Классность

Александр Анастасин
-У тебя классность есть что ли?- спросил сержант после заезда уже совсем миролюбивым тоном.
-Есть.
-Откуда?
-От верблюда.
-Чего ерепенишься то? Кадет что ли?
-Казанский.
-Понятно.

Никакой классности у меня, ясное дело, не было. Но сдерзить сержанту был обязан.

Сержанты – инструкторы батальона обеспечения побаивались выпускников суворовских училищ. Опасались с ними конфликтовать. Можно было быстро нарваться на жёсткий ответ. Тот, кто закончил суворовское училище, он, несмотря что молодой по возрасту, уже не первый год в погонах.  Побольше в строю прошагал, чем любой сержант-срочник. Казанских и калининских кадетов, - так называли суворовцев для простоты,- тех считали особо задиристыми.

Я только что проехал круг по танкодрому. На танке. Впервые в жизни. Без препятствий. Просто по кругу. Километра три всего. Разогнаться толком не дал сержант.

Всё кричал мне в шлемофон:
-Тише, тише!!
Пятую передачу даже не позволил включить.

Погодка – самое то. Пыли нет. Небольшой снежок. Подморозило. Грунт твёрдый. Шестьдесятдвойка попалась хорошая, не разбитая совсем. Легко бежит по замерзшему грунту.

Перед заездом сержант начал меня инструктировать – выгибать пальцы. Он инструктор. Я первокурсник Ульяновского танкового училища. Над первокурсниками инструкторы всегда потешались.

Ну и правда. Мало кто мог сразу нормально поехать на танке. Особенно городские ребята, которые техники никакой в своей жизни не видели.

А меня хрен ли учить?

-Ну, всё-таки, откуда так водить умеешь?- не унимался инструктор.
-В колхозе ездил на любой технике. Много.
-Понятно тогда.

Едем после вождения с танкодрома обратно в училище. От нечего делать начинаю перебирать в голове, на какой же я технике в своей жизни умел ездить до этого дня? Когда впервые сел за рычаги танка.

Так. Мотоциклы. Этого полно было в деревнях. Пацаны все работали на комбайнах, на тракторах. Зарабатывали. Мотоциклы у всех были. За сезон помощник комбайнёра мог и пятьсот рублей, и больше заработать.

Все хотели Яву или, вот новый появился мотоцикл – Иж-Планета Спорт. Стоил он ровно тысячу рублей. Два сезона надо было отработать на такой аппарат. А Ковровцы, Восходы – те стоили недорого. Мотороллеры мы не уважали, но тоже кое-кто покупал. Тульские, трехколесные. Девчонки в основном на них катались. Минские мотоциклы дешёвые были.

На мотоциклах я наездил много. Начиная со старого отцовского Иж-49. Ижи все – и Планета и Юпитер, и с коляской и без коляски. На Урале тоже приходилось ездить. Мощная машина.

На Яве прокатился раз. Двухцилиндровая. В подъём летит как на крыльях. Мотор только жужжит, как пчёлка.

За руль автомобиля впервые сел на руках у отца. В первом классе. Только что пошёл в школу. Потом отец пустил меня одного. Огромное поле – до горизонта. Скошенная люцерна. Стога стоят, смётаны уже.

-Давай, вон там, между стогами восьмёрками проезжай,- сказал он мне.

И я поехал.

Это был Москвич-410. Мало кто знает сейчас, что за машина этот Москвич. А это был полноприводный джип. На больших колёсах. На нём я потом немало поездил и по грязи, и по сугробам.

Потом у отца пошли уазики. У него я всегда был основным шофёром. С утра до ночи. И ночами. Когда не в школе. Помог ему износить три уазика. Первые два были ГАЗ-69. Отец всегда брал десятиместный, вместительный. Такой в колхозе предпочтительнее. Последний был уже УАЗ-469.

На Волге, ГАЗ-21, проехался только один раз. Заезжал к отцу председатель соседнего колхоза. У него Волга была. Дал мне прокатиться.

-Пижон ты,- говорил ему отец,- как ты по полям ездишь на такой машине?

-А на хрен мне поля,- отвечал тот,- мне, главное, до Казани скататься, а по полям пускай агроном ездит.

Эх, чудо-машина эта Волга. До сих пор иногда ностальгирую. Жалею, что не было у меня такой.

Грузовики. Дядя Валя разрешил мне поехать на ГАЗ-51, когда я уже нормально мог водить уазик. У этой машины есть особенность. Нужно делать двойной выжим сцепления при переключении передач. Точно так же потом оказалось и на танке – на Т-62. Поэтому для меня всё это оказалось просто.

Любимый мой грузовик – ЗИЛ-130. Мне в нём нравилось всё – как работает мотор, как переключаются передачи. Тормоза!!! Тормоза у него – просто зверские. Лёгкий руль – с усилителем. Кабина просторная, по сравнению с газончиками, трехместная.

Уже когда девяностые пошли. Развал в армии. Везде развал. Денег нам не платили. Купил я тогда ЗИЛ-130. Старый. Перебрал его своими руками. До последней гайки. Зарабатывал на нём на кормёжку. Гонял за рулём в Ростов, в Питер, в Казань, в Тольятти. Гаишники удивлялись, когда тормозили меня – полковник за рулём на грузовике.

А до этого пришлось поездить и на ЗИЛ-157, и на ЗИЛ -164. Там рулевое очень тяжёлое, без усилителя.

Трактора. Начинаю перебирать в голове – Т-40, МТЗ-50, МТЗ-52. Это колёсные машины. На них и лес таскали с делянки волоком, и грузы возили разные с прицепом. С сеялкой по полю, с культиватором, с картофелекопалкой - тоже бывало. Коробку хоккейную расчищали от снега колёсным трактором.

Очень мне нравился маленький тракторишка – ДТ-20. Удобная машинка, лёгкая в управлении, маневренная. А ещё было самоходное шасси, СШ-18. Вообще шикарный аппарат. С кузовом впереди кабины. Уже сейчас, когда пишу этот рассказик, подумал, вот бы купить себе такой на дачу. Эти мини-трактора, что сейчас продаются – барахло какое то. Да ещё за бешеные деньги.

Хотелось, конечно прокатиться на большом тракторе - К-700. Но так и не получилось.  Даже Фрунзик Мкртчан мог на нём – в кино. А я нет. Обидно.

Гусеничные трактора – ДТ-54, ДТ-75, Алтай Т4. На них тоже приходилось куролесить. И пахали на них, помогали мужикам, и дороги зимой расчищали бульдозером.

Полный восторг у меня вызывал С-100. Вот настоящий трактор. Мощный большой бульдозер. Присылали нам такой на помощь шефы – с предприятия. Я уж тут не упустил момента, задружился с бульдозеристом. Разрешал он мне, пока сам обедал, ковырять грунт, когда плотину большую строили поперек Прорвы, так речушка наша называлась.

На комбайне СК-4 два сезона отработал. Помощником.

В общем, поездил я до танкового училища на технике всякой немало.

А тут танк – да никакой для меня сложности. Такой же трактор, только с пушкой.

  2015