Семейное счастье

Татьяна Федосеева
В деревню приехала молодая библиотекарша. Красивая, статная, единственная дочь у своих родителей, была обласкана ими и одета с иголочки. Говорунья, плясунья, певунья, вежливая и внимательная. Звали её Ливия.
Деревня ей очень понравилась. Она была расположена на берегах реки, в самом центре разбивалась на три рукава, и три деревянных мосточка были построены через речку, соединяя берега деревни. Но по этим высоким мосточкам с крепкими перилами только ходили люди, ездили на велосипедах, а для проезда на машинах и лошадях дорога была объездная, находилась ниже трех деревянных мостков.
Берега реки утопали в черемухах по весне, разливая аромат на всю округу. А в центре деревенской площади стоял дом культуры, окруженный разными сортами сирени. Сирень здесь росла возле каждого дома. А цветущие палисадники были гордостью жителей, они, не скупясь, выписывали в разных питомниках цветы и фруктовые деревья.
Но излюбленным местом молодежи были три мосточка через рукава реки. Здесь они проводили деревенские вечёрки, назначали свидания.
Мостки были широкие, перила крепкие, внизу шумела и бурлила вода. Да, в царские времена здесь на месте мостков стояли мельницы. Но во время войны все мельницы были разрушены.
Новость о приезде молодой библиотекарши разлетелась мгновенно. Парни заходили «гоголями», на вечеринках не было у Ливии отбоя от кавалеров, то и дело приглашавших её на танец. Но её сердцу приглянулся Лёнька, сын вдовы, у которой кроме него были две дочери погодки и ещё маленький сын.
Лёнька «влип по уши» – так посмеивались над ним парни. При встречах с Ливией краснел, робел, притихал, хотя был парнем «сорвиголова», меткий охотник, спортсмен, футболист – форвард местной деревенской команды, лыжник и красавец.
Он нравился девчатам: скромный, голубоглазый, черноволосый, рослый, крепкий. Местные девчонки вздыхали и охали, завидуя Ливии.
Лёнька с Ливией стали встречаться, он ей показывал окрестности: барский сад, остатки от усадьбы, поместье князя Суходольского, барышнин Вир, озеро Затейка, сад Нилова, Жукову пчельню и остатки бывшей усадьбы прадеда.
А в деревне поговаривали, что Ливия приехала к ним из города по причине неразделённой любви. Что её первая школьная любовь принесла ей только разочарование, так как её «обожатель» женился на другой. Но так ли это на самом деле, никто не знал, а может быть просто слухи и домыслы завистников.
Ливия дарила матери Лёньки платки, учила сестёр пению и нотной грамоте. Но счастье было недолгим. Лёньку призвали в армию. Ливия, обливаясь слезами, обещала верно ждать возлюбленного.
Лёнька служил в Нижнем Новгороде. Матери летели благодарности за отличную службу сына и похвальные листы. Ливия получала от Лёньки письма каждую неделю. Прибегала с ними к матери, вместе они читали их вслух. Сестры писали ответные письма брату и часто свои письма вкладывали в конверт с ответным письмом Ливии.
Но через год Ливия перестала ходить в гости к Лёнькиной матери по той причине, что приехал за ней её бывший возлюбленный Аркадий. Он развёлся  с бывшей женой, а Ливия уже ждала от Аркадия ребёнка и скоро родила первенца, мальчика, назвала Алёшкой.
Лёньке, как отличнику боевой и политической подготовки, присвоили звание старший сержант и дали внеочередной отпуск. Лёнька приехал в деревню. Его разочарованию в жизни не было предела. Все родные и знакомые твердили ему одно: «Забудь!»
По возвращению в родную часть его даже не ставили в караульную службу, «подальше от беды». Но Лёнька мужественно перенес разрыв с первой любовью. Второй год службы служил в г. Николаеве, а после окончания службы вернулся в родную деревню. Сдал экзамены в МВД, служил участковым инспектором. Учёба, работа отнимали немало времени.
Сёстры вышли замуж, разлетелись по разным городам. А Лёнька с матерью и младшим братом жили в деревне. Но каждый год сёстры с мужьями приезжали в деревню, собираясь в одну дружную семью.
Сёстры познакомили брата со своей подругой Машей. Маша была из многодетной семьи, хлопотушка, красавица, мастерица, умелая хозяюшка, очень покладистая и приветливая. Лёнька влюбился, оттаял. Сыграли свадьбу. Через год родилась дочка Лика. Маша помогала Лёньке в учёбе. Работа спорилась. Он уже был капитан – Леонид Иванович.
Но судьба порой даёт такие повороты в жизни, что «диву даёшься».
Леонида Ивановича перевели в другой город на службу. А там он однажды встретил Ливию. Она уже успела развестись с Аркадием, одна воспитывала сына.
Они с Леонидом стали иногда встречаться, вспоминали свою пылкую нежную страсть друг к другу. И Леонид Иванович как-то пришёл домой «навеселе» к Ливии, и вдруг Ливия сказала ему, что зачем таить нашу любовь, давай жить вместе, рожу тебе сына, ведь у тебя только дочь. Зачем затирать и затаптывать нашу любовь и счастье. И он решил так. Жизнь коротка. Хочется пожить в радости и сладости. Ведь многие живут так: сходятся – расходятся по многу раз в поисках призрачного счастья, душевных женщин или ласковых мужчин. А вернувшись домой, он сказал матери и жене в присутствии своих сестер громким голосом:
– Пусть Маша уходит. Я хочу жить с Ливией. А Машка только и может, что девок рожать, а мне нужен сын, продолжатель рода и фамилии!
Сёстры со своими мужьями переглянулись от неожиданности. Маша уронила из рук тарелку с едой для Леонида и, закрыв лицо руками, громко заплакала, обливаясь слезами. Внучка, увидев слёзы матери, заплакала тоже, спрашивает:
– Бабулечка, почему мамочка плачет?
Мать поднялась из-за стола. Взяла внучку на руки. И сказала гордо:
– Кого сделал, то и получай! Что значит «уходит»? У Маши дочь, а у меня внучка! Я не допущу, чтобы моя внучка чужую тетку звала бабушкой, носила чужую фамилию. Уходи от нас ты! – грозно Леониду произнесла мать, поглядев на дочек, зятьёв и младшего сына.
Подошла к шкафу, опустила на пол внучку. Открыв шкаф, вытащила чемодан, раскрыла его и покидала в него, какие попали под её «горячую руку», вещи. Захлопнув чемодан, толкнула его ногой с такой силой, что он отлетел, громыхая, к двери на несколько метров.
Маша плакала, рыдая, слёзы текли ручьями. Мать взяла внучку на руку, а второй рукой обняла Машу, сказав громко и властно:
– Не горюй, дочка, ребёнка вырастим. Он только капитан. Я тебя с генералом познакомлю, не женатым. А Леониду – скатертью дорога! Хороший не отобьётся, а плохого не жалко!
И, посмотрев на притихших дочек, их мужей и младшего сына, сказала:
– Если узнаю, что вы, мои дети, зятья, будете общаться с Леонидом по телефону или встречаться, быть у него в гостях – у этого предателя – вы мне тогда не дети! Запомните! Мои двери будут закрыты для вас! Предав жену сегодня, завтра он предаст Родину!
Леонид, не ожидая такого поворота событий, быстро протрезвел. Но взял чемодан в руки и ушёл.
Мать казалась сдержанной, мужественной, играла с внучкой, кормила её овощным пюре.
Невестка долго не могла успокоиться, сказала матери, что ждёт второго ребёнка. Леонид об этом ещё не знает. Мать твёрдо сказала:
– Машенька, доченька, рожай. Девочка или мальчик – всё равно! Это наш ребёнок! Вырастим! Леониду пока никто ни о чём не говорите! Одумается, перебесится – хорошо! А на нет и суда нет! Туда ему и дорога!
А когда все успокоились, улеглись спать, уснула Машенька, обняв внучку. Мать обошла все комнаты, перекрестившись перед иконой, ушла во двор. Там она залилась горькими слезами, вспомнив свою вдовью жизнь. Муж Иван, участник войны, инвалид второй группы, рано ушёл из жизни, не имея никаких льгот. И четверых детей – мал мала меньше – она растила одна, всем помогала выучиться в институтах. Хлебнула горя и «вдовьих слёз» вдоволь и «через край».
А теперь оставить Машу одну в таком сиротском положении она не могла и не имела права. Внуки ещё жальче, чем дети, и без родной бабушки им нельзя. Была война, а дети рождались, пусть и Маша рожает второго ребёночка. Дети – цветы, а внуки – самоцветы, растить радостно, без них плохо. Внуки – плоть от плоти – наше светлое будущее!
Леонид через неделю вернулся домой со своим чемоданом. Он всю неделю жил и работал в отделе, не выходя. Ребята сослуживцы носили ему еду, чтоб не умер с горя от голода. Придя домой, повинился перед всеми родными за свой «вздор» и «позор».
Маша родила вторую девочку Ингу, которая была копия Леонида. Она так за ним гонялась, нрав мальчишеский, боевой. Только и слышно по сей день:
– Папа, лекарство выпил? Носки сухие? Рубашку погладила тебе! Надень шарф – холодно! Рукавицы забыл! Бутерброды и чай в термосе!
Леонид и Маша благодаря матери сохранили своё семейное счастье до сих пор, отметив золотую свадьбу. организовать свадебный банкет помогли дочки и зятья, а также внуки.
Без материнской мудрости, может быть, не состоялось бы их семейное счастье, ведь оно капризная птица: упустишь и не поймаешь!