Фазовый переход

Сергей Корт
История первая.



             -Расскажи нам определение имя существительного – попросила учительница невысокого, худенького мальчика, стоящего перед доской. -  Я жду. Ребята, не надо подсказывать, я все прекрасно слышу.
             В ответ, ученик шестого класса, Алеша Сквирский, что то невнятно пробурчал и тяжко вздохнул, устремив взгляд в пол, как будто пытался найти там ответ.
           Пауза затянулась.
           -Алешенька, не надо молчать,- учительница, обращаясь к классу, спросила: - Кто ни будь может помочь товарищу?
           -Имя существительное, наморщив лоб неуверенно начал Алеша,-имя существительное-это… это… - и замолк окончательно, не в силах выдавить из себя что либо вразумительное.
            -Лидочка, я тебя спрошу в следующий раз,- учительница еще раз обвела взглядом класс. –Пожалуй, Алеше поможет его лучший друг Василий.
           Вихрастый и конопатый Вася, вскочил из за парты и быстро затараторил: - Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? Что? и обозначает предмет. Существительные могут быть одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные…
           -Хватит, хватит,- Ольга Николаевна жестом усадила ученика на место, и уже обращаясь к Алеше, продолжала: -Ты вообще, готовился к уроку? На тебя совершенно не похоже. Ты всегда учился на четверки и пятерки, и вдруг такое…Я совершенно тебя не узнаю. Может у тебя что то случилось дома?
           -Нет, Ольга Николаевна. Так получилось.
           -Сейчас не буду ставить двойку, но в следующий раз поблажки такой не жди.  Садись.
          -Он у нас звездочетом будет. Ему лень изучать русский язык.
, - крикнул с места Олег Кузнецов, лютый враг Сквирского. - Звезд на небе столько, что некогда отвлекаться на земные дела.
           В ответ класс взорвался смехом.
           - Тише, ребята, тише. Нет ничего плохого в том, что Алеша увлекается астрономией. Но никакое увлечение не должно отражаться на учебе. Все, что вы изучаете здесь, пригодится в любой деятельности в будущем.
           -Смейтесь, смейтесь,- сказал Алексей, усаживаясь на свое место. –Еще не известно, кто лучше четверть закончит. Я то исправлю оценку, а вот некоторые так и будут барахтаться на тройках. Эта отповедь относилась к насмешнику Олегу.
          Класс притих. Ольга Николаевна взяла инициативу в руки и продолжила урок. До самого звонка стояла тишина и слышно было только скрип ручек и негромкий, мягкий голос учителя.
          Урок русского языка был последний и Леха с Васей, быстро собрав сумки, пошли домой, оживленно о чем то споря.
           -Слушай, Леха, ты сегодня отчебучил так отчебучил. Я тебя совсем не узнаю. Ты у нас почти отличник, и вдруг – хуже прогульщика и двоечника Никиты. - сказал Василий, поднимая небольшой камушек и прицеливаясь, чтобы бросить в небольшую стайку воробьев, купающихся в пыли.
           Была начало мая, и стояла по летнему жаркая погода. Во всю зеленела молодая листва, нарушаемая кое где белыми пятнами цветущей вишни и яблонь. И как, солдаты на посту, то там, то сям, готовая вот – вот распуститься сирень - грозный, и восхитительный одновременно, вестник приближающего похолодания. Но сейчас было море солнца и хорошего настроения лишь от лицезрения природы.
          -Да, понимаешь, мне вчера интересная книжка попалась, я и зачитался, забыв про все на свете. Ты представляешь себе, сейчас уже ученые, а не фантасты, предполагают, что наша вселенная не одна, а их много. А другие светила от науки вполне серьёзно выдвигают теории, что наша вселенная может неожиданно схлопаться сама в себя и через фазовый переход вновь возродится.
          -И как это по твоему будет выглядеть? - недоверчиво переспросил Вася. –От куда ты берешь подобные книжки? 
          -Все очень просто. Внутри нашей вселенной из точки сингулярности возникает новый большой взрыв. Новая вселенная стремительно растет внутри старой. Все, к чему соприкасаются границы вновь созданного мира превращается в первоначальную энергию и через и через точку перехода вновь становится веществом в новом мире. Процесс замены старой вселенной на новую занимает примерно триста восемьдесят тысяч лет – невероятно маленький отрезок времени по сравнению с размером и возрастом всей вселенной. Этого времени достаточно, чтобы новая вселенная, зародившееся из точки, меньше атома, с бесконечным давлением и температурой, состоящий из одной энергии, расширилась и охладилась до такой степени, что вся энергия, путем многочисленных фазовых переходов, вновь стала водородом и гелием, из которого будут создаваться звезды и галактики. Звезды, в свою очередь, в момент своей смерти, под действием давлений и температуры, создадут более сложные элементы материи. Так, раз за разом, вселенная будет обновляться.
           -Ух ты,- только и смог сказать Вася. – В грандиозности не отказать!
           -Слушай дальше,- Леха уселся на скамейку, а сумку бросил рядом. - Новая вселенная не просто будет состоять, из того-же материала, что и нынешняя, но даже, повторится вся история, в том числе и история возникновения и развития Земли. То есть, каждый раз, выворачиваясь на изнанку, вселенная создает вновь и вновь и тебя, и меня, и всех людей. Таким образом, история раз за разом повторяется.
           -Вывернутый наизнанку пододеяльник,-резюмировал Вася. - Но, вот дальше становится совсем неинтересно. Откуда могут знать господа ученые, повторится мир или нет, если никаких следов от него не остается? С таким же успехом можно говорить, что мы с тобой уже в тысячный раз сидим на этой скамейке и рассуждаем об астрономии.
          -Во первых, Вася, это предположение. Гипотеза так сказать. А во вторых, мир не в точь в точь повторится. Изменения будут, но незначительные.
           -Это как? – друг повернулся к Сквирскому лицом и глядя на него в упор, выдал: -То мир не меняется, то меняется, ты уж определись.
           -Как тебе это объяснить? Изменения не будут глобальными. Ну вот, например, -Леха, задумался и после небольшой паузы выдал: - живет некая семья. У них десять детей и они очень бедны. Восемь детей в течении короткого времени умирают от голода и болезней. В другом мире эта семья имеет всего двоих, больше не хотят или не могут, впрочем это не важно. И в этом новом мире данная ячейка общества уже не так бедна, возможно даже богата. Что получается? И там, и там папа, мама и двое детей. Разница есть, но не принципиальная. С точки зрения вселенной, естественно.
           -Так бы сразу и говорил. Такая вселенная мне больше нравится. Здесь ты не смог дать определение имя существительного, а там ты ни шиша не будешь разбираться в астрономии.
           -Да иди ты… - Леха вскочил со скамейки и закинул сумку на плечо. – Может сегодня вечером погоняем мяч?          
           -А как же уроки?
           -Успею. Сегодня я уже отвлекаться не планирую. Часик поиграю в футбол и за уроки. Ну как, придешь? Я тебе позвоню. Пока.




История вторая.


            Алексей Сквирский стоял у доски, поверх которой висела огромная карта мира. Учитель географии, пожилой мужчина с военной выправкой, обращаясь к ученику, чуть глуховатым голосом, сказал:
            -Молодой человек, покажите мне на карте Гибралтарский пролив.
           Алексей, нагло ухмыляясь, смотрел в упор на учителя, даже не пытаясь взглянуть на карту.
           -А вы сами то знаете? – с издевкой в голосе переспросил Сквирский. – Знаете, покажите где, а мы посмотрим.
           Смешок прошел по рядам.
          -Садитесь на место, два, - произнес учитель. -В году вам светит неуд. Запомните, молодой человек, знания нужны людям всегда и везде, не зависимо от уровня достатка родителей.
          Прозвенел звонок.
          Дети, собрав рюкзаки, неторопливо, спокойно, не толкаясь и излишне не шумя, покинули класс. Учителю показалось, что помещение оставили не дети шестого класса, а престарелые академики, привыкшие за долгую жизнь к неторопливости и размеренности.
             То была не простая школа, а престижная и не каждому по карману гимназия. Учитель проводил детей задумчивым взглядом. Однако, какой контраст между обычными оболтусами и наследниками состояний. С молоком матери последним внушают о собственном превосходстве над остальным миром. Всякое общение – исключительно внутри клана: не дай бог завести дружбу с челядью – самое страшное оскорбление и унижение для такого индивидуума. С рождения и до последнего вздоха у него будет одна заповедь – унижай, кто ниже тебя, благослови и раболепствуй перед теми, кто выше… И будет тебе счастье…
          Меж тем, Алексей Свирский, стоя возле распахнутой задней двери внедорожника, объяснял другу:
          -Знаешь, Вась, меня наш географ уже достал. Надо попросит стариков, чтобы они разобрались с ним. Какая-то челядь будет показывать мне свое недовольство. Совершенно распустились холопы.
         -Леха, да забей ты на это, нашел, о чем беспокоится. Ты же понимаешь, чуть погодя он сам приползет к тебе с извинениями. Ты лучше подумай, чем мы займемся сегодня. Погода вроде неплохая, а ничего не хочется.
         -Ладно, над этим стоит пораскинуть мозгами. Я позвоню, —сказал Вася и пошел к ожидающему его автомобилю. Алексей полез в чрево своего внедорожника.



**********
          
Между этими историями прошло тринадцать и восемь миллиардов лет.