Давняя рецензия

Николай Судзиловский
 «О фильме Чистилище патриота-некрофила Невзорова» (Александр Бурьяк)26.11.2015


Случайно наткнулся на Ваш давний материал по поводу невзоровского фильма "Чистилище" и вспомнил, что где-то у меня была отложена ещё более давняя рецензия на этот фильм. Довольно долго не мог найти, случайно наткнулся. Формат не рецензии, выложу на свою страничку. Если интересуетесь - гляньте.
С уважением Н. С.

В свое
время я был одним из
почитателей программы "600
секунд", однажды даже дал им
сюжет, по которому Невзоров
снял небольшой репортаж. После
того, как программу закрыли,
продолжал с интересом следить
за творчеством Александра
Глебовича и, естественно,
прочитал массу рецензий на
фильм "Чистилище". Одна из них
называлась "За что заплатил
Березовский" - вопрос, ответа
на который не нашлось ни в ней,
ни у других авторов.

Думаю,
Березовский заплатил за
предательство.


Невзорова -
человека бесполезного в боевой
обстановке, обузу, говоря без
обиняков, возили на фронт,
обеспечивали обслуживание и
безопасность, организовывали
встречи. Ему раскрывали души
измотанные комбаты,
добровольцы контрактники,
мальчишки срочники -
фронтовики наших дней. Все они
верили, что режиссер расскажет
то, что не дано сказать им. Что
армию предали, ей просто не
позволили добить банды и
ликвидировать чеченский
гнойник. Что ее - непобедимую и
непобежденную - по-батальонно
провели через поражение, чтобы
потом "реформировать" - из
силы, опирающейся на народ и
защищающей его интересы,
превратить в полицаев, в отряды
вооруженных наемников,
призванных держать
собственный народ в
повиновении. Что наведение
конституционного порядка в
Чечне не планировалось с
самого начала многоходовой
чеченской провокации, а
планировалось ослабление и
расчленение России в интересах
ТНК, втягивание ее в
бесконечный кровавый конфликт
с мусульманским миром, который
приведет к взаимной
нейтрализации сил, способных
противостоять экспансии серых
и установлению "нового
мирового порядка".

Философские
обоснования не входят в круг
профессиональных обязанностей
ребят-терминаторов из ГРУ и
даже полковника Суворова - это
дело режиссера, коль уж он
дерзнул коснуться такой
болевой точки России, как
Чечня. С ним откровенничали не
за красивые глаза, а для того,
чтобы почувствовал и сумел
передать другим, за что умирали
там русские. Заканчивались
встречи, режиссер уезжал, - а те,
с кем он общался, шли в бой.
Кто-то погибал, кто-то
становился калекой, кто-то
возвращался домой, оплатив
везение годами собственной
жизни, как порох сгоревшими в
нечеловеческом напряжении
войны. Что ж, это нормально - на
фронте у каждого своя судьба и
своя задача. И от того, как
выполняет каждый свою частную
задачу, зависит общая судьба
народа.

Режиссер свою
задачу не выполнил.

Он размазал
по экранам сотни литров бычьей
крови, забросал оторопевшего
зрителя бутафорскими головами
из пенопласта, а о сути
проблемы он не сказал ничего.

Он сделал так,
что в первом - и единственном
пока - фильме о чеченской
трагедии нет русского взгляда
на проблему.

Когда-то в
одном из интервью, посвященных
фильму, Невзоров сказал, что
обе стороны имеют право
высказать свою точку зрения.
Справедливо.

Перемежаемый
натуралистическими сценами
бойни, через всю картину идет
монолог чеченского главаря. Он
образованный человек. Врач. Он
защищает свою больницу, свой
город и свой народ. Он никого не
убивает, он ведет операцию,
удаляя опухоль, название
которой - русские. Мы.

Что ж, точка
зрения одной из сторон
выражена предельно откровенно
- как с другой? А ровным счетом
никак. Пришли, постреляли,
разметали в кровавые ошметки
умствующего бандюгу - так это
война. Сегодня ты, завтра тебя -
все это не аргумент в
идеологическом споре. Что,
полковнику Суворову нечего
было ответить? Да полноте! Не
мог он, что ли, сказать так:

"Город,
говоришь, твой? И больница твоя?
А ты образованный человек?
Обезьяна ты недоучившаяся!
Сидел бы на своем дереве - всем
бы спокойно было. Глядишь, и сам
бы жив остался. Если бы Россия
не построила здесь все это, не
выучила тебя, скота, от своих
щедрот да на свою голову, ты бы
не в "Мерседесах" разъезжал, а
жил в глиняной сакле да задницу
в кастрюльке для плова
подмывал. И то в самом лучшем
случае - если бы так тихо сидел,
что тебя единоверцы-турки не
заметили. Они ведь таких не
жалуют, не "полевыми
командирами" кличут, а
сепаратистами да бандитами - и
действуют соответственно. Вон,
курдов-единоверцев уже 200 тыс.
нашинковали - слушай турецкое
радио, свинья безмозглая, и
делай выводы! Или, думаешь,
Гитлер бы вас обласкал? Так вот
хрен тебе, а не леденец!
Процентов девяносто сократил
бы, а прочих выдрессировал
сапоги "белокурым бестиям"
чистить да орать "Дойчланд,
дойчланд, юбер аллес..." У
немцев это запросто, это вам не
простодушные русские! Народ он,
видите ли, защищает! Недоумок!
Да чеченский народ проклянет
вас, мясников, втравивших его
за чужие интересы в бойню, где
всем чеченцам уготовано лишь
уничтожение. Разуй глаза, харя!
Времена, когда вольный чеченец
автономно геройствовал в своих
горах, закончились 150 лет назад,
сегодня за твои, собака,
бандитские замашки что те, что
эти весь народ, как курей,
порежут! Но я этого не допущу!
Мне плевать, что твои царьки с
моими обо всем договорились -
сейчас я приду и кончу тебя,
морда свинячья! Сиди и жди!"

А после
такого монолога, выдержанного
в том же стилевом ключе, что и
монолог чеченца, можно было
отбросить ненужный уже
радиотелефон и подниматься в
последнюю атаку.

Только тогда
это был бы другой фильм. За него
не стал бы платить Березовский
и вполне можно было бы
нарваться на пулю из-за угла -
не за баловство с чужой дамой, а
всерьез, как это случается
сейчас, когда чеченские
полицаи рыщут по Руси за
адресами русских офицеров,
честно исполнявших свой долг, и
хватает российских полицаев,
готовых заработать на этом
свои 30 сребреников.

Именно
потому, что звучание фильма
могло быть принципиально
изменено одно-двухминутной
сценкой ответного монолога
полковника Суворова - но
изменено не было, - мы и говорим
о предательстве.

Говорят - пока
работает, как все, да на
троллейбусе ездит, всяк за
народ горой, а как выдвинет его
народ - давай, мол, радетель,
действуй! - так, глядишь -
прибарахлился, отстроился,
пересел в собственное авто - и
ша! Из всех возвышенных идей у
него одна остается - как бы от
кормушки не отпихнули. Неужели
натура человеческая и впрямь
такова, что достаток ей
противопоказан? Да нет же, нет,
хотя наша сегодняшняя
действительность без устали
доказывает обратное.

Просто
правители, не имеющие близких
народу идей, вынуждены
организовать кадровую
политику таким образом, чтобы
наверх попадали только
шкурники - они абсолютно
управляемы и стопроцентно
предсказуемы.

А шкурничество бывает разное.
Одному требуется много-много
денег. Другому просто
необходима вилла с колоннами
из итальянского мрамора.
Третьему хочется, чтобы стоял
он на самой высокой трибуне, а
все вокруг бурно аплодировали,
единодушно одобряли. А кто-то
любит, чтобы вокруг горело и
рушилось, а он стоял посередине
с микрофоном в руках,
мужественный такой, неуязвимый
и совершенно исключительный.
Это плата, ради которой он
делает свое дело, а задарма
шпагой махать он никогда не
подписывался - так какие к нему
претензии? Ныне командировки
оплачивает, микрофоны, эфир
предоставляет кто-то другой -
он и музыку заказывает. С точки
зрения ландскнехта
идеологического фронта ничего
не произошло, а если люди,
принявшие его оплаченный -
да-да! - пафос за понимание,
сострадание, ярость и
стремление защитить все то, что
дорого им, если эти люди
воспринимают его поведение как
предательство, то это их
проблемы. Но, думаю, Глебыч
просчитался.

В качестве
непременного элемента оплаты
ему требуется зрительское
восхищение - а восхищаться-то и
нечем. Был совершенно
уникальный репортер, стал
высокооплачиваемый трепач,
коим несть числа... Остается ему
либо признать это, прыгнуть в
унитаз и спустить за собою
воду, либо превращаться в
мизантропа. Коим он, судя по
публикациям, и становится.

Как-то на
вопрос очередного интервьюера
"Что пожелали бы вы своим
зрителям?" Александр Глебович
коротко ответил: "Умнейте,
ребята!" - Мы умнеем, Шура. Вы
напрасно так открещиваетесь от
своего "секундовского"
прошлого - у нас толковый народ,
и он давно все понял. И напрасно
надеются воспользоваться
вашим авторитетом те, кто
предоставляет вам средства
массовой информации - как
напрасно они надеялись на
Окуджаву и прочих,
прочих, прочих. Поэт в России
больше, чем поэт - но лишь до тех
пор, пока он выражает идеи
своего народа!

Показывали
тут по ящику нашего
пассионария. Снимает новый
фильм - вроде, про педиков.
Живет за городом,
непринужденно гарцует на
лошади, женился... Уютный дом,
хорошая жена - что еще надо
человеку, чтобы встретить
старость? Ходит по земле
крепенький мужичонка - ну и
пусть себе ходит. Мало ли их
таких, слуг народа, разъевшихся
на народной беде? И совершенно
независимо от него живет
другой Невзоров. Наш. Тот, кто
от нашего имени сказал этим,
что делать они могут что хотят,
но пока Россия останется
Россией, настоящие мужчины и
женщины здесь всегда будут
презирать гомосексуальный
сброд. Невзоров, который в
передаче, посвященной памяти
Л.Н. Гумилева, сказал то, что до
сих пор не рассмотрел, а может
просто не решился сказать
вслух никто другой, - что в
теории пассионарности кроется
практически осуществимая
программа бессмертия народа.

Шкурничество
бывает разное - но оно всегда
ради себя, готово на все, чтобы
убедить - это и есть
единственно возможный вариант
взаимоотношений. А
противостоять ему может только
Любовь. Не в том бытовом смысле,
когда Юля любит кофе "Чибо", и
не в том зоологическом, к
которому нас старательно
приучают средства массовой
информации, готовые сегодня
вслед за Фрейдом свести к
"этому" всю социологию, а
вслед за Вовочкой из анекдота
еще и всю физику. Любовь в том
главном смысле, когда
непременным условием твоего
счастья становится счастье
чужое - подруги, матери или
Родины. Способный на такую
любовь человек выдержит все
испытания - нищетой или
достатком, высокой должностью.
И хотя нынешние хозяева жизни
прицельно выбивают именно
таких людей, у нас их все равно
большинство. Это на них
опиралась Россия в трудные
времена и именно они поднимут
Россию из сегодняшней
пропасти. А Невзоров... Жаль,
конечно, только похоже, России
придется обойтись без его
помощи. Думаю, она обойдется.

В заключение
хотелось бы коснуться одной
сюжетной линии "Чистилища",
которая, на мой взгляд,
вызывает у зрителей наиболее
противоречивые отзывы. Сразу
оговорюсь, что по-моему это
единственный сюжет в фильме,
достойный прежнего Невзорова.

 

Я имею в виду
включенную в фильм новеллу о
литовских снайпершах, отстрел
которых с изъятием долларов
вызывает у некоторых
неприятие. Думаю, такую
щепетильность в данном случае
следует признать
чистоплюйством. Дело не в том,
что я, подобно Невзорову,
невзлюбил литовцев - у меня нет
враждебных чувств к другим
народам, я лишь люблю свой
народ. Анализ ситуации
показывает, что если те, кто был
когда-то объединен в Советский
Союз, захотят сохранить свою
национальную сущность, то все
они вынуждены будут прийти в
Россию, подчинив амбиции своих
вождей жизненным интересам
своих народов. Если, конечно,
они успеют осознать ситуацию
раньше, чем будут бесповоротно
втянуты в жернова сегодняшней
безнациональной цивилизации.
Правда, я не уверен, что России
следует радостно и без разбора
раскрывать им свои объятия -
дело опять-таки не в нелюбви к
кому-то, а в здравом смысле,
который убеждает - в серьезных
делах лучше иметь рядом
откровенно чужого, чем
понадеяться на того, кто
переметнется при первом
предложении, которое покажется
ему заманчивым. А как еще можно
расценить действия "братских
республик", позволивших своим
царькам растащить
общенациональное достояние за
одни лишь обещания выделить и
им по персональному ломтику от
добытого мародерством? Сперва
выпрашивали у центра кадры,
фонды, предприятия - платила
Россия, потом ее же стали
винить во всем и громко
требовать, чтобы мы еще раз
оплатили все то, что
построили...

Повторяю, я не
держу зла ни на кого - но ведь
должна быть какая-то
справедливость! Вы весь фильм
смотрели? Помните, как в сетке
оптического прицела бежит,
пригибаясь, наш солдатик, а за
кадром деловито
переговариваются те самые
снайперши: - "Куда его? - Давай
по яйцам. Для парней это
обидно..." - Какие после этого
претензии к другому диалогу:
"Вижу снайперов. Куда их? - А
куда они наших били? - По яйцам. -
Давай и их туда же..."

Сказано же в
священном писании - "какой
мерой мерите, той им вам
воздастся".

Или, может
быть, вам неприятен диалог
ГРУшников над свежими трупами:
"Во как лобок разворотило,
трахнуть можно!" - Я бы такую не
стал..." - Так это нормальный
здоровый цинизм, который
иногда бывает единственным
лекарством, позволяющим
человеку не спятить в
нечеловеческих
обстоятельствах. Пусть их
оплакивают в Литве, у нас-то в
России на какой еще некролог
вправе рассчитывать эти
поборницы строгой отчетности?
Помните: "Сейчас завалили
одного и еще двоих раньше -
кто-нибудь ведет учет?" -
Новелла дает основания
надеяться, что учет ведут - в
обезличенной мясорубке
современного боя возмездие
находит садистов и воздается
им той же монетой - какой еще
вариант развития ситуации
представляется вам более
справедливым?

 

Давайте,
наконец, скажем вслух, что и
русские имеют право защищать
свои интересы. "Возлюби
ближнего" - тезис прекрасный,
но если ближний берет в руки
винтовку с оптикой, чтобы
заработать ею на шубку себе и
квартирку маме, то должен же
кто-то взять в руки такую же
винтовку, чтобы защитить наших
матерей, Вы не способны? Так не
надо воротить нос от тех, кто
делает это за вас. Не
уподобляйтесь дубоголовому
обывателю, который тупо
повторяет вслед за СМИ, что
умирали там не русские, не
сынки, не наши - а "федералы", и
никак не хочет понять, что
война идет уже не где-то там, а у
нас, в России, и не за какие-то
абстрактные "права человека",
а за его, обывателя, права,
включая сюда и его право на
жизнь.

А изъятые
доллары... Это же вполне
библейский сюжет - иуды, не
успевшие потратить свои
сребреники... Лежат на
загаженном полу окровавленные
вражьи трупы, рядом валяются
свернутые в тугой рулончик
деньги. Доллары. Икона
сегодняшнего мира. А над этим
натюрмортом стоят два Русских
Солдата и простуженными
голосами ведут спокойный
диалог: "О, доллары. Как делить
будем? - На всех. И снайперу
надо..." - И плевать им, что
полмира готово молиться на эти
бумажки - у них другие иконы. А
доллары они сейчас поделят на
всех и вечером выпьют на них
водки. Не осуждайте, не надо,
пусть немного расслабятся и
отдохнут. У этих ребят впереди
еще масса дел...
Н.И. Павлов
 1998г