ( позвонил в колокольчик) В школах наступили каникулы. Озорная детвора пустилась кататься на коньках и санках, играть в снежки, строить крепости, лепить снеговиков, украшая их головы сухими веточками, коробками из-под обуви или старыми ведёрками… (сделал снеговика) И когда солнце пряталось за дома, наступал вечер, зажигались фонари, и все отправлялись спать в свои тёплые, уютные кровати, снеговики оставались совсем одни. Они торчали на морозе и терпеливо ждали наступления следующего дня.

    Снеговик оживает, начинает ходить. «Раз, два… Раз, два! Раз, два, три, четыре!»

СНЕГОВИК. Ого? Ого-го!!! Уррра!!! Наконец-то я смог пройтись по этому хрустящему снегу! Сбылась моя самая заветная мечта! Сколько раз я видел это во сне!
МАСТЕР. (тихонько) Сколько? Ни разу.
СНЕГОВИК. (замечает Мастера) О! А ты кто такой?
МАСТЕР. Я Мастер Тик-Так. Ты что, меня не узнаёшь? Я же тебе приделал эти замечательные руки.
СНЕГОВИК. Да уж, «замечательные», а попрямей не мог найти?
МАСТЕР. Не привередничай.
СНЕГОВИК. А это что за ведро? Ржавое, с дыркой. У самого-то вон какая шляпа.
МАСТЕР. Ну, хочешь, давай поменяемся. (надевает ведёрко себе, а снеговику шляпу, в которой он утопает)

    Снеговик бегает в шляпе, ничего не видя, ударяется об декорацию, падает.

СНЕГОВИК. Эй, ты! Мастер Ку-ку!..
МАСТЕР. Не Ку-ку, а Тик-Так!
СНЕГОВИК. Да забери ты свою дурацкую шляпу и верни мне моё ведро!
МАСТЕР. (возвращает ему ведро) Ну вот, видишь… «Не по Сеньке шапка», как говорится.
СНЕГОВИК. Сам ты Сенька. И кем это ещё «говорится»?
МАСТЕР. Кем, кем… Это пословица такая.
СНЕГОВИК. Посло… чего?
МАСТЕР. Пословица. Народная мудрость.
СНЕГОВИК. Ладно, ладно. Не умничай, помоги лучше мне.
МАСТЕР. С удовольствием! А что делать надо?
СНЕГОВИК. Раз я теперь умею ходить, хочу посмотреть всё-всё вокруг. Где, что и как. Подскажи, в какую сторону лучше отправиться в путешествие? Туда или сюда? (вертится в разные стороны)
МАСТЕР. Иди, куда хочешь. Тому, кто сам весел, нигде не бывает скучно!
СНЕГОВИК. Тогда пойдём туда! (подумав) Нет, лучше сюда. Нет, лучше уж туда. (начинает бегать «туда-сюда», разваливается на части, Мастер делает его заново)
МАСТЕР. Ты слишком долго то не думай, а то так можно и голову потерять!

    Мастер взмахнул своей палочкой, зазвучала музыка.
               
 Снеговик зашагал и запел.

СНЕГОВИК. «Во саду ли, в огороде
          Девица гуляла…»
МАСТЕР. Стоп, стоп! Какая «девица»?  Ты же Снеговик? Вот и пой про себя.
СНЕГОВИК. Давай ещё раз!
                (зазвучала музыка, Снеговик зашагал, запел)

                Снеговик идёт по снегу,
                Песню напевает.
                Хорошо тому на свете,
                Кто не унывает!

 (музыка закончилась, Снеговик остановился)
 
СНЕГОВИК. Ну?
МАСТЕР. Что?
СНЕГОВИК. Пришёл.
МАСТЕР. И?..
СНЕГОВИК. И где всё? Или, хотя бы, хоть что-нибудь?
МАСТЕР. А, понял!.. (достал книгу «БУКВАРЬ») Вот!
СНЕГОВИК. Это что?
 МАСТЕР.  А… это такая книга, по которой все дети учатся читать в школе.   
СНЕГОВИК. О! Я тоже хочу научиться читать! Это что за закорючки нарисованы?
МАСТЕР.  Это не закорючки, а буквы. Вот, смотри: это – буква Б, запоминай, это – У, это – К (Снеговик повторяет), это – В, это – А, это – Р, а это – мягкий знак.
СНЕГОВИК. (постучал по Ь) Не такой уж он и «мягкий».
МАСТЕР.  Итак: Б,У,К,В,А,РЬ. Какое слово получилось?
СНЕГОВИК. (подумав) Книга?
МАСТЕР.  Нет, не «книга». Давай ещё раз. Это Б, а это – У, получается БУ!
СНЕГОВИК. Ты чего меня пугаешь?
МАСТЕР.  Да никого я не пугаю, это так получается: Б и У, а вместе будет БУ.
СНЕГОВИК. А, понял… БУууууу!!!!! (пугает Мастера) Так?
МАСТЕР.  Да, да. Смотри дальше: К, В, А – получается КВА.
СНЕГОВИК. О! Это как лягушка квакает. Ква! Ква ! Кваааааа…
МАСТЕР.  Да, как лягушка, успокойся… А это (показывает на РЬ) как мотоцикл тарахтит: Рррррррьььь!...
СНЕГОВИК. Классно у тебя получается!
МАСТЕР.  А теперь ты повтори всё вместе.
СНЕГОВИК. БУ! КВАааааааа! Рррррррррррррррьььььььь!!!!!!.....
МАСТЕР.  Ну и что получилось?
СНЕГОВИК. Книга!
МАСТЕР.  Нет! Не книга, а БУ-КВА-РЬ !
СНЕГОВИК. БУ-КВА-РЬ?... А! БУКВАРЬ! Букварь!!!
МАСТЕР.  Ну, конечно!
СНЕГОВИК. Ура! Я научился читать!
         
                (запел и зашагал)

                Снеговик идёт вприпрыжку,
                Пятками сверкает.
                Хорошо тому, кто книжки
                Каждый день читает!

           Появляются часы.

СНЕГОВИК. А это что за тарелочка?
МАСТЕР. Не тарелочка, а часы.
СНЕГОВИК. Часы?
МАСТЕР. Да. Это такой прибор, с помощью которого все люди определяют время.
СНЕГОВИК. А зачем его определять? Ему что, плохо быть неопределённым?
МАСТЕР. Ему то, может, и не плохо, а вот нам с тобой нужно уметь определять время по часам, чтобы никуда не опаздывать и всё делать вовремя! Вот, смотри: большая стрелка показывает минуты, а маленькая часы. Сколько сейчас времени?
СНЕГОВИК. Я думаю, немножко, а может и множко… Откуда я знаю?
МАСТЕР. Ребята, подскажите, сколько сейчас времени? (зал отвечает) А сейчас? (дети снова отвечают)
 
     Идёт игра с залом, Снеговик повторяет за детьми.

МАСТЕР. Снеговик, а сейчас сколько времени показывают наши часы?
СНЕГОВИК. Двенадцать часов и ноль минут!
МАСТЕР. Правильно!
СНЕГОВИК. Ура! Я научился определять время!
            
МАСТЕР. Определённо!

       Снеговик идёт, уже не поёт, музыка играет.

МАСТЕР. Вот так и стал путешествовать наш Снеговик. Много всего повидал, со многими подружился…(игра с залом) Но однажды, как говорится, в один прекрасный день…

            Появляется цветок.
 
 СНЕГОВИК.  О! А это что за явление природы?
МАСТЕР. (посмотрев в монокль) По -моему это цветок.
 СНЕГОВИК. Ты что? Откуда зимой цветы? 
МАСТЕР. Как «откуда»? Из-под снега.
 СНЕГОВИК. Это что-то новенькое. (обходит с разных сторон, разглядывает) Это что «зимняя ромашка»?
МАСТЕР. Не угадал, подумай.
СНЕГОВИК. Может «кактус-морозоус»?
МАСТЕР. Опять мимо.
 СНЕГОВИК. Ну а что? Подскажи.
МАСТЕР. Цветок откуда вылез?
СНЕГОВИК.  Откуда? Из-под снега.
МАСТЕР. Значит он и называется…
 СНЕГОВИК. (догадываясь) Из… под… снега… вылизайник! Изподснегавылизайник?
МАСТЕР. Да нет же! Подснежник. Он растёт под снегом.
 СНЕГОВИК. (благостно) Подснежник! (нюхает) Как красиво… Апчхи! (у него отскочила морковка)
МАСТЕР. (приделал морковку обратно) Эй, эй, потише!
  СНЕГОВИК. (опять нюхает) Подснежничек! Апчхи! (опять отлетела)
МАСТЕР. (приделывая морковку) У тебя что, аллергия?
СНЕГОВИК.  Дездаю, у бедя что-то из доса бодекло.
                Мастер достал платок вытер ему нос.
МАСТЕР. Странно, разве у снеговиков бывает насморк?
 СНЕГОВИК. Бде кажется, у бедя тебпература. (опять понюхал, хочет чихнуть) А! А! А!
МАСТЕР. (зажав ему нос и рот) Стой! Снеговик, я всё понял! Началась оттепель! Вот ты и начал таять. Весна скоро! И подснежник поэтому появился.
СНЕГОВИК. Что же делать? Я не хочу совсем растаять! Не хочу превратиться в лужу! (запаниковал, забегал)
МАСТЕР. Снеговик! Я знаю! Надо тебя срочно спрятать в холодильник до следующей зимы.
СНЕГОВИК. (подумав) Что бы я просидел всю весну, лето и осень в тёмном холодильнике с котлетами, пельменями и сосисками? Ни за что! 
МАСТЕР. Тогда, может, мороженое?
 СНЕГОВИК. Точно! Тащи, быстрее, мороженое, да побольше!
 
   Мастер достал эскимо, Снеговик его сразу проглатывает, Мастер достаёт другое, Снеговик и его проглатывает, достаёт третье, Снеговик съедает опять, кусает Мастера за палец.

МАСТЕР. Ай! Это сколько же нужно эскимо, чтобы ты не растаял до следующей зимы?! Нет, этот вариант не годится!
СНЕГОВИК. Годится! Давай ещё!
МАСТЕР. Нет, не годится!.. Слушай, у меня есть знакомый зубной врач, я его позову, он придёт и сделает тебе заморозку.
СНЕГОВИК. Только не это! Я боюсь уколов! Боюсь зубных рвачей! (опять забегал в панике) Боюсь растаять! Я всего боюсь!.. (заплакал, полились слёзы)
МАСТЕР. Подожди, Снеговичок, не реви… а может, напишем письмо Деду Морозу? Он же волшебник, всем помогает и нам поможет!
СНЕГОВИК. Точно! Давай бумагу и карандаш.

    Мастер достаёт бумагу, подаёт Снеговику карандаш, тот никак не может взять.
 
СНЕГОВИК. Вот какие ты мне руки смастерил, ничего удержать те могу. Прям не руки, а крюки! Пиши сам, а я тебе диктовать буду!
МАСТЕР. Диктуй.
СНЕГОВИК. Здравствуй, дорогой Дедушка Мороз! Поздравляю тебя с Новым… Апчхи! (нос отвалился)
МАСТЕР. Ты можешь покороче? Сейчас ведь в лужу превратишься!
СНЕГОВИК. (очень быстро и громко) Ай! Помогите! Дед Мороз! Я не хочу растаять! Сделай!.. Сделай что-нибудь! Ай!.. Преврати меня в кого-нибудь! В того, кто никогда не тает! ай! (спокойно) Твой Снеговик.
МАСТЕР. (дописав) Готово! А теперь…
                (заиграла музыка)

                Лети письмо заветное,
                Лети в далёкий край,
                В Устюг, Морозу-дедушке
                Ты просьбу передай!

    Засверкали фонари, завертелись шестерёнки. Мастер помогает письму пролететь над зрителями, а в это время появляется окно Деда Мороза с надписью «УСТЮГ».

СНЕГОВИК. (вылезая из укрытия, читает) У-тюг.
МАСТЕР. Не «утюг», а Устюг, вотчина Деда Мороза.
СНЕГОВИК. Чего, чего у Деда Мороза?
МАСТЕР. Да ничего! Живёт он там. Загородный дом.
СНЕГОВИК. Типа дачи?
МАСТЕР. Да, да, типа дачи! Спрячься! (Снеговик прячется)
МАСТЕР (позвонив в колокольчик) Дедушка Мороз!
Д.М. Иду, иду!.. (включается свет в окне, виден силуэт его головы. теневой театр) Здравствуйте, ребята! Здравствуйте папы и мамы, бабушки и дедушки…
МАСТЕР. (перебивая) Дед Мороз, это я.
Д.М. Кто я?
МАСТЕР. Мастер Тик-Так.
Д.М. А, это ты. Ну что опять стряслось? Часы поломались?
МАСТЕР. Нет, часы работают «как часы». Я тебе письмо принёс от Снеговика.
Д.М. И что ему нужно? Новое ведро?
МАСТЕР. Нет, не ведро, вот послушай. «Здравствуй, дорогой Дедушка Мороз…»
Д.М. Ну, это понятно, ты суть читай.
МАСТЕР. «Ай, помогите, Дед Мороз, я не хочу растаять, сделай, сделай что-нибудь, ай. Преврати меня в кого-нибудь в того, кто никогда не тает, ай, твой Снеговик.»
Д.М. А в кого я его превращу?
МАСТЕР. Ну я не знаю… может… (обращается к залу) Ребята, подскажите, в кого превратить Снеговика? (дети отвечают)
Д.М. Он же Снеговик, из снега сделан, а снег тает по весне, превращается в воду. Тут ничего не сделаешь. Закон природы! Я и сам в конце зимы отсюда уезжаю, туда, где попрохладнее.

              Снеговик вышел из укрытия, стоит, опустив голову.

СНЕГОВИК. Значит ничего сделать нельзя?
Д.М. Да, я бы рад, Снеговик, но тут видишь какая штука…
СНЕГОВИК. Ничего, ничего?
Д.М. Нет. Но на следующий год тебя опять ребята сделают из снега.
СНЕГОВИК. А вдруг не сделают, а вдруг это буду уже не я, а какой-то другой снеговик? (пауза)
МАСТЕР. Стойте! Дед Мороз, ты сказал, что уезжаешь отсюда, туда, где прохладнее.
Д.М. Да, на Северный плюс.
МАСТЕР. Вот и отправь Снеговика на этот самый полюс, там то он точно не растает!
Д.М. А что, замечательная идея! Отправляйся-ка ты, братец на Северный полюс. Будешь там полярникам спектакли показывать или белым медведем работать. Ты же даже похож на белого медведя.
СНЕГОВИК. (радостно) Ещё как похож! Вот смотрите! (ходит как медведь, поёт: «Где-то на белом свете…»)
МАСТЕР. Вот спасибо тебе, Дед Мороз!
Д.М. Снеговик! Полезай в ракету!

      Появляется ракета, звучат позывные. Снеговик садится в ракету.
               
Д.М. Внимание! Внимание! Говорит Дед Мороз! (звучат позывные) Сегодня в 12 часов по московскому времени Снеговик отправляется в полёт на Северный полюс!
МАСТЕР. (в рупор) Даю отсчёт! (закрутились шестерёнки) Пять! Четыре! Три! Два! Один!
СНЕГОВИК. Поехали!

    Звучит грохот ракеты, бой часов. Снеговик улетает. Финальная музыка.

МАСТЕР. Вот так и отправился наш снеговик на Северный полюс до следующей зимы. Так что придёт весна, за весной – лето, после лета – осень, потом опять настанет зима, Снеговик вернётся с Северного полюса, вы, может быть, вновь придёте к нам в гости, в мою часовую мастерскую и мы обязательно расскажем вам новую историю. А пока…

                Время мчится, слышите, «тик-так…»?
                Стрелки удержать не в нашей власти.
                И прощаясь, говорим мы так:
                «С Новым годом! С Новым счастьем!»

                Конец.