Gotterdammerung

Макс Космин
Тетралогия «Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера, которая включает в себя такие оперы, как «Das Rheingold (Золото Рейна)», «Die Walk;re (Валькирия)», «Siegfried (Зигфрид)» и «G;tterd;mmerung (Гибель Богов)», пронизана революционными идеями пролетариата и буржуазии, которые в середине XIX века осуществляли сопротивление полу- и феодальному устройству в Германии. Само название «G;tterd;mmerung» можно рассматривать в значении точки бифуркации, а в контексте того времени - это наличие революционной ситуации и возможность перехода системы в качественно новое состояние, то есть свержение монархии и установление в государстве адекватного создавшейся социально-экономической обстановке того времени и региона режима (вероятнее всего, социалистического толка).
 В четвёртой части тетралогии Хаген из Тронье убивает своего феодала - вождя Гибихунгов Гунтера. Такую акцию можно рассматривать как «гибель богов» монархии и свержение феодального строя. В реальной действительности одной из весомых причин ухода в прошлое роялистского феодализма (в основе лежит принцип легитимации власти) можно считать трансформацию дворянской дружины в регулярную армию, что само по себе предполагает вооружение обычного населения и делает возможным защиту и продвижение общественного мнения.
 Создание «Кольца Нибелунга» берет своё начало с 1841 года в виде замысла, а за написание либретто Р. Вагнер берётся в 1848 году. В 1849 году композитор принимает участие в Дрезденском майском восстании, что отражает его отношение к создавшейся революционной ситуации и затем переносится на страницы тетралогии. Желаемый для автора оперы исход социального брожения не водворяется в действительности и карты пролетариата оказываются биты действиями рейхсканцлера Отто фон Бисмарка («Революция сверху»).