Очередь

Виктор Ахманов 3
               
С самого утра в душном воздухе учреждения «Регистрационная палата» чувствовалось напряжение – народу набилось, как сельдей в бочке. Расставленные вдоль стены стулья, диванчики – все было занято клиентами всяких возрастов и разного достатка. От стариков с землистыми лицами до ярких благоухающих дам и полных господ в сопровождении модных парней, судя по кожаным портфелям – риэлторов. "Свеженькие" посетители, шокированные столпотворением, не раздумывая выскакивали прочь. Некоторые, прежде чем покинуть заведение, наводили справки, быстро ли движется очередь, давно ли занимали ее. Народ, что с виду попроще, охотно отвечал, разъясняя, что прием идет в порядке живой очереди, которую некоторые присутствующие занимали аж с вечера прошлого дня.
 -- Так что, всю ночь так и стояли? – громко удивился кто-то. 
-- Мы в машине ночевали. Каждые три часа перекличка, – сердито пояснила пожилая женщина, прихватившая с собой вязание.   
--  У меня мать после операции, –  поделилась женщина в очках с печатью сильной усталости на лице. –   Привезли с мужем ее сюда и не знаем, что теперь делать.
-- Если вы на машине, то попробуйте доехать до  Заднепровского филиала, там поменьше народу бывает, –  подсказала девушка.
-- Какое поменьше! –  воскликнул мужчина. –  Только что оттуда приехал.  Там  чуть до  драки дело не дошло, ОМОН вызывали. 
-- А талончик не пробовали взять? –   подсказала женщина с вязаньем. 
-- Талоны тоже по записи, –  возразила ей соседка. – А на прием попадешь, еще не факт, что  дадут – обязательно какой-нибудь бумажки не хватит.
--  Что за дикость, – окончательно расстроилась дама. –   Везде пренебрежение к нуждам людей…
 -- Это не пренебрежение, а самое настоящее издевательство, –  поддержал ее старичок. – Сталин стране  нужен.
-- Никакой Сталин нам не поможет, – отрешенно вздохнула дама. – Только чудо. Сядут они когда-нибудь в один самолет...
Минул час и никого не вызвали. От скуки публика начала приглядываться друг к другу и наблюдать за тем, как ведут себя дети. Малыши резвились, путались в ногах, иногда падая и ударяясь головой об пол. Мамы поднимали их на ноги и снова давали полную свободу.
  -- До обеда вряд ли пройдем, –  высказала сомнение женщина с вязанием.
 --  Пройдем ли вообще! – скептически добавила ее соседка. – Вчера до обеда прошло десять человек, после обеда – пять. 
-- Мы тоже вчера не успели, - вступила в разговор девушка, придерживая разыгравшегося малыша. – В четыре часа зашло сразу семь человек, у них какая-то сложная сделка была – так и пробыли до конца рабочего дня.
Загорелось табло зала регистрации, и туда устремилась небольшая делегация, ведомая молодым лысым мужчиной с портфелем.
-- Мужчина, вы куда без очереди?! – окликнули парня, пристроившегося в хвост.
-- Мне только спросить.
-- Нам  всем только спросить, – резанула воздух какая-то очередница.  – Тут одна зашла спросить и до сих пор не вышла.
-- А я все равно зайду.
-- А я вас не пущу.
Табло неожиданно повторило «зеленый свет»
-- Какой номер по очереди сейчас проходит? – раздался нервный голос из толпы.
-- Шестнадцатый.
-- Шестнадцатый побежал ксерокопию паспорта снимать, – ответил кто-то.
-- Тогда семнадцатый
-- Семнадцатого тоже нет.
-- Так кто сейчас заходит? 
Со всех сторон к двери устремились люди.
Посыпались реплики:  «А вы куда лезете? Вы позже меня пришли!»,  «Не знаю, я вас не видела», « За кем вы?», «Я за девушкой в белой  шапочке», « За девушкой мужчина занимал, а я за ним была».
-- Я сейчас иду, –  поднял руку парень.
-- Какой  ваш номер? –  осадила его базарным голосом сердитая  дама.
-- Двадцать первый.
-- Вам еще рано.
-- А если нет никого?
-- Как это нет! – еще разозлилась дама. – У меня –  девятнадцатый! Несите сюда список!
Подошла дама со списком. Ее сразу взяли в плотное кольцо.
-- Восемнадцатый, не поздно еще? – подскочил  молодой человек.
-- А где вы болтаетесь, восемнадцатый! Сейчас пойдете. Фамилию назовите только  свою.
-- Ой, извините, опоздала, –  оттеснила парня запыхавшаяся клиентка.
-- А какой у вас номер?
-- Пятнадцатый.
-- Пятнадцатый номер у меня, – возразил дед-сталинист. – Я вчера еще  вечером записался.
--  Того списка уже нет. В пять  утра перекличка была, кого не было – вычеркнули.   
-- Как это вычеркнули, –  опешил дедушка – Договаривались же, что никаких перекличек не будет.
-- Не знаю, поговорите, может, вас пустят.
-- Я не пущу, –  сразу предупредила женщина с вязанием.
В это время открылась дверь регистрационного зала, и две  подпеченные ламповым загаром девушки направились к выходу. Следом высунулся, как лазутчик,   мужчина лет сорока в  полосатом костюме.
-- Куда это они? – робко спросил кто-то.
--  Курить. У них технический перерыв 15 минут, теперь до обеда точно не успеем.
-- Хреново…
-- Тихо, вы, не ругайтесь – зашипела дама со списком. – Могут вообще прекратить прием.
-- А можно посмотреть список? –  вдруг подступилась к ней неприметная женщина.
-- С чего это я вам должна показывать, – недобро ответила «смотрящая» и на всякий случай свернула лист вчетверо.   
-- А я хочу посмотреть.
-- Не дам! Один уже порвали.
«Неприметная»  попыталась выхватить бумагу.
-- Вы посмотрите, что она делает, сумасшедшая!
-- Сама ты сумасшедшая!
-- Чего   вы скандал устраиваете, –  вмешались со стороны.
--  Хочу проверить, есть ли там моя фамилия.
-- Хорошо, я посмотрю, – согласилась «смотрящая». –  Фамилию назовите.
-- Хренова!
-- Я же говорю, что она дура! – спрятала список дама.
-- Что вы меня оскорбляете? 
-- Я вас попросила фамилию назвать! А вы что мне ответили?
-- А я вам сказала, Хренова!
-- И не стыдно?
-- Нет.      
Женщины молча буровили друг друга взглядами.
-- Номер скажите,– не выдержала дама со списком.
-- Сорок третий, – спокойно ответила «Хренова»
Смотрительница  за очередью достала очки,  развернула исписанный корявым почерком листик и стала изучать его.
-- Ой, и правда.
 Очередь захохотала.

Смоленск 2009
 (репродукция Пётр Алексеевич Белов (17 октября 1929 — 30 января 1988) — живописец и художник театра, заслуженный художник РСФСР (1978). "Беломорканал" 1985 год)