Как не прижились в Мюнхене мощи святого Арсакия

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото: Фрагмент серебряного  рельефа  с изображением св. Арсакия Медиоланского в Домском соборе Мюнхена
 
Более трехсот лет, начиная  с 1495-го по 1846 год,  полные мощи св. Арсакия Медиоланского находились в  Домском соборе (Фрауэнкирхе) в центре Мюнхена. Они хранились в роскошном  серебряном саркофаге, установленном  в алтаре Святого Креста. О святом Арсакии, чьи костные останки удалены из собора, напоминает сегодня лишь  рельеф святого на покрывавшей  раку серебряной  крышке работы (1496) ювелира Ганса Лёффлера. Она находится  ныне в зарешеченной «Капелле братьев Леотольдов "Жервоприношение Марии"», расположенной прямо за главным алтарем собора. Св. Арсакия, чье житие неизвестно, сначала почитали  как  исповедника и мученика, а позже его изображали как епископа с митрой и посохом, а также с реликвиями  трех волхвов (в Германии -- «Трех святых королей») и с железным змеем пророка Моисея. Документов и точных данных о времени  жизни  Арсакия не имеется. Считается, что Арсакий  родился в III-IV  или в VI в. в Милане [1]. В одном  источнике называется дата смерти Арсакия – 399 год[2]. Начиная с XV столетия, в Мюнхене распространились письменные сведения о святом Арсакии, где присутствовали заимствования из медиоланских текстов о его жизни и деятельности. Верующим людям св. Арсакия  представляли как «высокопоставленного миланского чиновника», жившего  во времена  правления императора Феодосия I (379-395). Современниками  Арсакия  называли  святых Амвросия († 379),Евсторгия (+ 518) и Авсана (Auxanus; + 557). Предположительно, Арсакий был в Милане одним из учеников святого Амвросия Медиоланского, который и обратил  его в христианство. Став христианином, Арсакий  якобы привел к вере своих родителей и родного брата Евсторгия. Имеются упоминания в легенде, что вместе с этим братом  Арсакий отправился в Константинополь и перевез оттуда  Милан костные останки трех волхвов и железного змея Моисея. (Однако имеются и другие сведения, что змей Моисея появился в Милане только в 1002 году и  благодаря архиепископу Арнульфу II-му [999-1018].)[3]. Мотив дикого и прирученного животного, поступившего на службу к святому, также используется в житии святого Арсакия. Во время своего путешествия из Константинополя в Милан Арсакий  якобы заставил волка, погубившего одного его вола, тащить колесницу, где находились реликвии  волхвов. После смерти святого Амвросия, его преемник  Арсакий мог возглавить  епископскую кафедру Милана, но документальных подтверждений этому не обнаружено. Единственное, что известно, в Баварии Арсакий является одним из так называемых «привнесенных святых», чьи полные  мощи были привезены из Рима или Италии в Баварию в VIII веке (776 год ?). Обнаруженный фрагмент календаря IX-го века зафиксировал «освящение 11 мая новой церкви Арсакия в Ильммюнстере»[4]. Этот баварская коммуна Ильммюнстер находится почти посредине между Мюнхеном и Ингольштадтом. Имеются сведения, что это местечко возникло в конце периода правления герцогской династии  Агилольфингеров во второй половине 8-го века. Историки предполагают тесную связь между  бывшим мужским монастырем Тегернзе на одноименном озере и аббатством  Ильммюнстер. Обсуждается и другая версия, согласно которой основание Ильммюнстера восходит к семье, близкой к баварскому герцогу Тассило III. Ильммюнстер  не позднее 902/903 года принадлежал  монастырю Тегернзе как его  филиал, то есть как «monasterium Ilmina pertinens ad Tegirinseo»[5]. Аббатство Ильммюнстера  почитало  святого Арсакия и соорудило в его честь базилику. С IX века мощи святого Арcакия тесно связывали с мощами святого  Квирина Тегернзевского. В  составленном в  XII-м веке манускрипте монастыря Тегернзе «Passio s. Quirini», отмечалось, что  его основатели Адальберт (Adalbert) и Откар (Otkar) получили  в дар мощи святого Арсакия от папы Захария. В течение первых пяти столетий со времени перенесения мощей Арсакия в Ильммюнстер в этом аббатстве  распространено было мнение, что, во-первых, святой Арсакий был привезен из Рима в Баварию в VIII веке монахом Уто (или Эйо), племянником одного из основателей Тегернзее, во-вторых, святой Квирин почитался как «мученик», а святой Арсакием как «исповедник». По распоряжению основателей Тегернзе Адальберта и Откара, монах Уто (или Эйо), вероятно, был представителем  монастыря в Ильммюнстере. Ученые обнаружили на надгробной надписи, датированной серединой IX-го века, что Уто (Эйо) был «монахом-священником», «защитником Ильммюнстера» и тем, кто доставил  реликвии Арсакия аббатство[6].

Когда  при новой церкви Божией Матери (Фрауэнкирхе) в Мюнхене учредили католический монастырь, возник вопрос о перенесении сюда мощей святого Арсакия из Ильммюнстера. Весь клир аббатства, кроме проректора Теодeриха Маира (Theoderich Mair) и епископа Фрайзинга, cопровождал реликвию в Мюнхен. Настоятели двух монастырей – Бенедиктбоейрна и Андекса возглавляли длинную процессию духовенства. 10 марта 1495 года шествие достигло городской черты Мюнхена[5]. Там мощи святого Арсакия поместили в запряженную шестью белыми лошадьми колесницу, обвитую бархатом золотистого цвета. В праздничной процессии от Господских ворот города до Фрауэнкирхе приняли участие герцог и герцогиня, господа, городское духовенство, придворные слуги и простой люд. В руках участников крестного хода находились зажженные свечи и  весенние цветы. Мощи святого положили в большой саркофаг и установили у ступеней хора огромной Фрауэнкирхе, вмещавшей тогда до 20 тысяч человек. А в самом Мюнхене в тот год  проживало не более 13 тысяч горожан. Все жители участвовали в поклонении мощам святого Арсакия. Герцог Альбрехт IV (Albrecht IV) распорядился изготовить местными ювелирами дорогостоящей гробницы из серебра. От нее сегодня осталась только крышка с талантливо изготовленным рельефом святого во весь рост. Роскошная процессия перенесения мощей святого Арсакия и последовавшее за ним торжественное богослужение надолго запомнились горожанам. Оценили они и церковно-ювелирное искусство мастеров, изготовивших величественную гробницу для реликвий.  Мюнхенские историки отмечают, что  это помпезное событие «странным образом не вызвало какой-либо длительной сенсации в верующем народе» [6].Со временем  Арсакий  так и не стал популярным святым в верующем народе Мюнхена. Его почитание постепенно затухало в городе. Когда во Фрауэнкирхе завершили строительство Крестовой капеллы, саркофаг с мощами святого Арсакия переместили в «Альэттингскую капеллу». Верующие жители города с 1576 года переключили свое внимание на святого Бенно, епископа Мейсенского  (1010 - 1106/1107),чьи  мощи перевезли в Мюнхен и поместили в той же Фрауэнкирхе.  Это был "свой" святой и молитвенник, родившийся на германской земле. Уже с 1580 года св. Бенно стали почитать как покровителя Мюнхена и всей Баварии. Его почитание резко возросло в народе. Святой Бенно "вытеснил" в памяти народа "привнесенного святого из Италии", каким был Арсений. Как не популяризировали священники его в среде верующих,  мощи святого Арсакия так и не прижились в городе. В 1846 году епископат и священнослужители Мюнхена  единогласно  пришли к выводу, что  мощи Арсакия необходимо возвратить в Ильммюнстер, что и было сделано. Ныне  мощи святого Арсакия Медиоланского, чей день памяти католики отмечают 12 ноября,  почивают  в крипте базилики в честь святого Арсакия в коммуне Ильммюнстер, что в Верхней Баварии.

Примечания.

[1].Schnauer V., H.-M. Schindler. Heilige und Namenspatrone im Jahreslauf. -- Pattloch Verlag, 1993, S. 583.

[2]Pfister P., Ramisch H. Der Dom zu Unserer Lieben Frau in Muenchen. – Muenchen: Erich Wewel Verlag, 1994, S.62.

[3]Der Heilige Arsacius und Ilmmuenster auf der Seite des Erzbistums M;nchen und Freising

[4]Там же.

[5]Там же.

[6]Pfister P., Ramisch H. Der Dom zu Unserer Lieben Frau in Muenchen. – Muenchen: Erich Wewel Verlag, 1994, S.62.