Е. Комаровский-комадующий внутренней стражи России

Александр Бельский Город Орёл
Евграф Федотович Комаровский - первый комадующий внутренней стражи России

29 ноября 2021 года исполнилось 252 года со дня рождения генерала от инфантерии графа Евграфа Федотовича Комаровского, свыше 18 лет командовавшего внутренней стражей, которая по праву считается прообразом войск национальной гвардии.


Евграф Федотович Комаровский (29.11.1769 (18.11. по старому стилю)
– 25.10.1843 (13.10. по старому стилю).

Родился 29 ноября 1769 года в Санкт-Петербурге в семье чиновника дворцовой канцелярии. Рано лишившись родителей, с помощью родственников получил воспитание и образование в лучших петербургских пансионах, был записан по-тогдашнему обычаю, принятому в дворянских семьях, на военную службу сначала сержантом в лейб-гвардии Преображенский, затем в Измайловский полк.
Жил в Орловской губернии.

В 1799 году участвует в Итальянском и Швейцарском походах под командованием генерал-фельдмаршала А.В. Суворова. Был отмечен орденом Св. Анны 2-й степени за отличия «при разбитии многочисленного неприятеля при реках Тидоне, Треббии и Нуро», знаком того же ордена, алмазами украшенным, «за оказанную храбрость» в бою при г. Нови, а также орденом Св. Иоанна Иерусалимского. В ноябре того же года произведён в генерал-майоры.

В июле 1811 года назначен инспектором внутренней стражи, занялся организацией и устройством нового войска.

Во время Отечественной войны 1812 года содействовал формированию государственного ополчения и резервных полков, для этой цели были выделены окружные генералы, офицеры и нижние чины внутренней стражи.

Вместе с подчинёнными организовал поставку лошадей в действующую армию. Под его руководством внутренняя стража обеспечивала «тишину и спокойствие» в империи. В связи с созданием в 1816 году Отдельного корпуса внутренней стражи назначается его командиром. В том же году производится в генерал-лейтенанты.

Граф Е.Ф. Комаровский награждён семью отечественными орденами и одним иностранным, бронзовой медалью в память 1812 года.

Документальный фильм "Ожившие истории Евграфа Комаровского"
             ___________________________________________



Выдержки из книги «Записки графа Е.Ф. Комаровского».

Я родился 1769 года 18 ноября в Петербурге, на Песках. Батюшка мой, Федот Афанасьевич, служил тогда в дворцовой канцелярии. Батюшка скоро потом вышел в отставку и переехал на жительство в Ухотскую волость, где он купил до 100 душ крестьян. Матушка моя, Ульяна Ивановна, урождённая Зиновьева, скончалась в 1770 году августа 17-го, 38-ми лет. Я остался после моей родительницы 10-ти месяцев.

Первый мой учитель был упразднённый священник, а второй – отставной офицер. 1776 года ноября 26-го скончался мой родитель 48-ми лет от роду, и я остался круглым сиротою по 8-му году.


После батюшкиной кончины учреждена была опека – из родного дяди моего, Ивана Афанасьевича Комаровского, брата мачехи, Дмитрия Степановича Рындина, и зятя моего А.Н. Астафьева. А.Н. имел обо мне попечение самого нежного отца; он немедленно занялся тем, чтобы отдать меня в лучший тогда в Петербурге пансион г-на Девильнева, и записал меня по тогдашнему обыкновению в службу, и я записан был в Преображенский полк сержантом сверх комплекта; а потом я переведен был в Измайловский полк тем же чином в комплект. После смерти Девильнева перевели меня в пансион г-жи Ленк, потом к г-ну Массону. Я поступил от Массона в кадетскую роту Измайловского полка.

В 1787 году назначен я был находиться при графе Безбородке для курьерских посылок в чужие края во время путешествия императрицы Екатерины в Киев и Крым. В числе чиновников, составлявших свиту её величества, находился советник придворной конторы В.П. Головцын; он был весьма дружен с батюшкой и любил меня, как сына. В предстоящий путь он взял меня с собою в кибитку, и я сделал путешествие от Царского Села до Киева самым приятным образом…

(Материал из Интернет-сайта).