Лисья шапка

Алексей Волосников
   Анатолий Плюшкин сидел за столом и угрюмо ковырял вилкой в тарелке с салатом. «Экзекуция» длилась уже второй час. А как всё хорошо было спланировано: посидеть вечером в пятницу в кафе с друзьями, вспомнить прошлое. И повод был более, чем подходящий: сорок лет со дня окончания школы. Пришли 14 человек: 13 учеников и классный руководитель А класса Богданович Галина Владимировна.
После того, как все расселись за большим длинным столом, Галина Владимировна обвела присутствующих строгим учительским взглядом и громко спросила:
   - Какое важное событие вы будете отмечать в этом году?
   - Сорок лет со дня окончания школы, – громко выкрикнул Евгений Грязнов.
   - А ещё? – Богданович хитро осмотрела на своих бывших учеников.
   - Пятьдесят лет, как мы пошли в первый класс, - не задумываясь, ответил Плюшкин.
   - Правильно. И давайте вспомним, как всё начиналось! – с этими словами Богданович вынула из сумки пачку отпечатанных листов: - Вот тут у меня рассказы Толика Плюшкина, начнем с первой встречи с учительницей Быковой Галиной Павловной!
   - Может, не надо? – робко спросил Плюшкин: - Все эти рассказы выложены в интернете в свободном доступе, и каждый желающий может с ними ознакомиться.
   - Сиди и молчи! – назидательно осадил его Кудрявцев Александр: - Галина Владимировна знает, что делает!
   Плюшкин сел и угрюмо уставился в свою тарелку. Превращение вечера воспоминаний в литературный вечер его творчества не доставляло ему ни малейшей радости. К счастью, Галина Владимировна не стала читать рассказы, а ограничилась их кратким пересказом. Все слушали молча, или делали вид, что слушают, и лишь один Новосельцев изредка ехидно комментировал услышанное: «А откуда главный герой – первоклассник знал, как вылетает пробка из бутылки шампанского?!» Хотелось встать и громко крикнуть: «Откуда, откуда? От верблюда!». Но Плюшкин молчал и угрюмо смотрел в свою тарелку с недоеденным греческим салатом.
   - Да всё нормально! - успокаивал Толика лучший друг Евгений Грязнов, хлопая его по плечу: - Литературный вечер, а не какая - нибудь банальная пьянка!
   - Пьянка! - угрюмо пробормотал про себя Плюшкин: - Что – то я не припомню, чтобы за эти 40 лет посиделки с учителями хоть чем - то напоминали банальную пьянку! Выпивали. Да, выпивали, но я всегда приходил домой на своих ногах, а к утру трезвел и был как огурчик, и если надо было, то шел на работу.
   Когда же очередь дошла до рассказа, где автор рассказывал про свои ответы у доски на уроках математики, то все присутствующие начали громко смеяться, и не просто смеяться, а ржать, как лошади, словно пытаясь отыграться на Толике за зря потраченное на сегодняшнем мероприятии время. «Смейтесь, смейтесь!» - подумал Плюшкин: «Я вам это припомню! А всех тех, кто сегодня надо мною веселится, обязательно отмечу в своём следующем рассказе!»
   Громче всех заливался хохотом лучший друг – Женька Грязнов. «Этот не в счет!» - подумал Толик. Следом шёл Олег Языков. Он не просто смеялся, он корчил при этом умопомрачительные рожи и громко хлопал кулаком по столу. «Ладно, ладно, Олеженька! Ужо - то на тебе я обязательно отыграюсь! Ты - то в моих рассказиках гость нечастый!»
   Через полтора часа литературный вечер закончился.
   - Все это, конечно, хорошо! - подал голос Юрий Казанцев, специально прилетевший на эту встречу из Москвы: - Мы с интересом прослушали рассказы, написанные нашим одноклассником. Но это его личное восприятие школьного процесса. Может быть, кто – нибудь еще захочет поделится своими воспоминаниями про школу?
Первой взяла слово Татьяна Степанова: «Во втором классе на день рождения родители купили мне лисью шапку, и когда я пришла в ней в школу…»
   Плюшкин улыбнулся, за последние 20 лет Татьяна уже дважды рассказывала эту историю. Он даже начинал описывать её в одном из своих не дописанных на сегодняшний день рассказов.

                Недописанный рассказ Плюшкина.
   В свой день рождения второклассница Таня Степанова пришла в школу нарядная, с большим кульком конфет.
   - Танечка, какая у тебя шапка красивая! – улыбнулась учительница Галина Павловна.
   - Это мне сшили! Из лисички!
   - Ой, Танюшка, какая прелесть! Дай посмотреть! – подруги Наташа Фазанова и Галя Логанова принялись примерять обновку.
Выждав, когда учительница выйдет из класса, к имениннице неторопливой походкой подошли Женя Грязнов и Андрей Новосельцев.
   - Ну что, мальчишки, нравится вам моя новая шапка?
   - Ага, - буркнул Евгений.
   - А ну, ощипать эту лису! – скомандовал Новосельцев. И два друга протянули руки, чтобы вырвать по клочку шерсти из Таниной обновки. Но Степанова вовремя почувствовала опасность с их стороны и отбила атаку. Андрюша с Женькой злобно ухмыльнулись и тут же предприняли новую попытку, потом еще одну, еще... Степанова била нападавших по рукам, сначала молча, затем с громким сопением, потом – с легким повизгиванием. Она уже начала уставать, а Новосельцев с Грязновым все тянули и тянули свои длинные руки. Спасение пришло неожиданно:
   - Эй, вы! А ну, оставьте Таню в покое! – раздался громкий выкрик за спиной у нападавших. Он принадлежал Юрке Казанцеву. Женька с Андрюшей оглянулись.
   - Ой! Кто это грозный и страшный? – ехидно спросил Новосельцев.
   - Это ее жених! Он пришел, чтобы нас убить! – грустно произнес Евгений.
   - Из револьвера, - добавил Андрей.
   - А ну, оставьте Таню в покое! – еще раз повторил Казанцев.
   - Тили- тили - тесто! Жених и невеста! – весело запели Грязнов с Новосельцевым и вразвалочку направились на свои места: – А с тобой, «лиса», мы еще после уроков встретимся!
   Татьяна тотчас же подбежала к своему спасителю:
   - Юра, сегодня у меня день рождения, и я приглашаю тебя к себе домой!
   - Хорошо. Я только домой зайду за подарком.
   - Не надо никаких подарков!
   - Без подарка неудобно.
   - Удобно. Если хочешь, то после подаришь. Завтра.
   - Ты хочешь, чтобы я тебя проводил?
   Таня молча кивнула.
   - Хорошо.
   После уроков Грязнов с Новосельцевым, радостно потирая руки, стояли около школы, чтобы продолжить разговор с «недоощипанной лисой». Каково же было их разочарование, когда на школьном крыльце появилась Степанова вместе с Юркой Казанцевым.
   - Тили – тили - тесто! Жених и невеста! – только и оставалось добавить незадачливым «поджидателям».
Услышав дразнилку, Татьяна скривила лицо и показала Женьке с Андреем язык, а Юрка пригрозил кулаком.
   - Ну, что, «жених», неси портфель! – и Степанова улыбнулась Казанцеву радостной улыбкой победительницы.

   После рассказа Степановой про шапку в беседу включился Олег Языков. Он поведал удивительную историю про повальное увлечение учеников коллекционированием винных этикеток в шестом классе. «Обалдеть!» - подумал Плюшкин: «Про это надо обязательно написать!» Потом вспомнили Нину Лаврентьевну – учителя физики - и рассказали несколько забавных историй с её участием. Рассказы посыпались, как из рога изобилия. Галина Владимировна поведала очередную историю про своё военное детство.
   Плюшкин обожал такие встречи с одноклассниками. Двадцать один год назад, на очередном дне рождения Богданович, а как правило, в девяностые годы все собирались на квартире у Галины Владимировны, Толик сообщил присутствующим, что начал писать рассказы о школе. «Пиши, Толя, пиши!» - проникновенно произнес Новосельцев, похлопывая его по плечу: «Есть шестидесятники. Про них написано куча книг. А про нас ничего не написано. Пиши, Толя, пиши!» И Плюшкин рьяно взялся за дело: «Это будут рассказы о времени, о себе и о нас!»
   Последующие четыре часа пролетели незаметно. В первом часу ночи присутствующие начали разъезжаться по домам. Олег Языков вызвал такси и с оставшимися на данный момент одноклассниками посадил в него Галину Владимировну, не забыв при этом погрузить в транспорт целую охапку букетов. Водителем оказался бывший выпускник нашей школы, и для Богданович вечер воспоминаний продолжился.
   За Татьяной Степановой приехал муж Михаил и предложил присутствующим продолжить встречу у себя в загородном доме. Грязнов, Новосельцев, Казанцев и Языков согласились, остальные вызвали такси и покинули место встречи.

   - Таня, эта та самая шапка, о которой ты сегодня рассказывала на встрече? – с этими словами Казанцев указал рукой на лежащую на комоде детскую шапочку из лисьего меха.
   - Юра! Шапки так долго не живут! Почти 50 лет прошло.
   - Сколько? 50?
   - Так, Казанцев! Если ты намекаешь мне на мой возраст, то мне 36 лет и ни дня больше!
   - Я и не сомневался.
   - А это, - Татьяна указала рукой на лежащее меховое изделие: - Это детская шапочка моей дочери.
   - Дочери сколько лет?
   - Дочь закончила десять классов. А мне 36 лет или ещё раз повторить?
   - Не надо.

   - Таня, можно тебя на минутку? – в комнату заглянул муж Степановой.
   - Да, конечно, - Татьяна вышла из комнаты: - Что ты, Миша, хотел?
   - Танюша, ты мне представила своих друзей, но я их не запомнил.
   - Юру Казанцева ты знаешь.
   - С Юркой мы сто лет знакомы.
   - Вот тот, что руками машет – Олег Языков.
   - Тот самый?
   - Да. Должность у него уже не та, но работает он там же, судьей.
   - Понятно.
   - Тот, что дремлет – Андрюша Новосельцев. Мы с ним с первых дней в первом классе за одной партой сидели и дрались нещадно.
   - Запомнил! – с этими словами Михаил злобно ухмыльнулся.
   - Рядом с ним Женя Грязнов. Мы с ним тоже  в начальных классах дрались. Во втором классе я от него убегала, он в меня портфелем кинул. Я упала и колено содрала.
   - Убегала почему?
   - Жирдяем его обозвала и язык показала. А ещё во втором классе мне родители шапку пошили, такую, как у нашей дочери. Я, кстати, шапку дочери сегодня в шкафу нашла, когда порядок там наводила. Так вот, пришла в школу радостная в обновке, так эти два обалдуя Женька и Андрюша, других слов у меня просто нет, решили эту шапку ощипать!
   - Да ты что!
   - Руки тянули, я едва отбивалась.
   - Отбилась?
   - Руки об них отбила. Хорошо Юрка Казанцев на помощь пришел.
   - Юрка, вообще, золотой парень!
   - Юра молодец!

   А в это время в гостиной проходила жаркая дискуссия.
   - Конечно, в нашей стране, где не только кухарка, но и каждый дворник считает, что он может управлять государством! – с этими словами Олег Языков посмотрел на окружающих нетрезвым взглядом.
   - По – моему, тут ты, Олег, не прав! – попытался успокоить Языкова Юра Казанцев.
   - Не надо! Не надо меня перебивать товарищ предприниматель! Вы! Вы все ни черта не понимаете во внутренней и внешней политике государства! Да! Вот, когда придет жареный петух, а он обязательно придет, а он не может не придти! Когда он придет и клюнет вас в одно место! Я не буду говорить в какое именно!
В гостиную вошел муж Степановой.
   - Ребята! Извините, что перебиваю вашу интеллектуальную беседу, – с этими словами Михаил посмотрел на спорщиков веселым взглядом.
   - Миша! Можно тебя на минутку! – раздался голос Степановой из кухни.
   - Сейчас, Татьяна! – с этими словами Михаил удалился.
   - На чем я остановился? – Языков вынул из кармана брюк носовой платок и вытер пот со лба.
   - Ты что - то говорил про куриц, - невозмутимо произнес Грязнов и лукаво подмигнул Казанцеву.
   - Про куриц? Ах, да! Куриный грипп! Куриный грипп – штука неприятная, но нынешняя пандемия – это нечто! – Олег поднял вверх палец и пригрозил им присутствующим.
   В гостиную вошли Татьяна с Михаилом. В руках супруг нес две бутылки охлажденной водки.
   - Предлагаю выпить! – с этими словами Михаил поставил спиртное на середину стола.
   - Андрюха! Проснись! Предлагают выпить! – с этими словами Евгений толкнул Новосельцева в бок!
   - Выпить? За это я обоими руками «За!» - произнес сквозь сон Новосельцев и открыл глаза.
   - Ребята, вы молодцы! – Михаил разлил спиртное по стопкам: - Вы, правда, молодцы! 50 лет вместе! 40 лет, как окончили школу, и вы дружите, встречаетесь с учителями! Я говорил про вас на работе друзьям, знакомым: люди не верят, что такое бывает! Предлагаю выпить за дружбу!
Выпили.
   - Тут наш Толя Плюшкин подсчитал, что с 2000 по 2021 год мы встречались с учителями 9 раз, - сообщил присутствующим Грязнов.
   - Плюшкин? – Михаил удивленно посмотрел на супругу.
   - Это наш писатель – летописец. Мы читали с тобой в интернете его рассказы!
   - А – а! Этот? А почему его нет сегодня с нами?
   - Он уже давно дома спит и девятый сон видит, - пояснил Евгений.
   - А когда проснётся, то напишет очередной рассказ, - подхватил Новосельцев: - Наврёт, конечно, с три короба!
   - Много врёт?
   - Ну не без этого. Не соврешь, так и историю не расскажешь! – вынес общий вердикт Грязнов: - Да и кто теперь помнит, как оно всё было на самом деле!

   Утром, в седьмом часу гости начали разъезжаться по домам.
   - Женька! Поехали ко мне на дачу! – произнес Новосельцев: - У меня на даче батут есть. Попрыгаем!
   - Да – а! Батута мне только для полного счастья и не хватало! Спасибо, Андрюша! Как - нибудь в другой раз!
   - Обещал! Все слышали? – Новосельцев обратился к присутствующим: - Грязнов обещал в следующий приезд приехать ко мне на дачу и попрыгать на батуте!
   - Пусть он подтвердит это письменно! – громко объявил Олег: - А Татьяна пусть это обещание заверит!
   - Я кому - то сейчас прямо кое - что заверю! – и для большей верности Степанова показала Языкову кулак.
   После того, как такси отъехало с припозднившимися гостями и скрылось за поворотом, Михаил подошел к жене и обнял её за плечи.
   - Хорошие у тебя друзья!
   - Мальчишки. Они почти не изменились, - тихо проговорила Татьяна и улыбнулась.