Проникновенность

Игорь Туманов 1
СТРЕЛЫ

Это стрелы твоих ногтей, любимая.


ВЕТВИ

Это свет твоих нарядов, любимая.


СВЕТ НОЧНИКА

Это свет уюта, любимая.
_________________________________


ИСКРОМЕТНОЕ ОЛИЦЕТВОРЕННОЕ ВЕРНОЕ


***
Высоцкий - голос СССР,
Губанов - голос России.

Солженицын - голос памяти.
Церковь - глас Божий.

Бродский - голос мира в нём.
Галич - голос надежды на правду Божью.

Башлачев - голос Руси и мира вглубь, вдаль и вовне.


***
Мариночка-Вжик - душа Божья.
Наточка - тоже.
Юленька - тоже так.
Оля - тоже.
Как и Вика Гарманова.

Илоночка, моя первая любовь, - тоже.

Уже много на страну.
Достаточно.

А у них еще есть подруги и родные.

Да плюс искренние прихожанки храмов.
Вот и Бог в людях. Аминь.


ИСТИННОЕ ВО ХРИСТЕ

Нам нужно каяться в грехах до смерти.
Согрешили вновь - опять каяться.
Кающийся - да спасен будет.
Аминь.


ДОБРОЕ ДОМА

Это прежде всего уют.
Спокойная работа за столом.
Молитва.


ИСКРЕННЕЕ ВО ХРИСТЕ

Я люблю многих.
Безответно - люблю.
Но не всегда безответно.


ЛЮБЯЩЕЕ ДО ЗЕЛА

Это пять человек.
И кошечка Зюся.


ИНТЕЛЛИГЕНТСКОЕ ВО ХРИСТЕ

Главное, чтобы был мир в сердце.
Культура общения и спора.
Еще - умение попросить прощения.


РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЕ ВО ХРИСТЕ

Это - умение услужить истинно.
Без обид и качания прав.


ДЕРЕВО ВО ДВОРЕ

У нас почему-то спиливают деревья, укорачивают их.
Удаляют крону.
Зачем?
Кому она мешает?

С кроной дерево создает уют.
А без нее - страшно выглядит.


ДАВНО

Давно я никуда не выезжал из дома.
Сижу себе, как сыч.
А хочется иногда в Иркутск.
Или в Брест.
Но это требует средств.
А взять их негде.
Проблема старая, как мир.

Кстати, мир не так уж стар.
Ему всего-то 9000 лет.
Миру ЛЮДЕЙ - именно столько.


ИРКУТСКИЙ АЭРОПОРТ

Это лучший аэропорт в мире.
Для меня лично - так.
Там всё есть для любви во Христе.

Ж/д вокзалов много хороших.
А аэропорт - один.

Когда-то были хорошие аэропорты в Москве (Домодедово особенно), Батуми, Мирном, Томске, Красноярске.
Сейчас там уже не так.
Может, только Домодедово и остался.


ЦИРЮЛЬНЯ

Обычно я хожу подстригаться в Цирюльню рядом с нашим домом.
Там все время новые мастерицы.
Видимо, большая текучка кадров.

Клиентов мало.


ЛЮБИМЫЕ МЕСТА УЛАН-УДЭ

Таковых у меня три.
Это наш околоток - от Горсада до нас,
улица Павлова от "Саян" до Брусков,
Гостиные ряды.


ЛЫТКИНА,84 В ИРКУТСКЕ

Если бы ни баба Зина и дядя Олег Мюллер, мы бы там пропали.
Они нас просто спасли.
Дай им Бог здоровья и спасения вечного.
Аминь.


ЛЮБИМЫЕ МЕСТА ИРКУТСКА

Это Академгородок, Студгородок, ж/д вокзал, аэропорт,
центр возле "Сезона", площадь Кирова.
Это Урицкого и ТК.
Это Тимирязева.
Цирк тоже.
Район в Ершовском, где живет мама.
Пляж "Якоби".
Остров форели.
Ангарский мост.
Улица Дзержинского.


ИРРЕАЛЬНОЕ

Памяти А.И.Солженицына

...Конкурс там был: 30 человек на место.
Шафаревич застыл со своим "Социализмом".

Я пошел читать стихи.
Есенина и раннего Маяковского.
Прошел на второй тур.

Там было еще сложнее.
Не знаю, как я поступил.

Социализм как явление мировой истории кончился тогда.
У меня было время подумать.
Но я явился на занятия.
А там - Эверт Корсаков.
Опять социализм.
Еще полгода мучил меня.
Потом и его не стало.
Но я решил бросить училище.
Думал поступить в Литинститут.
Не зная, что там коммунизм военный.
Отмучился полгода и бросил.


ЛЬДИНКИ, ДОЖДИНКИ, СОЛНЫШКО

Я люблю сибирскую осень.
Она располагает к мыслям.
О том, что Бог везде.
О том, что мы в Нём.

Русская осень иная совсем.
Она предполагает мир в сердце.
А сибирская - так, как я сказал.

Она тихая, но яркая.
Льдистая вдруг.
Листья осыпались быстро.
Они не видны уже.


МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ДУША

Мужская душа - видимое атмосферное небо с облаками.
Женская душа - космос.


ОЛЕ ПЫЛАЕВОЙ (ИЗ ПЕРЕПИСКИ)

...А мои первые стихи были аховыми.

Назывались "Баллада о подъезде".

Даже неудобно их цитировать здесь.

Поклёп на действительность да и только.

Мне было тогда лет 11-12.

А вторая вещь была лирической, но на тему зоны.

Написанная от имени заключенного, любящего свою девушку.
 
Зима миновала, уже не первая,

и кажется, всё пора мне забыть.

Но видно, что сердце больное, верное,

оно и сейчас не может застыть...



И так далее.

Потом я долго не писал.

И начал писать постоянно уже лет в 20.

Армия меня к этому подвигла.

И я благодарен службе за это.



Во мне был очень долгий период брожения, накопления материала.

Но потом - я развивался очень быстро, даже стремительно.

Писал помногу и разного.

В том числе и поэмы.

А поэтом стал только в 1994 году.

В свои 25 лет.

Когда написал поэму "Авель".

Всё, что было до этого, было ученичеством, как я понял позже.
А после "Авеля" - в меня какая-то неведомая сила вошла.

И я ощутил прикосновение свыше.

Во всяком случае, мне так показалось.

Это было в Москве.

Я тогда впервые осознанно пришел в храм, нёс там послушание сторожа.

Это рядом с метро "Динамо", Оля.

Но как-то напился - и меня оттуда попросили.

Но потом я покаялся, и меня взяли опять.

Это была едва ли ни лучшая пора моей жизни.

Живя в храме, я - честное слово - писал стихов по 40-50 в сутки.

Целыми небольшими книгами писал.

И посылал их по почте своей тогдашней девушке.
Она очень любила меня и была благодарна.

Не ожидала просто.



Ну ладно, Оля, это длинная песня...

Просто именно тогда в меня вошло ощущение, что без Бога - мы ничего не можем.

А с Богом - можем всё.

Ибо, конечно, это было настоящим творческим чудом.

Вот так.


ПО-НЕМЕЦКИ ХАФЕЛЬ


***
Общение в интернете должно быть любящим.
Только любящим.

Дружеское общение быстро затухает там.

А ругань никому не нужна.


***
Когда мы любим, мы там ищем себя истинно.


***
Мы перестаем притворяться с собою.
Мы начинаем любить Бога и ближних.
Только вирта там не нужно.
Иначе всё будет не так, как должно быть.
Нам будет плохо душою.
Потому что мы обманываем своих близких.

И не любим их поэтому.

Можно обойтись поцелуями от всего сердца.
Если только мы ни решили пожениться или выйти замуж.
В этом случае можно всё.


***
Если ты поэт, можно ограничиться стихами и отзывами на них от любимой.
Это очень много, поверьте.
Без этого невозможно тоже.


***
Можно писать этюды по ее фото.
Она всегда откликнется искренне.

И обязательно молись о любимой.
Подавай за нее записочки в храм.

Даже если ваше общение прервалось.


***
Википедии интернета - нередко ошибочны или поверхностны.
Лучше их не читать.


ВИНТИКИ И ШПУНТИКИ

Мы - винтики в общей системе.
И шпунтики тоже мы.

Над нами - рычаги, пульты, тумблеры.
О их назначении мы ничего не знаем.
Даже не догадываемся.

А у них разное назначение.
У одних - в рай, у других - в ад.

Система борется с собою.
И не всегда побеждают те, что в рай.

Нам нужно лично не помогать адским.
Лично каяться в грехах.
В своих, а не чужих.


УХАЖИВАНЬЯ ПО-РУССКИ И НЕ ОЧЕНЬ

Ухаживанья по-русски - это подарить цветы, коробку шоколадных конфет, проводить до дома.
Я ухаживаю по-немецки.
Пишу стихи и письма.
Книгами пишу.


ОТЪЕЗД КОБЕНКОВА

Анатолий Иванович уехал в Москву от себя.
Ему не хотелось быть в Иркутске "вторым", а не первым.
Он не мог этого больше.


ПАМЯТИ ЛЮБЫ СУХАРЕВСКОЙ

Она помогала мне в Иркутске.
Публиковала, платила гонорар.
Брала интервью.
Хранила часть архива.
Где-то всё это и сейчас.

Царствие Небесное тебе, Любонька.
Пухом тебе земля.


ПАМЯТИ ВАЛЕНТИНЫ ТОЛКУНОВОЙ

Она родилась в Листвянке.
Это рядом с Иркутском на Байкале.
И культура исполнения у нее - байкальская.


ПАМЯТИ ОТЦА

Отец был несколько фантастическим человеком.
Если к нему подходил нищий, он мог отдать тому все деньги.
Тысячу советских рублей, например.

При этом нищих на улицах он не замечал.
Ему было нужно личное обращение за помошью.
Как Достоевскому.


ЕЩЕ ПАМЯТИ ОТЦА

Он был человеком слова.
Сказал - сделал.
Не сказал - нет.

Он никогда не лгал, например.
Ни пьяный, ни трезвый.
Даже в разговорах по телефону с самим собой.


ПО-СТАРИКОВСКИ

Мы со Вжиком живем так.
Никуда не ходим, ни с кем не общаемся.
Только друг с другом.
Ну, иногда Вжик общается в Церкви.


ТРАП САМОЛЕТА (РОДНИЧКИ СЛОВ И ФРАЗ)

Мы часто говорим не о том, о чем хотим сказать.
Вот на трапе самолета - иначе это.
Там мы цельны.

Нас сейчас увезут в небо.
Или мы прилетели куда нужно.

Мы говорим там о главном на тот момент.

Мы там не лжем себе.

Почему это так?
Потому что мы чувствуем Бога в нас.

То же самое - в Церкви после службы.
Особенно если мы исповедались.

Еще есть места, где мы честны.
Но их не много.

Например, при посадке в вагон дальнего следования.
Или при встрече на вокзале.


Я - ТЫ

***
Достичь подобной близости, слиться с другим человеком и даже стать им - крайне сложно на земле.
Это - удел Рая Божьего.

Адам и Ева до грехопадения - были такими.
И некоторые великие святые, например, Петр и Феврония, блаженная Ксения Петербуржская и ее супруг, Царь Николай Второй с женою.
Это полное единодушие, единомыслие, совершенная любовь во Христе.

Нам, грешным, нужно учиться лишь не осуждать другого человека.
А если осудил, то припомнить и свой похожий грех.


***
Еще мы бываем одним целым в любящем сексе.
Еще - беременная женщина бывает одним целым с тем, кто у нее в животике.

Да и вообще - мы одно целое с нашими родителями.
Как бы мы ни отдалялись от них в течение жизни.


***
Из всех супружеских пар, мне известных, наибольшей близости достигли Оля Пылаева с супругом.
Проживя в браке 40 лет, они без конца пребывали в медовом месяце.
Никогда не ссорились, не изменяли друг другу.
Всё и всегда делали вместе.

И сейчас, когда Оля овдовела, она всё еще замужем.
Замужем за своим прошлым счастьем.
И жить по-другому - она не умеет и не хочет.


***
Еще сливаться воедино - можно в горячей молитве за другого человека.
Ибо молиться - проливать кровь.
И наши священники - донорствуют смиренно и отважно.


ХЛЕБНЫЙ ГОД


***
Самообразование и вуз - и то и другое хорошо, если ты любишь свое дело.
Кроме Литинститута.


***
Хлебный год для меня - год творческий.
В этот год я много написал с Божьей помощью.
Несколько книг.


***
Об одном прошу Бога: чтобы Он дал мне покаяться истинно.
Я нередко повторяю прежние грехи, не имам покаяния в них.

Только моя Мариночка-Вжик служит мне примером жизни во Христе.
Еще священники, молящиеся за ны, благочестивые прихожане.


***
В иных книгах я дал образы некоторых своих былых женщин.
Это не хвастовство, а самопознание, самоосознание во Христе.


***
Собственно, это всё.


2019-22