Я плохой

Федин Дмитрий
– День не задался с самого утра. Банальность, но такое бывает. Хотя… «бывает» - это не то слово, день не задаётся у меня регулярно. Ненавижу утро. Но потом, обычно всё как-то устаканивается, притирается. Ты включаешься, крутишься, работа идёт, и ты забываешь о хмуром утре. Но сегодня неприятности, кроме пробуждения, продолжали обваливаться на меня и дальше, превращаясь из снежка в целую лавину, – мужчина средних лет с бокалом виски поднял глаза на бармена, который усердно протирал стаканы, изредка переводя своё внимание на клиента. – Ты вообще меня слушаешь?

Бармен отвлёкся от стаканов и устало посмотрел на одинокого клиента в пустом баре:

– День не задался с самого утра, - повторил бармен. – Поэтично, меланхолично, но не ново. Тем более понедельник вечер. Не часто, но уже это слышал. Старик, прости за прямоту, но переходи уже к сути.

– К сути? – замялся мужчина и выпил остатки виски. – Налей ещё полтинничек.

– Может сразу соточку?

– Давай.

Бармен налил сто грамм виски в только что протёртый стакан. Мужчина тут же сделал большой глоток, сморщился и закрыл лицо руками:

– Если к сути, то я плохой человек.

– Угрызения совести?

Мужчина помотал головой:

– Не то. Совесть – это когда знаешь, что сделал что-то не так, и потом жалеешь об этом. А я не сделал ничего плохого. Я старался. Перебарывал себя. Боролся. Сопротивлялся. А всё равно оказался плохим. Хотел быть хорошим, а стал плохим. Прикинь? – мужчина поднял глаза на бармена.

– Бывает, – безмятежно отозвался бармен. – Просто день такой пасмурный, год високосный, меркурий ретроградный. Всё пройдёт, и это тоже.

– Нет, дружище, – мужчина помотал головой, – ты не понимаешь. Вот я что-то делал, старался, но не получилось, и оказалось, что я плохой. То есть, мог совсем ничего не делать, и был бы плохим. Но я-то старался… не просто хотел, а делал…. И всё равно плохой. Как так? Как так?

– Да вот так, - улыбнулся бармен. – Старичок, не бери в голову. Так бывает. Это воспитание виновато. В детстве учили, что если ты стараешься, то ты – молодец. А результат… результат, конечно, важен, но второстепенен по отношению к мотиву. В реальной жизни наоборот, всем важен результат, а на твой благородный мотив всем наплевать.

– Наверное, я – неудачник. Я плохой. У меня ничего не получается, – мужчина сделал ещё один глоток.

– Нет, так не пойдёт, – заинтересованно начал бармен. – Всё, ничего, удачник, неудачник – это выводы. И для меня неинтересные. А может быть, они вообще ошибочные. Я не знаю. Мне не понятно. Давай конкретней, что не так.

– Всё не так.

– Да, да. Всё не так, и всё не то, когда твоя девушка больна. Цой. Помню, слушал. Старая пластинка. У тебя-то что?

– У меня? – задумался мужчина. – У меня с утра скандал. С женой сплошная бытовуха. Денег ей не хватает, шуба старая, в Турции давно не была, и, вообще, устала так жить. Я ей объясняю, подожди немножко, ещё кредит за машину не выплатили, нет свободных денег. А она всё своё: «Так жить нельзя». Недослушал, ушёл на работу. А я что, против что ли? И я в Турцию хочу, и радовать её хочу. Но не получается. И так из кожи вон лезу, на себе экономлю, каждую копейку берегу, всё в дом, всё в дом. А ей всё мало. Сынок ещё целый месяц вертолёт просит. И что делать? На шубу отложить, вертолёт купить, или ОСАГО продлить?

– Конечно, ОСАГО, – не задумываясь ответил бармен.

– Вот и я думаю, что ОСАГО. Но тогда буду плохим мужем и плохим отцом. А если не продлевать страховку, то буду плохим водителем. И как выбрать? Кем быть? Но это ещё полбеды.

– Что ещё?

– Еду, значит, на работу. В голове бардак: вертолёты, шубы, Турции, деньги. Зазевался. На перекрёстке въехал в бампер иномарке. И перед глазами тут же счётчик появился с кругленькой суммой. ОСАГО так и не продлил, сегодня собирался. Представляешь? Один день без страховки, и именно сегодня такая неприятность. Пришлось договариваться на месте. И, конечно, споры, ругань. А я этого так не люблю. Этот ещё из иномарки погнал на меня. Какой, говорит, из меня водитель. Херня, а не водитель, хуже бабы, говорит, за рулём. И я понимаю, что он прав, понимаю. Но я-то не хотел. Я-то не со зла. Для меня это тоже неприятность. Может быть даже больше чем для него. На работу, конечно, опоздал.

– И по закону жанра, тебя поймал начальник.

– В точку.

– Ну в чём, в чём, а в законе подлости я разбираюсь, – рассмеялся бармен.

– Начальник поймал, но сильно не ругал, пригласил в кабинет. Начал говорить, как ценит, как уважает мой труд и меня как работника.

– Уволил?

– Попросил по собственному желанию. А я десять лет не вылазил из офиса. Десять лет, почти с основания. Когда один только филиал был и пять работников. Представляешь? Говорит, засиделся ты на этой должности, а новой мы предложить не можем. Перспектив у нас для роста нет, и оклад тебе повысить не можем. А такого хорошего сотрудника и днём с огнём не сыщешь, с руками оторвут. Подумал я, говорит директор, и решил отпустить тебя, чтоб реализовался ты как следует, а то зачахнешь в рутине. Прикинь? Это он мне типа благо сделал? Помог, блин, освободил от офисного рабства.

– М-да, интересная формулировка. Ты настолько хороший работник, что даже заслуживаешь увольнения.

– Вот-вот. И я о том же. Говорю, мол, не надо, меня всё устраивает. А он всё нет и нет, решение уже принято. Расти мне пора, развиваться. Потом, говорит, ещё и спасибо скажу. Скажу, я много чего скажу. Прокуратуре скажу, как тендеры проводятся, кто что имеет и где хранит. Всё расскажу.

– Ахаха, – рассмеялся бармен. – Так и сказал?

– Да нет. Это я сейчас, задним умом. А тогда опешил, растерялся. Заявление написал. Стал думать, что врёт директор. Не нужен я больше. Плохой я. Плохой работник. Хороших не увольняют.

– Тебе хоть парашют золотой выдали?

– Издеваешься? Не золотой и не парашют, а так пакетик целлофановый. Расстроился сильно. Доработал кое-как, собрал вещи. Куда деть себя, не знаю. Решил Соньке позвонить. Думал, может хоть она поймёт, пожалеет.

– Сонька – это, я так понимаю, не жена.

– Не жена.

– Любовница?

– Ну…, – замялся мужчина. – Как тебе сказать? Подруга моя.

– Спал с ней?

– Бывало.

– Так это и называется – любовница. Мне-то что голову морочить?

– Да не так всё просто. Доверял я ей, как близкому человеку. Даже разводиться думал. А потом, то у меня проблемы, то у неё. И всё затянулось на много лет.

– Всё понятно, пока всё по сценарию, – улыбнулся бармен.

– По какому сценарию? – не понял мужчина.

– Осенний марафон. Фильм такой советский.

– Не знаю, не смотрел, не помню.

– Ну и не важно. Что там дальше с Сонькой?

– Звоню ей, трубку не берёт. Звоню ещё. Знаю, что выходной у неё. Наконец-то ответила. Хотел приехать, а она говорит к ней нельзя. Не одна она. С мужчиной. И вообще нам лучше прекратить всякое общение. Бросила трубку.

– И ты к ней поехал разбираться?

– А смысл? Всё к этому и шло. Зачем ей я, мои проблемы? И мужик уже новый. Скандалы, истерики, я это так не люблю. Решил прогуляться. Домой не хотелось. Прямо жуть. Чувство, как в детстве после школы, когда получил десять двоек за один день и по каждому предмету. Тут звонок, думал Сонька. Звонит мама, спрашивает, как дела. Переживает. Говорит, что совсем я про неё забыл, давно не навещал, внука не привозил. И от этого стало совсем тошно. Потому что, правда. Правда, забыл, правда, не звонил, давно не навещал. Иду и думаю, что ж я за человек. Плохой муж, плохой отец, плохой сын, плохой работник, плохой любовник, даже водитель и тот никакой. И как жить, когда кругом плохой? Надо что-то делать, что-то предпринимать. Но что, уже не знаю. Так старался, так хотел, и ничего не получилось.

– М-да, – задумался бармен. – Тяжёлый день выдался, старина. Но ничего, всё пройдёт, вот увидишь. Надо посмотреть просто на всё с другой стороны. Давай я тебе ещё соточку налью.

– Спасибо, но денег больше нет. Кончились.

– Забей, не бери в голову. За счёт заведения.

– Ну, тогда давай.

Бармен налил ещё сто грамм виски, мужчина тут же выпил.

– Вот спасибо. От души. Хороший ты бармен: и выслушал, и налил бесплатно.

– Это как посмотреть, - улыбнулся молодой человек. – Вот я тебе налил, и для тебя я хороший бармен. А узнает об этом мой директор, для него буду плохим. Действие одно, а отношение разное. Так и у тебя. Плохой или хороший – это субъективно. Можно одновременно быть и таким и таким. И тогда какая разница, какой? Может важнее, кто?

– Кто, кто? – Отозвался пьяным голосом клиент. – Я. Какой? Плохой. Я – плохой. Всё просто.

– Ну и побудь таким. Разреши себе.

– Разрешу себе. Обязательно разрешу. Спасибо тебе, хороший бармен. Извини, но сегодня я плохой клиента, так что без чаевых. Прости и пока.

Мужчина вышел из бара и шаткой походкой направился к машине.

– Сегодня я плохой. Можно, разрешаю. Плохой водитель – это пьяный водитель. Всегда старался быть хорошим, оказался плохим. Ну и буду значит таким, – бормотал мужчина пьяные слова находясь за рулём.

Завёл, бросил сцепление, заглох. Завёл снова, рывком дёрнулся с места.

Перекрёсток, светофор, мелкий дождь, разбитая фара, размытые огни ночного города, громкая музыка из салона. Плохое освещение, резкий поворот, яма на дороге, визг тормозов, сильный удар, поваленный столб.

Разбитая машина, вытекающее масло, зажатое тело в искорёженной груде метала. И никого нет.

К автомобилю подходит бармен и смотрит на тело сегодняшнего клиента.

– Всё, – расстроено сказал бармен, – приехали. Как так? Почему не взял такси? Ну ладно, что ж теперь. Значит, придётся заново повторять.

Бармен постучал по помятой крыше автомобиля.

– Давай выходи. И не надейся, ты уже умер. Выходи, не бойся. Ругать не буду.

Тело осталось неподвижным, а рядом на сиденье появился силуэт маленького мальчика лет семи.

– Выходи, выходи, будем разбираться.

Опустив голову и немного хныча, мальчик подошёл к бармену. Пара всхлипов. Вытер мокрые глаза и прижался к груди.

– Я старался, - тихо сказал мальчик. – Опять не получилось.

– Я знаю. Ну что ж, будем работать ещё. Надо понять и изучить все ошибки, чтобы не повторить их в следующей жизни.

– Опять суицид и нелюбовь к себе? – спросил мальчик, подняв глаза на бармена.

– Нелюбовь к себе – да, но на этот раз несчастный случай. Так что уже лучше. Но программу по самоуничтожению уже запустил, так что до суицида тоже было недалеко.

– Опять двойка?

Бармен пожал плечами:

– Комиссия рассмотрит. Давай лучше перейдём к главной ошибке.

– Нелюбовь к себе. Это я знаю. Но как полюбить? Никак не получается. В этот же раз всё хорошо начиналось: и семья, и ребёнок, даже подругу завёл. И все любили. Через их любовь и хотел научиться любить себя.

– Вот видишь, как бывает. Через других не всегда получается. Заигрался. Привязался. Захотел быть хорошим, боялся быть плохим. А немощь свою не принял. Не осознал, что можешь быть разным: плохим и хорошим, сильным и слабым. Не принял изменчивость. И не важно, какая характеристика. Не важно какой ты, главное – кто ты!

– Угу, – кивнул мальчик, – я запомню.

– И ещё. Напомни мне, какая единственная характеристика человека?

– Человек живой.

– Правильно. Так что хороший человек – это живой человек, а плохой – это мёртвый человек. А мёртвый человек – не человек, а уже тело. Так что плохих людей не бывает. Так же, как плохих душ. Не расстраивайся.

– Хорошо, – улыбнулся мальчик.

– А вот необразованных полно. Так что, надо учиться на своих ошибках, – бармен потрепал мальчика по голове и взял его за руку. Через миг они скрылись в темноте засыпающего города.

Все рассказы на сайте www.pystiachok.net