Неразделённая любовь. Пушкин глазами современников
Молодой Пушкин бывал в Петербургском салоне директора Императорской публичной библиотеки Петра Алексеевича Оленина, а так же в его имении Приютино, где он встречался с композитором Глинкой, братьями Брюлловыми, Грибоедовым, художником И. А. Ивановым.
После ссылки, в 1828 году, Пушкин был вновь радушно принят в обществе Олениных.
А. С. Пушкина пленила дочь Оленина, юная Анна, особа образованная, остроумная, прекрасная пианистка.
Поэт посвятил ей три известных стихотворения:
«Её глаза» (отрывок):
«Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Леля-
В них скромных граций торжество;
Поднимет – ангел Рафаэля
Так созерцает божество».
«Ты и вы»:
«Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю»!
«Я вас любил»:
«Я вас любил: любовь ещё, быть может.
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно.
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим».
Это стихотворение Пушкин записал в альбом Олениной, прощаясь с ней.
В период любви к Олениной Пушкин рисовал профиль Анны на полях своих рукописей. Он приспосабливал имя любимой к своей фамилии: "Анета Пушкина".
Анна была влюблена в Пушкина. Об этом говорили её родственники и современники. Но её выбор не одобряли родители, особенно, мать. Дать волю чувствам не позволяли ни воспитание, ни разум, ни родители. Пушкин сделал ей предложение, будучи уверенным в согласие. Но получил решительный отказ. Сыграла роль и политическая неблагонадёжность поэта.
Неблагонадёжность эта была преувеличена властями и светом.
"Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда"... ( из письма Пушкина к П.А. Вяземскому).
Анна Алексеевна Оленина вела дневниковые записи. Эпиграфом к ним был отрывок из басни Крылова:
«Уединение любя,
Чиж робкий на заре чирикал про себя,
Не для того, чтобы похвал хотелось,
И не за что; так как-то пелось».
Анна не ответила поэту взаимностью, хотя понимала, что настала пора выходить замуж.
Из опубликованных дневников Анны Олениной видно, что она была воспитана в строгой нравственности и в серьёзном отношении к браку. Текст приводится в орфографии автора.
«Я сама вижу, что мне пора замуж, я много стою родителям, да и немного надоела им: пора, пора мне со двора. Хотя и то будет ужасно. Оставя дом, где была щастлива столько времени, я вхожу в ужасное достоинство Жены! Кто может узнать судьбу свою, кто сказать, выходя замуж даже по страсти: я уверена, что буду щастлива. Обязанность жены так велика, она требует столько самоотречения, столько нежности, столько снисходительности и столько слёз и горя. Как часто придётся мне вздыхать об том, кто пред престолом Всевышняго получил мою клятву повиновения и любви… Как часто, увлекаемый пылкими страстями молодости, будет он забывать свои обязанности! Как часто будет любить других, а не меня… Но я преступлю ль законы долга, буду ли пренебрегать мужем? Нет, никогда. Смерть есть благо, которое спасает от горя: жизнь не век, и хоть она будет несносна, я знаю, что после неё есть другой мир, мир блаженства. Для него и для долга моего перенесу все нещастия жизни, даже презрение мужа. Боже великий, спаси меня»!
Каким видела Пушкина Анна? Ответ на этот вопрос она даёт в начатом ею и неоконченном романе под названием «Непоследовательность или любовь достойна снисхождения». Герои этого романа девушка по имени Анета и поэт Пушкин.
Портрет Пушкина, представленный в романе героиней:
«Бог, даровав ему Гений единственной, не наградил его привлекательной наружностью. Лице его было выразительно, конешно, но некоторая злоба и насмешливость затмевала тот ум, которой виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арапской профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал лица его, да и прибавьте к тому ужасные бокембарды, разтрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкой взор на женщин, которых он отличал своей любовью. Странность нрава природнаго и принужденнаго и неограниченное самолюбие – вот все достоинства телесные и душевные, которые свет придавал Русскому Поэту 19 столетия. Говорили ещё, что он дурной сын; что он разпутной человек, да к похвале всей молодежи, они почти все таковы. Итак, все, что Анета могла сказать после короткого знакомства, есть то, что он умен, иногда любезен, очень ревнив, несносно самолюбив и неделикатен».
В продолжение романа от имени героини Анеты описаны и другие особенности поэта:
«Среди странностей поэта была особенная страсть к маленьким ножкам, о которых он в одной из своих поэм признавался, что они значат для него более, чем сама красота». («Евгений Онегин», часть 1, главы 33, 34).
О себе от имени героини романа автор повествует:
« Анета соединяла со сносной внешностью две вещи: у неё были глаза, которые порой бывали хороши, порой простоваты, но её нога была действительно очень мала, и почти никто из молодых особ высшего света не мог надеть её туфель.
Пушкин заметил это её достоинство и его жадные глаза следовали по блестящему паркету за ножкой молодой Олениной. Он только что вернулся из десятилетней ссылки (на самом деле из 6-ти летней): все – мужчины и женщины спешили оказать ему знаки внимания, которые отмечают гениев. Одни делали это, следуя моде, другие - чтобы заполучить прелестные стихи, и благодаря этому придать себе весу, третьи, наконец, - из действительного уважения к гению, но большинство – из благоволения к нему императора Николая, который был его цензором.
Анета знала его, когда была ещё ребенком. С тех пор она пылко восхищалась его увлекательной поэзией.
Она собиралась выбрать его на один из танцев. Она тоже хотела отличить знаменитого поэта. Боязнь быть высмеянной им заставила её опустить глаза и покраснеть, когда она подходила к нему. Небрежность, с которой он у неё спросил, где её место, задела ее. Предположение, что Пушкин мог ее принять за простушку, оскорбляло ее, но она кратко ответила: "Да, мсьё", и за весь вечер не решилась ни разу выбрать его.
Но настал и его черед, он должен был делать фигуру, и она увидела, как он направился к ней. Она подала руку, отвернув голову и улыбаясь, ибо это была честь, которой все завидовали».
Роман не был окончен. В дневнике Анна Оленина записала:
«Я хотела писать роман, но это мне наскучило, я лучше это оставлю и просто буду вести мой журнал».
Под впечатлением игры на фортепьяно Анны Олениной в доме её родителей Пушкин написал стихотворение «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной»… Глинка положил стихотворение на музыку.
В героине этого стихотворения поэт соединил три женских образа: Анны Олениной, Марии Раевской, в которых был влюблён, и черкешенки из «Кавказского пленника».
После смерти Пушкина, в 1840 году, Анна вышла замуж за офицера лейб- гвардии гусарского полка Фёдора Александровича Андро де Ланжерона. Впоследствии он был назначен губернатором в Польшу. Супруги Андро прожили там 40 лет. Муж ревновал Анну к её блестящему прошлому, которое не должно было более существовать, все воспоминания были под запретом. Анна сложила свои записи, автографы, посвящения в «рундук», который был отправлен на чердак. Всё это в пыли пролежало 40 лет, а затем воспоминания Олениной-Андро были опубликованы её потомками.
Примечание:
Пушкин строго спросил Анету, когда она подошла к нему, чтобы выбрать его на танец: «где ваше место»? Это связано с тем, что расположение и передвижение лиц в бальном зале строго предопределены порядком.
31 января 2022 года. Маргарита Лосевская.